Украинские исторические мифы. Обвинения в постоянной русификации украинцев – следующий миф, преподаваемый в школах Украины. Так ли это?

Обвинение Российской Империи в «русификации украинцев» удивительно в силу того, что даже в XIX столетии малорусское население в своей огромной массе не подозревало, что ему надо быть украинским народом и говорить на украинском языке, который ещё не появился на свет.

В 2003 году бывший президент государства Украина Л. Кучма признавался в своей книге, что «мы до сих пор не до конца поняли, кто мы такие» (Украина – не Россия. М., 2003. С.23-24).

Во времена же присоединения южнорусских земель в XVII столетии к Московскому государству, как он сам утверждает:

свободолюбивые украинцы Богдановой державы считали и называли себя рускими (или «руськими»), и православный московский царь не воспринимался ими как чужой.

(С.147).

Если это так, а это, действительно, так, то можно ли вообще говорить о том, что тогда существовали какие-то «свободолюбивые украинцы»?!

В другом месте своей книги Л. Кучма подчёркивает, что южнорусские деятели вплоть до XIX столетия «считали себя русскими из Малороссии. В их время украинское сознание ещё не пробудилось настолько, чтобы они подчёркнуто считали себя украинцами в России» (С.159).

То есть почти тысячу лет «украинское сознание» всё никак не пробуждалось в среде южнорусского населения, при этом оно считало себя русским, с чем не спорят даже бывшие президенты современной Украины.

Тогда собственно о какой насильственной русификации идёт речь в украинских исторических сочинениях?

Конечной целью политики интеграции, – читаем в одном украинском учебнике, – которую проводили правительства России и Австрии, была ликвидация национальной самобытности украинского народа, уничтожение любых проявлений его сопротивления имперскому управлению.

(Турченко Ф. Г., Мороко В. М. Історія України (кінець XVIII – початок XX ст.) Підрруч. Для 9 кл. загальноосв. Навч. Закл. Київ: Генеза, 2003. С.6).

Ещё более удивительно протягивание современных, а на самом деле ещё советских, границ Украины (УССР) из глубины веков в Российскую Империю. «Чтобы пользоваться богатствами Украины, – утверждает один украинский историк, – и прежде всего её людскими ресурсами, навсегда присоединить украинские территории в состав Российской Империи, необходимо было замкнуть украинцев в мощные тиски российского административного устройства. С этой целью на рубеже XVIII-XIX веков подроссийская Украина была поделена на девять губерний. …Имперское правительство не учитывало географию расселения украинского народа. Значительная часть земель, заселённых преимущественно украинцами, была по живому (!) отрезана от украинских губерний и присоединена к соседним с Украиной русским. Так, за пределами девяти украинских губерний остались громадные районы Кубани, Войска Донского, Воронежской, Курской, Гродненской, Могилёвской губерний и часть Бессарабии, также Холмщина» (Струкевич О. К. Історія України. Підручник для 9-го кл. загальноосвіт. навч. закл. Київ: Грамота, 2009. С.28).

Последнее предложение свидетельствует: украинцев пытаются убедить, что и сегодня в составе Российской Федерации существуют исконно украинские земли. Видимо, подводя своих учеников к мысли о незаконно оккупированных Россией украинских территориях? Образование используется для взращивания шовинистических реваншистских страстей.

Выдумывание «русификации» необходимо для того, чтобы объяснить удивительный феномен в украинской истории – на всем её протяжении с древнейших времен и практически до XX столетия не существует никакого объекта украинской истории. Это зияющее отсутствие необходимо чем-то оправдывать.

И здесь вспоминают старое марксистское определение России как тюрьмы народов (Всесвiтня iсторiя: 1914-1939 // Авт.-упоряд.: Я.М. Бердичевський, Т.В. Ладиченко. Запорiжжя, 1998. С.243), обвиняя Российскую Империю, что она целенаправленно русифицировала украинское население на протяжении всей своей истории.

«Русификацией» украинские историки объясняют практически все события в своей истории.

Уничтожение казацкой государственности, – перечисляют авторы очередного украинского учебного пособия, – введение российских государственных учреждений, русификация значительной части казацкой старшины вывели Украину из средоточия европейских наций. Российское правительство пыталось превратить украинцев в этническую массу без своих лидеров и исторической памяти, неспособную защитить свою культуру, а тем более приумножать и развивать её. Официальный Петербург стремился сделать украинцев «настоящими русскими».

С этой целью их лишили права образования на родном языке… насаждали идею верховенства «русского народного духа». Чтобы в сознании наших предков Отчизна не воспринималась как что-то целостное и отдельное от России, бывшие украинские регионы получили названия: «Западная Россия», «Юго-Западная Россия», «Южная Россия», или «Новороссия» (Струкевич О. К. Історія України. Підручник для 9-го кл. загальноосвіт. навч. закл. Київ: Грамота, 2009. С.34).

Но реальное отсутствие в Новороссии, на западной или юго-западной территории Российской Империи неких «украинских регионов» вовсе не объясняется «насильственной русификацией».

Во-первых, надо для начала найти саму «насильственную русификацию», какие-то её административные или хотя бы законодательные следы в жизни Российской Империи.

Во-вторых, «украинских регионов» не было в наличии и до присоединения малорусских земель к Московскому государству в середине XVII столетия. Их не было и в Речи Посполитой.

В польском государстве, например, существовало Русское воеводство (около 1434-1772), как административно-территориальная единица с центром во Львове, и существовал «воевода русский» (1434-1794), управлявший этими русскими землями. А другие малорусские земли входили в так называемую Малопольскую провинцию.

Так что территорию современного государственного образования Украина называли либо Малой Польшей, либо Малой Русью.