17 февраля (по новому стилю) левым террористом был убит Великий Князь Сергей Александрович (1857–1905), пятый сын Императора Александра II. Что помнить – террористов или их жертв?

Участник русско-турецкой войны 1877–1878 годов, Великий Князь Сергей Александрович был человеком консервативных убеждений.

Будучи московским генерал-губернатором (1891–1905) и членом Государственного Совета (1894–1905), Великий Князь много сделал для благоустройства Москвы: была открыта новая очередь Мытищинского водопровода (1893), издан указ о запрете слива отработанных фабричных вод в Москву-реку, при Императорском Московском университете были построены общежития для студентов и многое другое.

К моменту террористического акта Великий Князь Сергей Александрович уже не был московским генерал-губернатором, а оставался лишь командующим войсками Московского военного округа с 1896 года.

Террорист, его убивший, недоучившийся студент Каляев, с 1898 года изначально состоял в ленинской организации «Союзе борьбы за освобождение рабочего класса». В 1903 году вступил в боевую организацию эсеров, поучаствовал в убийстве министра внутренних дел К. В. Плеве (1904), где был запасным метальщиком бомбы.

4 (17) февраля 1905 года, около 15 часов Великий Князь Сергей Александрович ехал в своей карете от Николаевского дворца в Кремле и рядом с Никольской башней был атакован террористом. Каляев бросил в карету мощную бомбу, убив Великого Князя и его кучера Андрея Рудинкина.

теракт

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1857–1905), ДЯДЯ НИКОЛАЯ II, УБИТ В МОСКВЕ БОМБОЙ, БРОШЕННОЙ РЕВОЛЮЦИОНЕРОМ ИВАНОМ КАЛЯЕВЫМ. ФОТО: RUSSIAN LOOK/GLOBALLOOKPRESS

Карету и тело Великого Князя разнесло в клочья. Террорист был пойман и осуждён.

Москва 8 (21) февраля прощалась с убитым Великим Князем:

Кремль весь день переполнен народом. У гроба Великого Князя непрерывно служатся панихиды. Церковь Святителя Алексия, в которой поставлен гроб с останками Великого Князя, далеко не может вместить всех желающих поклониться праху.

На месте гибели Великого Князя Сергей Александровича 2 апреля 1908 года в Кремле, был поставлен памятник-крест, выполненный по проекту знаменитого Виктора Васнецова.

После Октябрьской революции в уничтожении памятника-креста поучаствовал лично Ульянов-Ленин. По воспоминаниям большевистского коменданта Кремля П. Малькова:

Ильич ловко сделал петлю и накинул на памятник. Взялись за дело все, и вскоре памятник был опутан верёвками со всех сторон. Ленин, Свердлов, Аванесов… и другие члены ВЦИК и Совнаркома… впряглись в верёвки, налегли, дёрнули, и памятник рухнул на булыжник…

В 2018 году памятник Великому Князю был восстановлен при участии президента Владимира Путина, назвавшего Каляева террористом, а сам теракт – преступлением.

Несмотря на это, имена Каляева и других террористов и революционеров продолжают оставаться монументально увековеченными в наших городах. Наши улицы, площади и проспекты продолжают носить эти бесславные имена убийц, разрушителей и террористов.

Современному государству давно пора дать историческую оценку революциям в России, определив с вершины власти как нравственную государственную догму, что политические революции есть социальное зло, и перестать относиться к революционным именам на просторах нашей страны столь терпимо.

Абсолютно неприемлемо, что улицы в русских городах – Вичуге, Владивостоке, Воронеже, Кашире, Кинешме, Краснодаре (улица и проезд), Наро-Фоминске (проезд), Павловском Посаде (улица, переулок и проезд), Пензе, Рославле, Рыбинске, Сергиевом посаде (1-я и 2-я Каляевские), Серове, Соколе, Тарусе, Туле, Гусь-Хрустальном – до сих пор носят имя кровавого террориста. Он и ему подобные не могут быть примерами для русских людей.

Необходимо возвращать исторические русские названия, воспитывая новые поколения в стойком неприятии революционных путей для будущего развития России.