15 февраля 1967 года в Ленинграде арестовали членов Всероссийского социал-христианского союза освобождения народа (ВСХСОН) – крупнейшей русской антикоммунистической организации того времени.

Надо вспомнить, что 1967 год не был рядовым для коммунистической партии. Это был год 50-летия Октябрьской революции, и собирались его отметить именно «в городе трёх революций», в Ленинграде, с приездом членов правительства, с постановкой «штурма Зимнего дворца», с массовым шествием по пути Ленина с конспиративной квартиры в Смольный, с установкой тридцатиметровой статуи вождя мирового пролетариата между Ростральными колоннами на Васильевском острове.

Но вышла незадача: в январе 1967 года в КГБ поступила информация, что в городе действует организация, которая ставила своей целью, как явствовало из полученной от предателя программы, – вооружённое свержение советской власти.

Ещё больше удивила власти выяснившаяся впоследствии после арестов и допросов численность организации и кандидатов в её состав – около 100 человек, в разных регионах страны.

Кто были эти несоветские люди?

В основном люди с высшим образованием – востоковеды, историки, педагоги, математики, инженеры. Люди, которые согласились с главным посылом ВСХСОН:

Социализм не может улучшаться, не подрывая при этом своих основ.

То есть социализм может быть только жёстко партийным, по-военному тоталитарным и в реалиях реформационного очеловечивания после XX съезда КПСС будет подрывать свои революционно-классовые основы и неизбежно развалится.

Лидером организации был востоковед по образованию, выпускник университета Игорь Вячеславович Огурцов (р. 1937), автор программы, пробывший после осуждения 20 лет в заключении и ссылке; в руководство входили Михаил Садо (1934-2010), на суде заявивший «Россия мне мать. Мог ли спокойно смотреть на страдание моей матери?» (13 лет строгого режима), Евгений Вагин (восемь лет строгого режима), Борис Аверичкин (восемь лет строгого режима). Вместе с ними были осуждены ещё 17 человек, получивших меньшие сроки, в том числе будущий известный писатель Л.И. Бородин (1938-2011) – шесть лет.

Интересно, как принимали в организацию. Сохранились воспоминания члена ВСХСОН:

В специально полуосвещённой комнате, где все стены в книжных стеллажах, – четыре человека. Михаил Садо, бородатый ассириец, внешностью похожий на молодого Сталина, – он рекомендатель; ранее незнакомый нам Евгений, тоже из первых сподвижников Игоря Огурцова – он, собственно, принимающий, – и мы с другом. Нам даны тексты короткой присяги. Ознакомясь, мы глухо, но не без торжественности поочерёдно прочитываем тексты. На рукава пиджаков нам накладываются планки с изображением русского флага (триколора). Эти же планки на рукавах «принимателей». Рукопожатия, скупые поздравления – и всё.

(Бородин Л.И. Вне выбора // собрание сочинений. Т.6. С.73).

Идеологией ВСХСОН был «третий путь» – без коммунизма и без капитализма. Предполагалась христианизация экономики, политики и культуры и подготовка к перехвату власти у коммунистов, которые, как убеждены были члены ВСХСОНа, обязательно доразвалят СССР сами.

Мы позволяли себе… – вспоминал член ВСХСОН, писатель Леонид Иванович Бородин, – погрезить неким далёким будущим, в котором слово «Россия» не будет иметь никаких синонимов, мы представляли себе это слово щедро разбросанным на карте евразийского материка, отказавшегося от сатанинской задумки устроения на своих меридианах земного рая… образ возрождённого Русского Православного Царства пребывал в наших душах. Как всякий образ, он был прекрасен и стоил того, чтобы посвятить ему жизнь.

По программе ВСХСОН: земля должна была принадлежать в качестве общенациональной собственности – всему народу, государству давалось исключительное право на эксплуатацию недр, лесов и вод, имеющих общенациональное значение. Устройство государства предполагалось теократическое и социальное, построенное на моральной основе, не приносящей в жертву ничьих законных интересов.

 У организации был свой гимн, последние строки которого следующие:

«Боже! По силе Закона

Дай ему главы отсечь!

Дай нам повергнуть дракона!

Боже! Вложи в руки меч!

 

На алтаре в древнем храме

Вспыхнули тысячи свеч.

Бейте в набат, христиане!

С нами Божественный меч!»