Москва потеряла профессионала-эпидемиолога, который не менял свою позицию в угоду начальству и умел говорить с людьми.

В Москве в возрасте 66 лет скончался бывший главный санитарный врач столицы, доктор медицинских наук, член-корреспондент РАН, замдиректора по науке НИИ вакцин и сывороток им. Мечникова Николай Николаевич Филатов. Человек, всегда имевший свою точку зрения и отстаивавший её, а не менявший в угоду позиции власть предержащих. С 1993-го по 2012-й он работал главным санитарным врачом столицы. Говорят, что его несговорчивость стала причиной отставки с должности главного санврача Москвы после смены столичного градоначальника. Не вписался…

С самого начала пандемии коронавируса он был последовательным критиком избыточных, по его мнению, ограничительных мер, которые установили власти регионов. Зайти к начальству со своим мнением, а выйти с начальственным – формулировка, столь знакомая многим из нас, была явно не про него. Филатов не тушевался ни перед кем.

В апреле прошлого года он был приглашён (в числе других экспертов) на встречу с президентом России для обсуждения стратегии борьбы с пандемией коронавируса, на которой предложил избавиться от чрезмерных ограничительных мер, предложенных властями, «выпустить детей и открыть зоны отдыха». Его аргументация участников совещания не убедила.

Николай Николаевич не был, как считают некоторые, ковид-диссидентом. Наоборот, человек, который всю жизнь проработал эпидемиологом, прекрасно отдавал себе отчёт, с чем столкнулась и наша страна, и вся планета. Но он полагал, что шумиха, созданная вокруг пандемии, породила не только чрезмерные ограничения со стороны властей, но вкупе с последними оказала стрессовое воздействие на население. Причём, по его словам, зачастую для создания шумихи использовалась откровенная ложь.

Обнаруживается вирус. Тут же публикуется его геном, все начинают делать тест-системы, и быстренько во всех странах, ещё есть или нет больной, но уже готовы диагностировать заболевание. Что нам показывают китайцы? Они показывают нам больного, лежащего на кушетке, который в судорогах подпрыгивает на этой кушетке. Это не лихорадка, которая в результате высокой температуры у больного. Это в лучшем случае эпилепсия, скорее всего. То есть фальшь уже в этом, –  рассказал он на одном из круглых столов в Царьграде. – Мы поменяли восемь тактик оказания медицинской помощи. Девятые методические указания уже вышли по лечению и профилактике коронавирусной инфекции. Но летальность-то росла, значит, эффективность мы как бы не угадали.

Одной из кардинальных ошибок, по его мнению, стало то, что внимание ковиду уделялось в ущерб другим вирусным заболеваниям (в частности, не менее, а то и более опасному гриппу, летальность которого в два раза выше, чем у коронавируса) и оказанию плановой медицинской помощи.

Всё зависит не от вируса, а от органов власти. Только власть может растянуть этот процесс. Заставляя нас носить маски, например. При этом я понимаю, что вирулентность возбудителя снижается. Он никуда не исчезнет, но станет менее агрессивным. Без вакцинации. Максимум эпидемия в мире продлится ещё полтора года. Главное, что должно быть организовано, – остановить истерику, – был уверен и оставался в этой уверенности до последнего дня Николай Николаевич и грустно констатировал: – Думается, мы вскоре узнаем цифры роста смертности от сердечно-сосудистых заболеваний.

Не всего прогнозы по тому же коронавирусу оправдались. Но цифры резко возросшей в прошлом году «избыточной смертности» в России, вклад в которую летальных исходов от ковида минимален, как ничто другое доказывает обоснованность его аргументов.

Вместе с тем он категорически был не согласен с теми, кто принижал достижения России в эпидемиологии или безответственно критиковал российскую вакцину.

С точки зрения охраны здоровья, нет ни одной страны в мире, имеющей такие достижения, как Россия. Все теоретики эпидемиологии – отечественные, все великие научные разработки, от теоретических до практических, – тоже отечественные. Оспу ликвидировали в мире благодаря России. Но нам постоянно вдалбливают в голову, что французские или нидерландские вакцины лучше – кому-то нужно их продать, и потому они эту теорию и пытаются вбить в наши мозги. Но ничего подобного, отечественная вакцина ничем не хуже,

– дал ответ паникёрам Николай Филатов в эфире Царьграда.

И вот его больше нет. В ряду настоящих специалистов и экспертов, которые могут высказать в лицо власти, что считают её ошибками, а что и самодурством, стало на одного меньше. А их, положа руку на сердце, и так было не слишком много.

Источник