Итак, на днях свершилось великое – был заложен первый кирпич в основание будущего военно-морского флота Украины. Ну… в очередной раз

И что же такого значимого случилось в мире?

А дело всего лишь в том, что в начале января Минобороны США заказало изготовление первых двух катеров Mark Mk VI для Украины. По словам украинских СМИ, в рамках американской программы Foreign Military Sales Украина получит 16 катеров новейшего катера Mark Mk VI. Пожалуй, на первый взгляд ничего дурного про сам предмет сделки сказать нельзя.  Как отмечают военные эксперты, сторожевые катера типа Mk VI разработаны и строятся компанией SAFE Boats International в Бремертоне с 2014 года для прибрежных сил ВМС США.

Цельноалюминиевый катер типа Mk VI имеет полное водоизмещение 72 тонны, длину 25,8 м, ширину 6,2 м и осадку 1,2 м. Он оснащен двумя дизельными двигателями MTU 16V2000M94 суммарной мощностью 5200 л.с. с двумя водометами HamiltonJet HM651 и способен развивать скорость до 45 уз. Дальность плавания 690 миль на скорости 30 узлов. Экипаж катера составляют 10-11 человек, и еще семь-восемь способны размещаться дополнительно (суммарно имеется 18 мест). Стандартное вооружение катера в ВМС США составляют две 25-мм автоматические дистанционно управляемые установки Mk 38 Mod 2 и шесть 12,7-мм пулеметов М2 на турельных установках (возможна установка 7,62-мм пулеметов или 40-мм автоматических гранатометов Mk 19).

Повторимся – сами по себе катера неплохи. Но дьявол, как известно, кроется в деталях.

Хорошо знакомый с военным делом читатель уже по одному этому описанию понял, для каких целей они предназначены: экипаж в десять человек, легкое артиллерийское и стрелковое вооружение, а также приличная скорость вполне однозначно указывают на прямое назначение катеров: они пригодны исключительно для патрулирования прибрежных морских территорий и защиты портовой инфраструктуры. И тут возникает вопрос – а зачем ВМС Украины вообще подобные патрульные катера?

Судите сами: ни по техническому оснащению, ни по вооружению они никак не могут выступать достойными соперниками даже для малых боевых кораблей российского флота. Парирование присутствия москитных сил Донецкой Народной Республики в Азовском море? Очень странное решение.

Надо понимать, что такие корабли предназначены для действий вблизи своей территории, а ни в коем случае не для несения службы у берегов противника, где все их невеликие огневые возможности нивелируется несколькими выстрелами ПТУР с берега. Да и вообще – идея о том, что они будут защищать украинские порты от внезапного набега легких катеров, скажем, морской пехоты ДНР – это, прямо скажем, редкостный бред. По крайней мере – до тех пор, пока Республика не выставит в акваторию какие-то морские суда аналогичного класса. Хуже этого только глубокая мысль украинских адмиралов о применении данных катеров в качестве тральщиков в случае постановки (кем?!) донных и якорных мин.

Отдельного внимания заслуживает вопрос поиска глубокого смысла в покупке Незалежной патрульных кораблей за рубежом, при том, что в нормальной стране любое правительство старалось бы в первую очередь развивать свое собственное производство. Или распиаренная из каждого желто-голубого холодильника «Гюрза» больше не является предметом гордости ВМС Украины?

Исходя из всего вышесказанного, мне видится только один вариант истинного смысла происходящего – и здесь пахнет грандиозным распилом. Дело в том, что из шестнадцати анонсированных единиц, шесть Соединенные Штаты передадут бесплатно. Остальные же десять ВМС Украины планируют закупить за бюджетные средства. Они обойдутся бюджету Украины примерно в 100 млн долларов, что равно 2,8 млрд гривен. Вот уж где поле непаханое для набивания карманов всех причастных и тотального отката! Вот где постоянный источник дохода! Пока что нельзя точно назвать главных получателей выгоды, но я уверен, что через год-два Украину привычно сотрясет очередной коррупционный скандал, который вновь не приведет ни к каким выводам. Так что пока просто подождем.+

Николай Муравский, специально для News Front