Согласно последним данным Государственной службы статистики, по итогам 2020 года импорт российских товаров на украинский рынок упал на 35% по сравнению с 2019 годом. О чём не без оптимизма рапортовали украинские чиновники. Впрочем, такой обвал товарных потоков из России отнюдь не их заслуга. Виной всему пандемия коронавируса и экономических кризис, после завершения которого взаимная торговля вернётся на круги своя.

Зафиксированный обвал импорта товаров из России действительно является весьма заметным, учитывая, что этот показатель в последние годы только возрастал. Если в 2019 году российский импорт достигал 7 млрд. долл., то по итогам прошедшего года он сократился до 4,5 млрд. долларов. Надо отметить, что это худший результат российско-украинской торговли за 20 лет. Даже в 2016 году, когда Киев методично рушил кооперационные и торговые связи, украинские компании импортировали товаров на 5,1 млрд. долл. Схожая картина с экспортом. В 2020 году Россия купила у соседа товаров на 2,7 млрд. долл., что хуже минимума 2016 года с результатом 3,6 млрд. долл. В целом товарооборот между двумя странами по итогам 2020 года составил 7,2 млрд. долл., что в 5,5 раз меньше, чем в 2013 году, когда он достиг рекордного объема в 39,6 млрд. долл.

Виной всему пандемия коронавируса, которая срезала взаимную торговлю до рекордных значений, с чем не справились идеологи европейского разворота Украины в первые годы после майдана.

Принятый после 2014 года внешнеполитический курс на евроинтеграцию превратил российско-украинскую торговлю в одну из главных мишеней Киева. В первые годы нового курса украинская бюрократия регулярно отчитывалась об успехах по снижению экспортно-импортных операций и грядущем тотальном обнулении торговли с РФ. Разумеется, в пользу европейского рынка. Так, еще в сентябре 2014 года Петром Порошенко было подписано решение СНБО №744 «О защите Украины и усилении ее оборонной способности». В соответствии с этим актом множеству украинских предприятий аннулировали разрешения на экспорт в РФ. В первую очередь это касалось предприятий космической и военной промышленности. Всего в список попали 166 предприятий. Затем, в декабре 2015 года, украинское правительство утвердило постановление № 1146, согласно которому ко всем товарам российского происхождения применяются ставки ввозной пошлины согласно ВТО, а режим свободной торговли в отношении РФ отменяется.

С тех пор и до настоящего времени Киев ежегодно принимает разнообразные ограничительные меры, которые охватывают все более широкий спектр товаров и услуг российского происхождения: от пищевых и промышленных товаров, до санкций в отношении российских авиаперевозчиков, банков, а также социальных сетей и средств массовой информации. Однако после 2016 года, когда вопреки принимаемым ограничениям товарные потоки начали оживать, киевские стратеги приуныли тем более, что сальдо торговли с врагом складывалось далека не в пользу Киева. В частности, по итогам 2018 года Украина закупила российских товаров на 8 млрд. долл., а поставки украинских товаров на российский рынок составили только 3,6 млрд. долларов. Такой результат вернул Москву в число важнейших торговых партнеров.

В итоге, ни таможенные пошлины, ни прочие ограничения не смогли добиться цели, которую поставили на заре эпохи Порошенко — обнулить импорт из РФ. Причина провала новой торговой стратегии крылась в сильной зависимости Украины как от рынков сбыта России, так и от некоторой продукции российской промышленности, заменить которую либо технически трудно, либо экономически невыгодно. И перечень значимой российской продукции является весьма солидным. В частности, около 70% нефтепродуктов Украина закупает у российских и белорусских НПЗ. Другая позиция и один из наиболее чувствительных российских товаров для Украины – конечно же, уголь, доля импорта которого в 2013-2019 годы оставалась на уровне 60%. Также по итогам 2020 года Украина импортировала топливных сборок ТВЭЛ для АЭС на сумму 203 млн. долл., что составляет 57% всего импорта. Важной статьей импорта из России остаются запчасти для железнодорожных локомотивов, которых в 2019 году было куплено на сумму в 29 млн. долларов. Наконец, через третьи страны просачивались российские комплектующие для авиапрома и даже для оборонки.

Но все изменилось в 2020 году, когда в дело вмешалась пандемия коронавируса. «Генерал корона» нанес такой ущерб двусторонней торговле, о котором киевские политики могли только мечтать, запуская механизмы разрушения этих связей. В свою очередь, одной из первопричин снижения импорта из РФ является падение экономической активности. Дело в том, что импорт для экспортной экономики Украины – это не только готовая продукция, но и сырье для переработки в конечный продукт, а также оборудование с комплектующими. И падение этого показателя свидетельствует о затухании экономики. Косвенно на это указывает объем капитальных инвестиций, который в среднем за 2020 год упал на 28%, а в секторе промышленности – на 32,4%. А еще более очевидный удар пандемия нанесла по сфере транспорта: из-за карантина резко сократилось потребление бензина и нефтепродуктов, которые являются одной из ключевых статей импорта из России. В целом импорт минерального топлива, включая различное топливо и уголь, сократился по итогам прошлого года почти вдвое – на 46,3%.

Впрочем, в некоторых сферах не испортили погоду ни пандемия, ни киевские рестрикции: в частности, украинских вагоностроителей из Крюковского завода не так давно уличили в закупке колесных пар российского производства. А еще в прошлом году Запорожский автозавод возобновил сборку автомобилей из машинокомплектов АвтоВАЗа. Новый год начался с острой потребности украинской энергетики, балансирующей на грани веерных отключений, — в российской электроэнергии. Стало быть, наблюдаемый провал взаимной торговли вряд ли отражает её новый уровень. Поэтому вполне вероятно, что уже в 2021 году импорт товаров из России, равно как и экспорт в российском направлении, будут восстанавливаться, как это уже было в 2016-2019 годы. Только вот при сохранении того же уровня политических отношений – торговля с Россией вновь будет выгоднее для Москвы, чем для украинской экономики.

Дмитрий Заворотный