Деньги – основа всего

В нашем современном мире невозможно рассматривать никакое значимое явление в отрыве от финансовой подоплеки. Тем более, если это касается вопросов веры.

Для начала – немного статистики.

В самом конце декабря 2020 года издание «Vesti.ua» выпустило любопытный материал, в котором, ссылаясь на информацию Министерства культуры и информационной политики Украины, отмечает, что Украинская православная церковь является крупнейшей конфессией в стране и имеет почти вдвое больше приходов по сравнению с новосозданной «Православной церковью Украины».

«Для проведения богослужений 7097 религиозных организаций Православной церкви Украины использовали 5299 культовых и приспособленных под молитвенные здания: 3673 культовых зданий и 1626 помещений, приспособленных под молитвенные. Украинская православная церковь в единстве с Московским патриархатом насчитывала 12410 религиозных организаций, которые своем пользовании имели 11 157 культовых и приспособленных под молитвенные зданий, в том числе 7804 культовых зданий и 3353 помещений, приспособленных под молитвенные», – говорится в материале издания.

Однако такое положение дел совершенно не устраивает руководство Православной церкви Украины.

Так, 12 декабря сторонники ПЦУ пытались захватить храм канонической Украинской православной церкви, расположенный в селе Михальча Сторожинецкого района Черновицкой области, сообщили в пресс-службе Синодального информационно-просветительского отдела Украинской православной церкви. В УПЦ также отметили, что в августе и ноябре 2019 года уже имели место попытки захвата данного храма.

Возможно, у читателя встанет вопрос – и что с того? Какая, в сущности разница, сколько приходов у ПЦУ – разве их количество не теряет значения перед важностью духовного окормления паствы?

Ну, тут есть пара неочевидных нюансов, и здесь мы вернемся к самому началу статьи.

Деньги – основа всего. В том числе, они являются основой и чисто религиозного, на первый взгляд, противостояния.

Для общего понимания, уместно будет привести пару цитат из статьи под название «Церковна франшиза: як фінансуються релігійні громади в Україні», размещенной в «Deutsche Welle» в январе 2019 года. Исходя из материалов издания, доходы украинских церквей складываются из нескольких составляющих.

Во-первых – это пожертвования прихожан.

«Первым священники обычно называют пожертвования прихожан. Хотя опрошенные DW эксперты отмечают, что они могут удовлетворить только определенный процент потребностей большинства общин», — говорится в статье.

Во-вторых, это – продажа свечей, религиозной литературы, икон и других церковных товаров.

«При этом наиболее выгодным является продажа именно свечей – из-за их низкой себестоимости и особенности православного обряда, объясняют эксперты», — пишут журналисты издания.

В-третьих, речь идет об услугах, которые могут предоставлять религиозные организации.

«Если церкви зарабатывают на проведении религиозных обрядов — крещений, свадеб, захоронений, то монастыре могут брать деньги за размещение паломников», — отмечается в материале.

Ко всему прочему, важным источником доходов является хозяйственная деятельность отдельных общин и связанных с ними предприятий.

Думаю, на этом моменте происходящее приобретает некоторый смысл, не так ли? Даже невооруженным взглядом становится видна прямая зависимость между количеством приходов и денежными потоками, которые они приносят.

И вот теперь, выяснив первопричину рейдерских захватов приходов сторонниками ПЦУ, перейдем еще к одному интересному факту. Знаете ли вы что, делает тесно связанная с государством коммерческая организация в моменты кризиса?

Правильно – просит у этого самого государства финансовой помощи.

И вот в начале декабря 2020 года мы видим заявление премьера Украины Дениса Шмыгаля о том, что Незалежная оказывает полную социальную и экономическую поддержку Православной церкви Украины, о чем он сообщил Вселенскому патриарху Варфоломею во время встречи в Патриаршем храме Святого Георгия Вселенского Православного Патриархата в рамках рабочего визита украинской делегации в Турцию.

«Денис Шмыгаль подчеркнул, что Православная Церковь Украины является надежным партнером государственных институтов в вопросах социального и гуманитарного служения. Государство, со своей стороны, поддерживает активную социальную деятельность церкви и придает ей в юридически обоснованных и возможных пределах полную социальную и экономическую поддержку», – говорится в сообщении украинского правительственного портала.

Казалось бы – ну зачем Киеву столько внимания уделять делам духовным?

Однако в этом нет ничего удивительного. Православная Церковь Украины, как любая другая коммерческая организация на службе у государства, выполняет строго означенные ей функции, которые очень мало пересекаются с вопросами собственно веры.

За примерами далеко ходить не надо. Вот, к примеру, официальное сообщение Службы внешней разведки Украины от августа 2020 года, посвященное «главным российским угрозам», из которого следует, что собственно украинские спецслужбы придают особую важность вопросам религиозной сферы.

«Российские спецслужбы, имея рычаги давления на религиозную сферу, используют РПЦ одновременно и как жесткую, и как мягкую силу. На этом направлении Россия использует все имеющиеся технологии для противодействия процессу становления Православной церкви Украины, манипулируя чувствами украинских верующих и пытаясь всячески сохранить свое влияние на них», — говорится на сайте ведомства.

О чем это говорит?

Что подлинным смыслом существования ПЦУ является формирование еще одной плоскости противостояния с ненавистными «москалями».

А уж ради такой цели, Киев будет готов закрывать глаза на любые противоправные действия ООО «Православная церковь Украины» — от политической пропаганды в духовной сфере до рейдерских захватов.

Николай Муравский, специально для News Front