Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

 

Первые дни нового года отметились увеличением оптовых цен на российское топливо. Рост биржевых цен на бензин составил в районе 6-8%, что вызвало беспокойство экспертов рынка. Основные причины данных изменений – нынешняя налоговая политика государства, а также восстановление мирового рынка углеводородов, из-за чего некоторые нефтяные компании устремились за рубеж, угрожая России дефицитом.

На интернет-доске объявлений rentaller.ru, специализирующемся на предоставлении информации об аренде спецтехники, можно найти информацию об аренде низкорамных платформ в Москве и других транспортных и грузоперевозочных услугах.

Биржа волнуется раз…

2020 год был тяжёлым для России по многим причинам, кризис ударил по многим отраслям, сильно подорожали продукты, недвижимость, импортные товары. Но одна традиционная проблема – рост цен на топливо – обошла нас стороной. Бензин подорожал чисто символически, существенно ниже инфляции. Но вот первые дни нового года оказались более тревожными. На Петербургской товарно-сырьевой бирже Аи-92 подорожал сразу на 8%, с 48,6 тысячи до 51,3 тысячи рублей за тонну, АИ-95 – на 6%, с 49,1 тысячи до 51,9 тысячи рублей за тонну. До АЗС волна подорожания ещё не дошла, но эксперты полагают, что риск такого развития событий весьма велик.

Топливо – социально значимый продукт, чья стоимость входит в цену практически любого товара в мире. И рост цен здесь – социальная проблема. Иногда руководителям правительства приходится просто собирать всех ключевых игроков рынка и, как нашкодившим школьникам, объяснять им, что такое ответственность, что такое умеренность, что такое законы Российской Федерации. В последний раз это случилось в 2018 году, после чего стороны разработали механизм, призванный защитить всех от колебания цен. Но сейчас, в начале 2021 года, мы видим большие риски, что этот механизм сломался.

Чтобы понимать, как поступить в сложившейся ситуации, надо осознавать её причины – иначе есть риск, что мы будем лечить симптомы, а не болезнь.

Почему дорожает топливо

1. Постоянно растёт налоговая нагрузка на нефтегазовую отрасль. Заправляя полный бак, вы, наверное, думаете, что кормите обнаглевших нефтяников? Нет, вы платите государству – в розничной стоимости топлива налоги и акцизы достигли уже 70%, а между тем добыча нефти и переработка её в бензин тоже небесплатные.

С января 2021 года акцизы выросли на 4% – вроде мелочь, но в 2015 году акцизная ставка на автомобильный бензин составляла 7,53 тысячи рублей за тонну, а сейчас уже 13,26 тысячи рублей – рост почти в два раза. С такой скоростью у нас дорожают разве что красная икра да криптовалюты.

Вице-президент Независимого топливного союза, заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный Партнёр» Дмитрий Гусев говорит:

Минфин категорическим образом не хочет увеличивать привлекательность отрасли, не хочет привлекать денежные средства для развития отрасли, мы находимся в постоянной ситуации выплаты в той или иной степени налогов, то ли через демпфер, то ли через акциз, то ли через налог с продаж – как угодно, но постоянно нефтяники платят. Все эти механизмы, мягко говоря, не настроены для того, чтобы привлекать адекватные инвестиции. Отрасль не то что не зарабатывает, она даже не может покрыть свои затраты.

2. Механизм демпфера, действующий с 2019 года. Немецкое слово «демпфен» означает «заглушать, амортизировать», вот и механизм этот призван смягчать последствия колебания мировых цен для внутреннего рынка. Если поставки на внутренний рынок для нефтяных компаний становятся менее привлекательными, чем экспорт, бюджет компенсирует им разницу – и наоборот. В реальности механизм демпфера привёл к обратной ситуации на рынке, когда нефтяные компании стали вынуждены продавать топливо на внутреннем рынке себе в убыток. В итоге реализация идеи оказалась не блестящей: по данным ФАС, демпфер прибавляет более 4% к розничной цене бензина. Сегодня многие эксперты говорят о необходимости пересмотра механизма демпфера и адаптации его расчёта под текущие рыночные реалии. При правильной реализации вполне реально стимулировать сектор переработки, который находится сейчас в тисках налогового манёвра.

Генеральный директор ЗАО «Инфотэк-Терминал» Руслан Танкаев констатирует:

Демпфер увеличивает цены на бензин и дизельное топливо внутри России примерно на 4%. Все разговоры с Минфином на эту тему упираются в то, что действующий демпфер позволяет заполнять государственный бюджет, поэтому его трогать нельзя. На розничном рынке это пока не сказалось, но через определённый промежуток времени высокие оптовые цены всё равно перейдут в розницу. Это где-то два-три месяца.

В декабре 2020 года, после частичного восстановления цен на нефть, «Лукойл» сократил продажи бензинов на 21%, «Сургутнефтегаз» – на 17%, «Газпром нефть» – на 4%. Отдуваться за всех вынуждена «Роснефть», нарастившая поставки бензина на 52%, а дизеля – на 32%. При этом же «Роснефть» нарастила свою долю продаж бензинов на бирже на 12% до рекордных 62%.

3. Ориентация многих компаний на экспорт, несмотря на обещанные компенсации. Что ж, поклонение экспорту является вечной проблемой России. Понятно, что проще продавать сырьё в Китай и страны «золотого миллиарда», чем перерабатывать его и реализовывать продукт своему населению. В 2020 году, несмотря даже на падение мировых цен, почти все крупнейшие компании – «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Газпром нефть» – существенно (в среднем почти на треть) нарастили поставки на внешний рынок. В результате внутри страны, как мы показали в прошлом пункте, растёт доля «Роснефти», которой это совершенно не нужно, ведь такое доминирование по сути своей убыточно.

4. Спекуляции. Нефтегазовая отрасль – ключевая в России, в ней вращаются большие деньги, а где деньги – там и паразиты. Именно спекулятивные операции привели к кризису на топливном рынке в 2018 году: организации многократно прогоняли нефтепродукты через биржу, стараясь заработать на разнице скачущих котировок. Когда привычки фондового рынка переносятся на сырьевой – быть беде.

Частным случаем спекуляций является и раскачивание информационного поля с целью добиться каких-то преференций: как правило, этим отличаются региональные сети, стремящиеся создать невыносимые условия для федеральных игроков и выдавить их из региона. Забавно, что, не имея собственной добычи и инфраструктуры, эти маленькие, но гордые игроки закупают топливо у тех же проклятых федералов. На данный момент розничные цены поднялись лишь в нескольких регионах, и, как правило, это результат именно такой странной «самостийности».

* * *

Бить в набат рано – ситуация ещё некритическая. Но уже достаточно серьёзная, поэтому профильным ведомствам хорошо бы вновь сесть за стол переговоров и обсудить, как избежать двух неприятных крайностей – роста цен на бензин выше предела «инфляция + рост налогов» и принудительной, антирыночной заморозки цен указом «сверху», что резко подорвёт авторитет всей нашей нефтегазовой отрасли, уменьшит доверие к ней зарубежных партнёров.

И откладывать такой разговор в долгий ящик нельзя. Если, по Танкаеву, в апреле начнётся новый виток роста цен на АЗС, это повысит социальную напряжённость фактически накануне парламентских выборов. Которые и без того обещают быть чрезмерно интересными.

Автор:
Иван Дементьев