В период эпидемии коронавируса, поглотившей все сезонные вирусные заболевания (которые, впрочем, никуда не исчезли), ажиотажный спрос ожидаемо породил дефицит противовирусных препаратов и антибиотиков, которые врачи в Москве, да и в остальной России, теперь выписывают «на всякий случай». Как результат, новое фармдвижение — аптечных челноков, о чем информирует телеграм-канал «Без рецепта».

Это что-то по типу добровольных курьеров, которые, если по месту нет необходимых лекарств, готовы съездить за ними в соседнее село/город/область. Разумеется, не бесплатно. Фармчелноки просто закупают их впрок, после чего перепродают вдвое дороже. Поэтому на аптечных полках «модные» препараты не задерживаются: «оптовики»-добровольцы» в максимальном количестве скупают антибиотики, противовирусные, жаропонижающие и другие лекарства.

Предложение формирует спрос. Еще месяц назад в российской столице на две недели пропали абсолютно все антибиотики. Купить их было невозможно даже по рецепту. Сколько человек умерло от бактериальной пневмонии от отсутствия лечения — этой статистики вы не найдете нигде. Но в результате скандалов власти вынуждены были приостановить новую сертификацию лекарств, чтоб хотя бы отечественные препараты вернулись в аптечные сети.

Но дефицит привел к появлению теневого бизнеса и на другие препараты. Сейчас в соцсетях разразилась небывалая активность, причем, через интернет продают и рецептурные препараты, не связанные с COVID-19. Так, к примеру, лекарства для лечения ВИЧ, гепатита, диабета и онкологии предлагают по цене от 1,5 до 45 тысяч рублей и по одной упаковке, и наборами. Еще летом больные аутоимунными ревматическими заболеваниями во всех регионах ощутили нехватку гидроксихлорохина, потому что препарат был включен во временные рекомендации Минздрава по профилактике COVID-19. Несмотря на то, что он рецептурный, его буквально размели с аптечных полок. Кризис затронул и «Йодомарин». Аптечные сети и фармдистрибьюторы фиксируют нехватку препарата, который используют не только для восполнения йода в организме, но и в рамках профилактики заболеваний щитовидки.

Хоть у него имеются аналоги «Калий йодид Реневал» и «Йодобаланс», всё равно на долю классического «Йодомарина» приходится около 90% всех содержащих йодид калия препаратов. Им, в частности, россияне пытаются возместить недополученный отдых на море.

Также в крупных сетевых аптеках «Горздрав», «ЗдравСити», «Аптека.ру» и других отсутствует «Плаквенил». А вот в соцсетях предложений по его приобретению полно. К примеру, в инстаграм есть даже страница «Плаквенил-Sanofi», где указано, что препарат есть в наличии «на складе в Ростове», годен до августа 2022 года, ниже — номер телефона. Стоимость — 1199 рублей, хотя на сайтах аптек его цена в два раза ниже.

Подобного рода аптечные челноки орудуют во многих российских регионах, доставка препаратов осуществляется почтой по всей России. «Куплю лекарства дорого», «Продам дешевле, чем в аптеке — резокластин», «Продам вифенд и рапамун» — с блокировкой подобных объявлений Роскомнадзор не справляется.

То, что объявленная эпидемия является «золотым дном» для фармацевтической отрасли — ни для кого не секрет. Впрочем, на регулярно анонсируемых вспышках, волнах, антирекордах и локдаунах зарабатывают баснословные деньги не только владельцы фармацевтических предприятий, но и производители СИЗ (маски, перчатки и т.д.). Их отсутствие, в свою очередь, влечет штрафы, которые, несомненно, тоже пополняют чей-то карман.

Пройти мимо самой модной темы этого года, не заработав, не смог и «Сбер», выбрав привычный для России способ — игру в монополизм: дочерняя компания сберовских «Цифровых активов» — «Иммунотехнологии» — претендует на статус единого поставщика вакцин для профилактики COVID-19.

«…За эту компанию перед премьером Михаилом Мишустиным похлопотал лично министр здравоохранения Михаил Мурашко, отметив в служебном письме, что она обладает «всеми необходимыми возможностями и компетенциями для оптимального удовлетворения нужд госзаказчиков». Компетенциями «Иммунотехнологии» (созданные только весной), возможно, и обладают, но собственных логистических и производственных мощностей у компании нет. Для этого придется привлекать сторонних дистрибьюторов. Впрочем, это не помешало «Иммунотехнологиям» стать поставщиком по контракту с НИЦ Гамалеи на перевозку вакцины Гам-КОВИД-Вак. Сберовская компания изначально нацеливалась на продвижение «Спутника V» и за рубежом, но аппетиты пришлось умерить, ограничившись пределами РФ. Но и это принесет немало — около 7,5 млрд рублей в год», — отмечает телеграм-канал «Без рецепта».

Но вернемся к лекарственному дефициту. На сегодня почти не осталось регионов, где родственники больных ковидом не мотались бы по аптекам, занимая очереди и буквально толкаясь локтями при завозе препаратов. Объяснение, что большинство лекарств из протоколов лечения ковида направляются в больницы, а не в розницу, людей не устраивает. Более чем в 40 регионах РФ об обещанных по телевизору бесплатных лекарствах, пока не слышали.

В качестве примера можно привести недавний случай с депутатом Госдумы Федотом Тумусовым, который, заболев ковидом, два дня ждал врача из поликлиники, но прибывший медик сказал, что все препараты раскупили столичные больницы. Приобрести их в аптеке у родственников депутата тоже не получилось, а бесплатные лекарства ему не выдали. Парламентарий недоумевает, мол, куда потрачены 5 млрд рублей для бесплатного лечения больных, которые находятся дома? Вопрос действительно интересный. Впрочем, ответа на него он так и не получил.

Тем временем, лекарственный кризис вышел на уровень президента. Еще во второй половине ноября на совещании у Владимира Путина были названы ключевые мониторинговые цифры ситуации в 3,5 тысяч аптек по всей стране. Согласно мониторингу, препарат «Фавипиравир» отсутствует в 85% аптек, «Левофлоксацин» — в 73%, «Ривароксаба» — в 63%, антикоагулянты (любые) — в 45% пунктах фармритейла. И хоть систему маркировки перевели в автономный режим, дефицит лекарств в регионах никуда не делся. Значит, проблема не только в аптечных челноках, но и в другом.

«Это и недостаточное количество лекарств под ажиотажный спрос, вызванный желанием закупиться впрок. Антибиотики в ноябре закупали, как гречку в марте. Темпы роста рынка лекарств в 2020 году вдвое превышают темпы 2019 года: спрос на антибиотики вырос этой осенью в 6 раз, а на противовирусные препараты — в 15 раз. Неготовые к такой нагрузке фармритейл и производство дали сбой. Еще одна причина — препирательства министерств с производителями по вопросу измененной методики расчета максимальных цен на лекарства. При этом обвалившийся рубль и возросший из-за ковида мировой спрос на субстанции только добавили головной боли производителям, которые работают с импортным сырьем и себе в убыток. В сентябре с рынка было отозвано уже 78 наименований лекарств (обычно этот показатель не превышает 3-5 наименований в месяц). В результате желающих поставлять дешевые дженерики просто не осталось», — отмечает «Без рецепта».

Также стоит отметить, что в России на неопределенный срок отложено лекарственное страхование. Многим покажется неправдоподобным, но в эпоху коронавируса верхнюю строчку по смертности занимают болезни сердца: лишь за первое полугодие-2020 от острого коронарного синдрома скончались почти 40 тысяч человек, а от ишемической болезни сердца — свыше 220 тысяч. Снизить эти зашкаливающие цифры должны были пилотные проекты лекарственного возмещения. Их старт был намечен на июль, 47 регионов заявили свое участие, определили 23 препарата. Но — эпидемия…

На сегодня граждане РФ могут рассчитывать на бесплатные лекарства, только попав в стационар: затраты на покупку препаратов покрывает система ОМС. Амбулаторно льготные лекарства получают люди с инвалидностью, ветераны, дети до трех лет — это 20% всего населения. А вот пожаловаться на дефицит нужного лекарства или СИЗ теперь можно на портале Госуслуг, но сделать это смогут только врачи.

«То есть, с и без того бессмысленного Росздравнадзора сняли еще одну обязанность. Презентовал открытие этого сервиса Михаил Мурашко. По мнению министра, теперь на дефицит можно будет реагировать точечно и быстро, а, значит, проблема решится. Нисколько не удивительно будет, если окажется, что сервис просто пересылает сообщения в Росздравнадзор. То есть, проблемы будут решаться так же долго, как и сейчас», — резюмирует телеграм-канал «Без рецепта».

Источник