Спустя год английская газета «Таймс» вспомнила об увезённом американцами на базу зенитном комплексе «Панцирь», что когда-то одни ливийцы отняли у других ливийцев. Которым его подарили шейхи из Эмиратов. Купив в России. Экспортный «кастрированный» вариант. Вопрос: кого «Таймс» хотела этим уязвить?

Старая добрая «Таймс» и кольнуть Россию старается по-старому, по-доброму. Прошлогодней «жевательной резинкой». Правда, надо признать, не до конца пожёванной. Похоже, с зубками у старой доброй «Таймс» нынче беда. Ну а как иначе понять заметку в газете, с коей и век, и два назад британский джентльмен приступал к завтраку, о том, что:

– ещё в прошлом году

– Соединённые Штаты

– в Ливии

– захватили (!) и вывезли

– российский зенитный ракетно-пушечный комплекс (ЗРПК) «Панцирь-С1»?

То есть

– старая дряблая грымза

– выбравшись из-под Альцгеймера

– с дребезжащим смехом и ужимками

– поведала миру, что в июле прошлого года американцы вытащили из Ливии эмиратский «Панцирь», которыми ОАЭ оснастили армию мятежного ливийского маршала Халифы Хафтара и которые он утратил военно-полевым способом в ходе бегства от правительственной армии.

Джентльмены, слышали новость?

Отдельной оценки заслуживает также фраза:

Об этом сообщает британская газета The Times со ссылкой на собственные источники.

Джентльмены, я напрасно водил вчера свою лошадь к ветеринару! Это оказался не мой ветеринар!

А что было?

А было вот что. Заливные шейхи, которые поддерживают Хафтара, поставили его Ливийской национальной армии (ЛНА) сколько-то ЗРПК «Панцирь-С1Э», то есть модификацию для экспорта, выполненную на шасси MAN-SX45. Хафтар обеспечил себе с их помощью относительное господство в воздухе против жалких ВВС правительства в составе двух МиГ-25, двух МиГ-23 и 18 лёгких штурмовиков G-2 «Галеб» и L-39ZO. Для этих целей и одного «Панциря» хватило бы…

Но маршал зарвался и переоценил свои силы уже, казалось, на пороге победы – почти зайдя в Триполи. Тут в войну вмешался возомнивший себя султаном Блистательной Порты турецкий президент. Эрдоган как раз получил в своё распоряжение достаточное количество беспилотников – прежде всего мощных универсальных «Байрактаров», которые начали выпускать в таком количестве, что военные не боятся их терять. Военные же, со своей стороны, успели набить руку в боевом применении БПЛА, сумев весной прежде всего с их помощью сорвать в Идлибе крупное наступление Сирийской правительственной армии.

Ну и вожжа под хвост турецкому лидеру попала, тоже не без того: показалось, что всё у него вдруг начало получаться с возрождением Оттоманской империи.

Что ж, в Ливии, во всяком случае, получилось. Придя на помощь формально законному ливийскому правительству (имея в качестве неубиваемого аргумента помощь населявшим город Мисурата выходцам из Турции), Эрдоган быстро и эффективно оборвал напрягшуюся в последнем усилии струну, в которую превратилась армия Хафтара. Поскольку это не армия в привычном смысле слова, а мешанина племенных и партийных ополчений: под ударами турецкой авиации она самораспустилась. С остатками своего воинства Хафтар с трудом удержал позиции возле города Сирт – и то больше потому, что в дело вмешался Египет, пригрозивший Анкаре и Бенгази прямой интервенцией в Ливию.

Не очень понятно до сих пор, что остановило Эрдогана, ведь при всей формальной силе армия Египта на деле армия, во-первых, арабская, во-вторых, феодальная, в-третьих, с крайне демотивированными солдатами. Армия, которая полтора десятка лет не может выкурить игиловских* бармалеев с Синая, вряд ли устояла бы перед совместным ударом турецких янычар и мисуратских бандитов.

Скорее всего, Эрдоган просто не хотел – да и не был готов – к большому замесу в Ливии. Особенно после того как шёпотом, но гулким там свои интересы обозначила Россия, и они отнюдь не совпадали с турецкими. Но по факту турецко-мисуратско-правительственные силы частью уничтожили, частью захватили брошенными несколько хафтаровских «Панцирей».

И вот теперь беззубая старуха «Таймс» пытается хохотнуть нам в ухо, рассказывая байку, будто американцы захватили (!) российский (!) ЗРПК «в полностью работоспособном состоянии» и вывезли транспортным самолётом C-17A Globemaster III на свою авиабазу Рамштайн в Германии. С прозрачным намёком на то, что старшие кузены, мол, теперь-то уж доберутся до всех тайн ужасающей Запад русской ПВО…

А что же на деле?

На деле «старая леди» действительно забыла, что оставила зубы в стакане для полоскания, а кто-то унёс их на конюшню проверить, всё ли в порядке с ротовой полостью у лошадей. Прикус, прямо признаем, получился слабым и вместо страшного – слюнявым. Взять, например, фразу – опять с отсылкой к неким ужасно информированным участникам – будто янки потому вывезли «Панцирь», что опасались: вдруг-де попадёт «в руки контрабандистов» и будет в дальнейшем использоваться «для уничтожения гражданских самолётов»? А взорвать его на месте американцам что, пластида не хватило?

Или такое же жалкое злорадство на тему, что зенитный комплекс вряд ли интересен американцам с точки зрения разведки, потому что те, мол, уже давно изучили «Панцири» – сразу после поставки их в ОАЭ в 2009 году. А то в Москве изначально этого не знали!

«Панцирь-С1Э» – это, повторимся, экспортная версия ЗРПК «Панцирь-С1». Конечно, он и в экспортной комплектации сумел, как подсчитали наблюдатели, сбить чуть ли не два десятка турецких БПЛА. Но всё же литера Э в обозначении продаваемого за границу русского вооружения всегда предусматривает возможность его захвата геополитическим противником. Потому на экспорт, как верно отмечено в одном из комментариев, всегда отправляются «кастрированные» системы. Можно сказать и больше: самые новые и секретные виды оружия и в собственные-то линейные части не сразу передаются!

А тут и образец для «Э», «Панцирь-С1», – изделие, мягко говоря, не новое, 1994 года. И сразу же – не особо и секретное, ибо уже на следующий год был показан на международном салоне. Да и что там секретить, когда это идейное и техническое продолжение линейки всем известных «Тунгусок»! К тому же довольно скоро войска передали конструкторам своё недовольство некоторыми существенными недостатками комплекса, из-за чего пришлось его обновлять и переделывать. Переделка получила наименование «Панцирь-С2» и была принята на вооружение в 2015 году. А потом была и ещё одна модификация – «Панцирь-СМ»!

В деталях описывать, чем один отличается от другого, не будем. Последние варианты лучше и убойнее – и этого достаточно. То есть достаточно сказать, что в Сирии они стоят на защите базы Хмеймим и пока ещё ни один беспилотник не пропустили. Даже такие, что в виде палки с моторчиком, ЭПР у которых и есть как у палки с моторчиком. А ЭПР – это одно из важнейших сегодня военно-технических понятий, означающее «эффективная площадь рассеяния». Говоря просто, это характеристика малозаметности объекта: такое отражение от него на экране радиолокатора, которое в идеале вообще не появляется, а в реале не позволяет надёжно идентифицировать и зацепить цель. Например, когда крейсер светится на экране как рыбацкая лодочка, а самолёт – как неопасная ворона.

Так вот, «Панцирь-С1» различает цели, начиная с 2-3 см². Зависит, конечно, от погоды, от расстояния, от некоторых других факторов, но граница, что называется, обозначена. А потом он эти цели перехватывает – по высоте от 0 м до 15 км и по дальности от 200 м до 20 км. Соответственно, более новые модификации показывают результаты лучше. По дальности, например, уже за 40 км.

Вот только одна беда для наших злейших заокеанских «партнёров»: версия «Панцирь-С1» содержит только оптико-электронную систему управления огнём. То есть нет там главной «фишки» – радара раннего обнаружения и целеуказания 1РС1-1Е с фазированной решёткой на дециметровом диапазоне (различает цели с ЭПР 2 м², показал наибольшую дальность обнаружения в 80 км). Который, зафиксировав цель, передаёт его двум двухдиапазонным (см+мм) радарам сопровождения и наведения 1РС2-Е «Шлем» (различают цели с ЭПР 0,1 м² на дальности 20 км).

Наконец, и ракеты его, 57Э6Е и 9М335, тоже несколько поотстали от более новых ракет для новейшего ЗРПК «Панцирь-СМ». В два разика примерно. А в Эмираты вообще поставлялись ракеты 9М311.

И что там остаётся изучать американцам на мужественно отжатом у ливийцев экспортном «Панцире»…

Ну и, наконец, последнее. Несколько не очень вдохновляющих эпизодов с «Панцирями» в Сирии (со всеми поправками на «арабство» их экипажей, уходящих перекурить, не перезарядив комплексы) показали и доказали, что хотя в теории эти ЗРПК и прописаны в качестве самостоятельных защитников отдельных объектов, на практике это всего лишь зенитный ракетно-пушечный комплекс малой дальности. А не кудесник ПВО с волшебной пушечкой. По-настоящему он эффективен – и частично незаменим – в системе средств ПВО. Где объединены в одно управляемое целое зенитно-ракетные комплексы разной дальности, когда одни отбивают атаки, а другие их защищают. С включением систем радиотехнической разведки и радиоэлектронного противодействия и борьбы.

У какого Хафтара американцам всё это взять?

 

* ИГИЛ, ИГ – организация, деятельность которой в Российской Федерации запрещена.