Окно Овертона в истории с чипированием биообъектов продолжает неумолимо сдвигаться. И это тот случай, когда очень не хотелось бы переходить из разряда «конспирологов» в официозный источник информации, но что поделаешь. Продолжатель дела Рэя Курцвелла и прочих апологетов трансгуманизма Илон Маск на днях заявил, что вслед за свиньей успешно прочипировал обезьяну. По его словам, она «совершенно довольна и счастлива», не испытывает никакого дискомфорта. Вскоре человечеству покажут видео, как несколько чипированных обезьян играют в пинг-понг, а тем временем спецы из российской обители форсайтщиков вовсю подхватывают тему и готовят людей к той же участи. Самое поразительное и шокирующее в этой истории – то, что человек в новой системе цинично воспринимается как ходячая площадка для техноэкспериментов, а не как уникальная личность с живой душой.

Не успел глава корпорации Neuralink отчитаться об успешном чипировании обезьяны, как РИА Новости поспешило сделать интервью с профессором Сколковского института науки и технологий (Сколтех) Михаилом Лебедевым, который сообщил: за исключением некоторых проблем с приживаемостью в организме человека, все в общем-то готово для принятия россиянами чипов. В лечебных целях, разумеется, исключительно ради благих задач… При этом в России, оказывается, нет никаких законодательных ограничений для подобных техноэкспериментов с живыми людьми – в отличие от того же Евросоюза. Да и с точки зрения биоэтики и морали никаких проблем господин Лебедев не видит. Просто послушайте, что он говорит.

«Насколько я понимаю, они сделали на обезьяне то же самое, что они сделали на свинье. В данном случае обезьяне имплантировали много электродов, поставили усилитель и беспроводное устройство для общения с внешними компьютерами. Обезьяна выглядит хорошо. Основное достижение – миниатюризация усилителя и система имплантации электродов, которую они уже показывали на крысах и свиньях. Хороший технологический результат.

Скорее всего, обезьяне имплантировали чип в моторную кору, может быть, в сенсорную в области руки. Они сделали дырку в черепе, туда роботом поместили электроды, от электродов провода идут к усилителю. Куда поместили усилитель, будет ясно позже. Затем все это покрыли каким-то цементирующем раствором, потом снова натянули кожу и зашили. Устройство снабжено батарейкой, которая заряжается индуктивным способом, то есть нужно подвести обезьяну к индуктивной зарядке, зарядить, и насколько-то этого будет хватать. Насколько, пока не ясно – может, на десять минут, может быть, на час».

Сделали дырку в черепе, хороший технологический результат, обезьяна выглядит хорошо… Какая сухая оценка того факта, что подопытное животное до сих пор живо, жаловаться-то оно все равно не может – говорить пока не научили. Ключевой момент в этой истории – «беспроводное устройство для связи с внешними компьютерами». То есть вживленные микроэлементы постоянно поддерживают связь с внешним устройством, а беспроводная связь работает как на прием, так и на передачу сигнала. Это ключевой момент, и мы можем уже догадаться, как именно обезьяна будет «играть в пинг-понг» и исполнять другие команды. Эти приказы ей будет отдавать внешний компьютер – через чип в голове, электроды которого погружены в нейроны мозга. То есть речь идет о механизме внешнего управления обезьяной путем стимулирования соответственных мозговых зон вживленным имплантом, а не о каком-то ее сверхразвитии, самообучении и т.д.

Далее воодушевленный профессор воодушевленно заговорил о том, что можно по той же схеме сделать с человеком.

«Как снимать сигналы от нейронов мозга? Есть два основных подхода. Первый – не инвазивный, то есть мы не трогаем человека, а ставим ему на голову электроэнцефалограмму и считываем. Все бы хорошо с этим методом, но сигнал считывается не очень хороший. Энцефалограмма не очень информативна, для хорошего сигнала нужно вставлять электроды в мозг – это второй подход. Но на людях не экспериментируют, поэтому вставляют электроды в мозг обезьянам, потому что ее мозг ближе всего к мозгу человека. Маск помог сделать имплантат миниатюрным, и он не тревожит животное. До него делали так: обезьяну сажали в специальное кресло, подсоединяли разъемы и провода, что неудобно для обезьяны. Для обезьян это максимально удобно, в перспективе для человека это тоже будет максимально удобно.

Самая существенная проблема – это биосовместимость. Что бы мы ни засунули в мозг, организм будет пытаться это отвергнуть. Мы вставили электроды в мозг, его окружают глиальные клетки, а потом он может совсем быть закрыт соединительной тканью, и это ухудшит передаваемый сигнал. Когда будет решена проблема биосовместимости, тогда все фантастические планы станут реальностью».

Да, хороша энцефалограмма, да вот беда – мозг не терпит внешних вмешательств, сигнал слабоват от него, так что надо вставлять электроды прямо в мозг. Животное не тревожится, сидит себе с подключенными к мозгу проводами в кресле, да и человеку будет также максимально удобно – цинично рассуждает профессор Лебедев. Ну а самая главная проблема для «инноватора» – биосовместимость. Надо же, какая неожиданность – клетки мозга воспринимают имплант как инородное дело, посторонний лишний объект (каковым он и является, конечно же), а потому стараются обезопасить от него человеческий организм. Осталось только обмануть естественную защиту человека – и тогда все их планы станут реальностью. Какая прелесть!

«Теперь о том, чипирует ли Маск людей. Пока это все на стадии медицинских приложений, и широкого чипирования не планируется. Но если это начнет широко применяться в человеческой области, то определенные проблемы могут возникнуть. Особенно, если эти имплантаты будут стимулировать. Можно стимулировать области удовольствия и мотивации. Можно представить себе людей с чипами, которые будут нажимать на кнопочку и получать удовольствие. Имплантат для самостимуляции можно сделать прямо сейчас, и никакой технической сложности это не представляет. Пока это гораздо сложнее, чем принимать таблетки, но это осуществимо».

После этого спича возникает логичный вопрос – то есть все это дикое вмешательство в организм человека в том числе ради того, чтобы просто «нажимать на кнопочку – и получать удовольствие»? Уже планируется использовать вживленные чипы как нейронаркотики, как сому из «Дивного нового мира» Хаксли? В кого же превратятся такие индивиды, которые вживят себе нечто для «нажимания на кнопочку и получения удовольствия»? Вот это помощь здоровью, ничего не скажешь. Тут уже попахивает либо психбольницей, либо местами не столь отдаленными для распространителей подобных идей.

Отвечая на вопрос о наличии этических норм для подобных опытов над людьми, Лебедев отреагировал:

«Статьи философы пишут о том, что это и к чему приведет. На уровне государства, по крайней мере в России, я ничего подобного не слышал. Никакие нормы не вводились.

У нас есть прекрасные нейрохирурги, которые имплантируют все, что угодно, а вот в технологии отставание есть. Что касается экспериментов на животных, то Европа вычеркнула себя из этого соревнования, потому что запретила эксперименты на животных. Я думаю, что Китай будет лидировать, потому что там все разрешено и обезьян достаточно. В России нет запретов на исследования, поэтому тоже есть все возможности. Пока российских работ немного, но мы собираемся восполнить этот пробел».

То есть о негативных последствиях чипирования людей сколковец предлагает поразмышлять философам, пока он и его единомышленники будут все это реализовывать. Тем более, никаких запретов на уровне государства, оказывается, у нас нет. Имплантировать они уже готовы все, что угодно. Пусть там Европа отстает со своими запретами издевательств над животными… У нас же теперь главный ориентир – технократический Китай, где все разрешено «и обезьян достаточно». Большего цинизма в ответе и не придумать… Плюс ко всему, Лебедев сотоварищи готовы «восполнять пробел», похоже, и в нашей стране уже нашлись добровольцы на чипирование.

Все это похоже на какой-то сон, но нет… проснуться не получится, тем более, что машинное управление людьми уже прописано в соответствующих ГОСТах . Интерфейсы «мозг-компьютер» — это в том числе нейронет как часть федерального проекта «Цифровые технологии», утвержденного Правительством в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика» в октябре 2019 г. (подробнее об этом – см. материал «Катюши» ). Так что призываем всех вменяемых деятелей науки, политиков, чиновников, депутатов, общественников, верующих и атеистов срочно бить в набат и поднимать вопрос о жестких биоэтических ограничениях для подобных опытов над людьми. Наконец, и президенту пора обратить на это самое пристальное внимание. Как-то совсем не верится, что человек, который ежегодно погружается в купель и часто накладывает на себя крестное знамение, мечтает о превращении России в «страну православных киборгов».

РИА Катюша