Происходящее сегодня в Бессарабских селах Приозерное и Камышовка Одесской области описывают, пользуясь перефразированными штампами: «нож в спину» или «Румынский мир». В этом регионе каноническая церковь Московского патриархата терпит нападения с двух сторон. И если атаки от ПЦУ, терзающие другие епархии, захлебнулись во внутренних распрях местных адептов стамбульского томоса, то «Бессарабская митрополия» Румынской церкви, также претендующая на храмы и верующих УПЦ МП, только усиливает свои позиции. На Украине она считается раскольничьей. В отличие от Румынии, где особо не афишируют этого, но всё же признают «Бессарабскую митрополию» частью своей церкви. А также проводником «Румынского мира». А ещё маркером, которым очерчивают часть территории пока ещё Украины, но как бы уже и Румынии тоже. В перспективе.

«Бессарабская митрополия» существовала в регионе с 1925 по 1944 год, когда Бессарабия входила в состав Румынии.

Особо отметим период Великой Отечественной войны, во время которой Румыния, как известно, воевала на стороне гитлеровской Германии и оккупировала Молдавию и часть Украины, в том числе Буковину, часть Винницкой и Николаевской областей, а также Одессу и Одесскую область. Общее название – Губернаторство Транснистрия (Guvernământul Transnistriei), образована 19 августа 1941 года. Местные храмы подчинили Румынской церкви, а в лавках были выставлены фотографии Гитлера и Антонеску. Политика правителя Румынии не отличалась от гитлеровской: румынизация оккупированных территорий путём уничтожения и выселения жителей этих краёв,  массовый вывоз остарбайтеров в Германию, расстрелы евреев, создание концлагерей. Ликвидирована Транснистрия в апреле 1944-го войсками РККА.

С распадом Советского Союза в 1992 году произошла реинкарнация «Бессарабской митрополии». В Одесском регионе очагом румынизации до недавнего времени было село Камышовка. Сегодня «Румынский мир» пришёл и в соседнее Приозёрное.

К 90-м годам ХХ века в Камышовке не осталось ни одного храма, но «Бессарабская митрополия» быстро застолбила территорию. При помощи  румынского консульства в селе был выстроен храм Петра и Павла, относящийся к Румынской церкви и объявленный «частной собственностью».

Румынский храм в Камышовке

Румынский храм в Камышовке

В селе есть и община Украинской православной церкви (МП), которая приступила к строительству своего храма на месте разрушенного, что называется, всем миром. Но процесс идёт медленно по причине бедности местных жителей. Зато названия у храмов одинаковые – оба Петропавловские. И это не совпадение, а политика. Большинство селян относятся к Московскому патриархату, сторонников «Бессарабской митрополии» меньшинство. Но румынская церковь уже построена, и её двери открыты.

В последние годы экспансия «Бессарабской митрополии» расширилась и на соседнее село Приозёрное. Расположено оно на берегу озера Китай – отсюда и название. История местного Свято-Параскевинского храма насчитывает 300 лет. В ней есть страницы пребывания в Османской империи со всеми положенными ограничениями: отсутствие купола и каких-либо украшений фасада, отдельно стоящая колокольня не выше храмового здания, сохранившиеся по сей день. Возведение Свято-Параскевинского храма было завершено в 1816 году.

Храм в Приозёрном

В новейшее время этот уникальный храм Одесской епархии пришёл в ветхое состояние. Ремонт в 2002 году начал бывший настоятель  – протоиерей Михаил Стегареску. При нём были восстановлены стены и крыша, селяне приступили к внутреннему ремонту. Сказать, что село Приозёрное бедное, это ничего не сказать. Здесь практически нет работы и, соответственно, заработка, «убитая» дорога, по которой невозможно проехать.  Люди буквально выживают на грани нищеты. Поэтому и ремонт храма шёл крайне медленно. Но в 2009 году в селе появился румынский вице-консул, предложивший финансировать ремонт. О том, что его планируется затем перевести в «Бессарабскую митрополию», не было сказано ни слова. Работы продвигались успешно. Однако вскоре оказалось, что земля, на которой стоит 300-летний храм, – это частная собственность, а все документы – нет, не у румынского консула, до этого пока не дошло, – а у о. Михаила Стегареску, решившего отправиться на заработки в Европу. Он официально попросил митрополита Одесского и Измаильского Агафангела уволить его якобы в связи с отъездом в Италию.

Митрополит Агафангел в храме с. Приозерное

«Припадая к Вашим святительским стопам, прошу Вас от всего сердца: благословите мне уйти за штат с правом перехода для служения в другую  епархию. Я обязуюсь подготовить народ к принятию нового священника и уже некоторое время разъясняю людям, что мне нужно покинуть место  служения из-за тяжкого семейного положения. Я пытаюсь успокоить ситуацию на приходе в связи с современными вызовами нашей церкви», – писал Стегареску митрополиту.

Владыка просьбу удовлетворил.  В Приозёрное приехал новый священник. Тут и выяснилось, что о. Михаил забрал с собой документы на храм и землю. Зачем ему это, стало понятно чуть позже, когда вместо Италии бывший батюшка оказался в «Бессарабской митрополии» и в соседней Камышовке.  Теперь он, по словам владыки Агафангела, «ходит по селу, говорит с людьми, утверждая, что это “исторически румынская земля” и “здесь должна быть Румынская церковь”. Но это украинская земля … При строительстве этого храма помогала Румынская сторона, и мы им благодарны, но это не значит, что здесь должна быть “Бессарабская митрополия”».

К слову, очередное наступление «Бессарабской митрополии» произошло практически одновременно с вручением стамбульского томоса украинским раскольникам. Конечно же, это не совпадение и не случайность: румынские приспешники понадеялись на ослабление позиций УПЦ МП и начали действовать. Отсюда и выражение – «нож в спину».

Ещё 28 мая 2019 года члены религиозной общины Свято-Параскевинского храма с. Приозёрное провели приходское собрание, на котором единогласно проголосовали за  сохранение нынешнего статуса прихода и подчиненность УПЦ МП во главе с Блаженнейшим Онуфрием, митрополитом Киевским и всея Украины.

«В селе  Приозёрное сложилась ситуация, подобная той, что в последние месяцы складывалась с ПЦУ, но теперь уже с “Бессарабской митрополией” … За переход общины в эту юрисдикцию больше всего агитируют люди, которые в храм не ходят и имеют негативную репутацию в селе. Они утверждают, что представители Румынии отремонтировали им храм, и это может быть поводом для смены юрисдикции и перевода прихода на территории Украины в “Бессарабскую митрополию”», – сообщала пресс-служба Одесской епархии.

Однако и сегодня ситуация в селе далека от спокойной. Кроме того, по итогам последних местных выборов бывший настоятель Михаил Стегареску стал депутатом территориальной общины. Теперь он – представитель власти, вот и продолжил «качать права» уже в новом качестве. Как говорит молодой настоятель храма в Приозёрном протоиерей Максим Луца, Стегареску заявляет о том, что скоро заберёт храм.

А в Одесской епархии уверены в том, что «вмешательство соседнего государства в жизнедеятельность Одесской епархии УПЦ, в том числе попытки учинить раскол в некоторых общинах нашей епархии, всего лишь предлог.  На самом деле происходят попытки посягательства на территориальную целостность нашего государства и сознательная провокация конфликта среди местного населения на этнической и религиозной почве». Ведь среди местного населения преобладают молдаване и румыны – их и пытаются столкнуть друг с другом сторонники «Бессарабской митрополии».

Поразительно, но в неприкрытых притязаниях румынской стороны на украинскую территорию в Киеве не видят реальной угрозы, поскольку считают главным противостояние «Русскому миру», а с Румынией надеются потом договориться. Однако на самом деле договариваться с Украиной никто не собирается. В Бухаресте ждут, когда у соседей созреет очередная смута или появится иной повод для дальнейшего раскола, и тогда Бессарабия сама упадёт в руки румын. А если учесть, что Киев в отношениях с Молдавией решил завести особую дружбу с новым президентом Майей Санду, имеющей второе румынское гражданство, называющей свою страну Бессарабией и не признающей молдавского языка, то можно не сомневаться в том, что Украина получит членство в ЕС и НАТО гораздо раньше, чем рассчитывает. Только особым способом – через утрату территорий на юге, которые станут румынскими. Создаётся впечатление, что после майдана украинская власть, «воюя с Россией» (а теперь и заигрывая с молдавскими унионистами), делает всё возможное и невозможное для реализации сценария максимального расширения границ Румынии – România Mare.

А, казалось бы, начиналось всё с двух небольших бедных сёл, где пустила корни «Бессарабская митрополия».

На заглавном фото: Храм в селе Приозёрное Одесской области

Вера НАДЕЖДИНА