Корреспондент Царьграда разбирался в истории Владимира Санкина из Уфы и искал ответ на вопрос: «Такое решение суда – это послание обществу о том, что нельзя трогать негодяев?»

Башкирский суд удивил: приговорить к восьми годам человека, уберёгшего школьников от негодяя, собиравшегося надругаться над ними, – это перебор.

На стороне 34-летнего автомеханика из Уфы Владимира Санкина поддержка общества и здравый смысл.

Как правило, тех, кто по неосторожности лишал жизни педофилов, домогавшихся детей, если и отправляли в тюрьму, то обходились с ними относительно мягко. И выходили они на свободу по УДО.

Так было, например, в случае петербургского боксёра Александра Кузнецова, отправившего в смертельный нокаут гастарбайтера из Узбекистана в конце декабря 2008-го, пытавшегося изнасиловать его пасынка в подъезде. Кузнецову дали 2,5 года, и, получив условно-досрочное освобождение, он вышел на свободу в 2010 году.

К аналогичному сроку приговорили и тоже выпустили раньше его истечения десантника Алексея Бурилова, спасшего дочь знакомых от домогательств развратника. Мужчина тоже подрался с напавшим на девочку, и тот впоследствии скончался в больнице.

А Санкину дали восемь лет. «Строгача».

Столько же, только общего режима, получил актёр Михаил Ефремов, устроивший смертельное ДТП в Москве. Историка Олега Соколова, убившего и расчленившего свою подругу-аспирантку, приговорили к 12,5 годам в колонии строгого режима. А коррупционерам, разворовавшим бюджетные миллионы, зачастую меньше дают, а то и вовсе выпускают. А тут восемь лет колонии строгого режима человеку присуждают за то, что он спас подростков от педофила.

«Мой друг в лапах извращенца!»

О том, что произошло почти год назад, 30 января 2020-го, на северной окраине Уфы – возле промзоны, – Царьград подробно рассказывал, и всё же напомним.

События разворачивались в здешних «рабочих кварталах». Частный сектор, среди которого не встретишь дворцов и модных коттеджей, соседствует тут с двухэтажными бараками. Контингент – соответствующий: работяги, не испорченные «прелестями» толерантного мира.

И автомеханик Владимир Санкин такой же. Он вырос в этих местах, воспитанный матерью, улицей и спортзалом. Человек семейный, хороший автомеханик.

Владимир Санкин. Фото: личный архив Владимира и Полины Санкиных

В тот вечер он возвращался домой из мастерской обычным маршрутом – мимо бараков на Петрозаводской. Из подъезда одного из них ему навстречу выскочил парнишка лет 12.

– Помогите! – чуть не плачет. – Там извращенец на нас напал, в квартиру затащил, пристаёт! Я-то сбежал, а мой дружок у него! – кричал он.

В суде пацаны потом рассказывали, что они играли во дворе в снежки, замёрзли, заскочили в подъезд погреться. Стояли на лестничной площадке возле батареи, громко и весело болтали.

Неожиданно открылась дверь квартиры №6 на первом этаже, из неё вышел пожилой мужчина и спросил: «Чего это вы тут расшумелись?».

Ребята объяснили. Мужчина разулыбался и предложил: а что в подъезде торчать, заходите – чайком угощу.

Ещё раз напомним, дело было в «рабочем городке», где все почти друг друга если не знают, то, по крайней мере, видели. Все равны, все одинаковые – без выпендрёжа и прибамбасов. Пригласить на чай – нормальное дело.

И мальчики зашли к улыбчивому незнакомцу.

Он сказал: скидывайте куртки, раздевайтесь, а я сейчас, пару минут подождите. И удалился в комнату. Вернулся со спущенными штанами и всем своим «хозяйством» наружу.

– Он приказал: снимайте трусы, сейчас «что-то интересное» будет, полторы тысячи вам заплачу, не бойтесь, вам понравится, – рассказал Санкину мальчишка. – А если откажетесь, пригрозил, что топор возьмёт и завалит нас! И к другу моему лезет! Я вырвался, а он остался!

– Веди, быстро! – скомандовал Санкин. Сам отец, он сразу понял, что там за «мужик».

Вбежали в подъезд, а на площадке борьба. Второй паренёк попытался сбежать, сумел открыть дверь и выползти в подъезд. Но куда подростку против взрослого дядьки, тот прицепился и обратно в квартиру тащит.

К обвинению в убийстве добавили разбой

Дальше события развивались стремительно. Владимир паренька отбил и сцепился с противником. Они вывалились на улицу, завязалась драка. Свидетели вспоминают, что напавший на мальчишек ударил Владимира первым.

Схватка получилась жёсткой – есть кадры, где на снегу вокруг места столкновения пятнышка белого нет, одна кровь. Победителем вышел Санкин, мужик крепкий, плюс занятия спортом даром не прошли.

Его оппонент, получив несколько крепких ударов, остался лежать.

Соседи, следившие за этим из окон, вызвали полицию, потом приехала скорая.

Полицейские забрали Санкина, медики – педофила. Живым тот до больницы не доехал, скончался по пути.

От чего именно, тоже большой вопрос. То ли от ударов Владимира, то ли стукнувшись головой после падения на землю.

В полиции возбудили уголовное дело о «причинении тяжкого вреда здоровью, повлёкшее смерть» (ст. 111 УК РФ, ч. 4). Максимальное наказание по ней – 15 лет лишения свободы. Впоследствии к ней добавилось ещё одно обвинение – в «разбое».

Почему? А всё просто. Когда мальчики дали показания о том, что погибший предлагал им полторы тысячи рублей и даже показывал купюры, следователи задались вопросом о том, куда подевались деньги.

– И решили «повесить» пропажу на Володю, – рассказала Царьграду супруга Санкина  Полина. – Но ведь его досматривали в полиции, прежде чем отправить в камеру изолятора временного содержания, ничего не нашли! Да и не мог он позариться ни на какие деньги, тем более такие грязные, от этого гада! Вова извращенцев на дух не переносит!

Педофил со стажем

Говорят, о мёртвых либо хорошо, либо вообще ничего. Но ведь рассказать правду тоже допускается, верно?

Поэтому рассказываем то, что известно об умершем.

Владимиру Зайцеву было 54 года. Трижды его судили – и всё время по «нехорошим» статьям.

В первый раз отправили за решётку в 18-летнем возрасте в 1983 году – на 4,5 года по статье «мужеложство».

Следующий срок Зайцев получил в 2003-м: по оперативным данным, он неоднократно распивал с подростками спиртное и склонял их к непотребствам. Однако доказать ни одного эпизода тогда не получилось, и приговор был мягким – год исправительных работ за «вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий».

Зайцев тем временем будто бы исправился, женился, у него родился сын.

Но, как вспоминает супруга, жизнь с Зайцевым была настоящим адом – попойки, скандалы, избиения. И за топор, кстати, тоже хватался. Жена вспоминала, что он и на неё бросался как раз с топором… Получается, что, пригрозив тогда порубить подростков, он не блефовал. Точкой в совместной жизни, ставшей одновременно и его третьим приговором, было, как пишут башкирские СМИ, изнасилование собственного сына. Мальчику тогда не было и четырнадцати. И в 2007-м Зайцев получил 11 лет строгого режима.

Отбыл срок от звонка до звонка. И вышел летом 2018-го.

В колонии, где он отбывал наказание, ему дали такую характеристику:

Неуверенный в себе, обидчивый, склонный к депрессиям и тревогам. Социально полезные связи не поддерживал и был склонен к уединению. Зависимый, чрезмерно контролирующий себя, не выражающий свои мысли прямо и открыто, недоверчивый. Испытывал трудности в межличностных отношениях.

После освобождения ему нельзя было выходить из дома с десяти вечера до семи утра, надо было постоянно отмечаться в полиции. Ему установили запрет на появление в местах проведения общественных мероприятий и вблизи «массового нахождения несовершеннолетних», то есть рядом со школами, детсадами и парками.

Условия пребывания на свободе он временами игнорировал – на него составили несколько протоколов за мелкое хулиганство.

А главное, в характеристике ФСИН, составленной на Владимира Зайцева, указывалось, что он «склонен к совершению повторного преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних».

Что, собственно, и случилось 30 января 2020 года.

И на уже умершего педофила, между прочим, тогда тоже заводили уголовное дело по соответствующей статье УК, но закрыли «в связи со смертью подозреваемого». Есть такая формулировка.

Проходите мимо, не мешайте извращенцам

Естественно, выяснились всё это до того, как Санкину избирали меру пресечения.

Оттого, видимо, отправить его в СИЗО Калининский районный суд по ходатайству следствия и не решился: поднялась волна народного возмущения, в интернете появилась петиция в его защиту, адресованная властям Башкирии, СКР и генпрокурору, об этой истории много и регулярно писали СМИ. Санкина отправили под домашний арест.

Расследование и судебный процесс длились без малого год. Дело рассматривалось с участием присяжных, которые вынесли вердикт: по «разбою» невиновен, по «причинению тяжких телесных повреждений, повлёкших смерть», виновен, но заслуживает снисхождения.

Собственно, по ключевому обвинению – в смертельном исходе драки – заседатели и не могли озвучить другое решение: сам факт этого никто и не опровергал.

Но приговор, вынесенный Калининским райсудом, получился странным.

Мы предполагали, что его посадят, – признаётся супруга Санкина Полина в беседе с корреспондентом Царьграда. – Но думали, максимум года четыре дадут, может, пять. Хотя, конечно, очень надеялись на гуманность, на то, что общественный резонанс сыграет свою роль. Адвокаты были хорошие. Вообще все близкие верили, что будет условный срок. Хотя сам он был почти уверен, что приговорят к реальному. Но чтобы так – целых восемь лет «строгача»! Мы в шоке! Я ночь не спала, не знаю, что делать дальше.

Один из основных защитников Санкина, адвокат Шота Горгадзе заявил, что приговор будет обжалован. Но и он тоже не может взять в толк, как могла судья вынести такой приговор.

«Совершенно непонятна её мотивация. Все основания дать «ниже нижнего» есть, и вердикт присяжных гласит, что Санкин заслуживает снисхождения. Мы смогли доказать несостоятельность обвинения по статье «разбой», и вообще всё было очевидно с этим делом», – отметил Горгадзе.

А сам Санкин, когда его после приговора спросили, не жалеет ли он сейчас, что вступился за мальчишек, без раздумий ответил: «Не жалею».

Вот только у других людей, которые сегодня, завтра, через месяц – не дай Бог, конечно, но бывает всякое – попадут в похожую ситуацию, сомнения возникнут: а стоит ли оно того, раз защита ребёнка от извращенца может обернуться большим сроком?

Что нам всем хочет сказать этим суд? – возмущён адвокат Шота Горгадзе. – Увидев насильника, удерживающего ребёнка и пытающегося его изнасиловать, не вмешивайтесь, идите своей дорогой! Иначе вы сядете на 8 лет! Так, что ли?! Я не конспиролог, но, может, это посыл педофильского лобби гражданскому обществу: «Не трогайте наших»? Как бы после такого приговора поступили вы, узнав судьбу героя Владимира Санкина? Прошли бы мимо? Пусть звучит жёстко, но по мне лучше мёртвый педофил, чем мёртвый ребёнок, жертва педофила.

Горгадзе пообещал дойти с этим делом до председателя Верховного суда России.

Царьград продолжит следить за развитием этого громкого дела.

Автор:
Александр Степанов