Новой команде Джо Байдена американские эксперты — бывший координатор санкционной политики Госдепартамента США Дэниел Фрид и бывший американский посол в РФ и экс-заместитель генсекретаря НАТО Александр Вершбоу — советуют добиваться ухода нынешней властной команды в России. Эти предложения высказаны в специальном докладе, бывшими высокопоставленными функционерами США.

По мнению экспертов, если украинцы и белорусы оказались «готовы рисковать своей жизнью во имя демократии и справедливости у себя дома», то кажется странным ожидать от россиян чего-то принципиально иного. И выражают надежду, что новое руководство России положит конец «внутренней стагнации и внешней изоляции России». Другими словами, подталкивают Байдена на организацию «цветной революции» в России. И не беда, что в Беларуси ее притормозили: надо оказать всемерную поддержку Тихановской. Что и делает Байден: ее ждут в Вашингтоне и плотно возьмут под свою опеку американские фонды и спецслужбы.

Что авторы исследования советуют Байдену? Прорабатывать стратегию взаимодействия «с другой Россией, когда она в конечном итоге появится», что в переводе на простой язык означает — надо готовить вариант «цветной революции» с учетом российской специфики. И приводят в качестве аргумента недавние протесты в Хабаровске: мол, россияне жаждут большей свободы и права выбирать своих лидеров. А ведь ситуация в Хабаровске иная: силовики, не имея солидных доказательств преступлений губернатора Фургала, превентивно арестовали его, чем вызвали взрыв недовольства местного населения. Стоит трижды подумать, прежде чем озлоблять регионы.

Ну а эксперты из США уже трактуют это в свою пользу. И далее гнут свою линию: Вершбоу и Фрид советуют администрации американского президента поддерживать контакты с российским обществом путем поддержки свободных СМИ и коммуникации с широким кругом россиян, включая оппозицию. Одновременно опытные дипломаты советуют Вашингтону поощрять кампанию «по опровержению кремлёвской дезинформации» и «по обеспечению более точного представления об обществе и политике США». И рекомендуют делать ставку на молодежь. Ее проще вводить в заблуждении словами о том, что США «заинтересованы в сильной, демократической России, которая снова хочет жить в мире со своими соседями и с Западом». А чтобы не поощрять создание образа врага из США, они рекомендуют особо не увлекаться санкциями. В режиме лобового противостояния будет куда труднее расшатывать российское государство. А потому США стоит действовать тонко и разумно.

Чем ответит Кремль на стратегию размывания основ России и провоцирования «цветной революции» внутри страны? Ответ отчасти уже готовится: в Госдуме уже обсуждается новый российский закон «Об иностранных агентах». В случае его принятия большая часть внешней поддержки, оказываемой местным организациям, станет незаконной. Согласно предлагаемому законопроекту, все некоммерческие организации, все незарегистрированные организации и все занимающиеся политической активностью частные лица должны называть себя иностранными агентами и сообщать властям два раза в год все данные об иностранном финансировании в нотариально заверенном документе. Причем речь идет о всех источниках финансирования, а не только о правительственных, в том числе о транзакциях с участием третьих сторон. Нужно также сообщать обо всех деталях внешнего финансирования, а также о всех шагах, предпринимаемых для его получения, что потенциально делает их участников объектами для возможного уголовного преследования, если эти лица будут использованы для расшатывания власти в стране.

Речь может пойти и о признании всех иностранных СМИ иноагентами, работающих на территории России и действующие в интересах политического кандидата или против него, а также занимающие определенную позицию при проведении референдумов. Работающие в Москве бюро западных средств массовой информации могут лишиться аккредитации и одновременно возможности работать в России, если они, в соответствии с приведенной в упомянутом докладе рекомендацией, начнут «давать отпор». Этот законопроект, а также другие подобные ему законы, станут ответной реакцией на предлагаемое Вершбоу и Фридом усиление вмешательства в дела России. Поможет ли это налаживанию нормальных отношений между Россией и Западом? Вряд ли. Скорее поспособствует эскалации напряжения в отношениях с Россией. Если этого добивается новая команда Байдена, то «дорожная карта» двух бывших дипломатов ведет отношения именно туда — в тупик.

Вместе с тем авторы доклада предлагают наладить в Кремлем ограниченное сотрудничество в таких областях, как договор СНВ-III и изменение климата. Понятно, что тут сотрудничество диктуется прагматичными интересами Запада. Об антироссийской направленности очередного доклада атлантистов говорит и участие в его презентации Марии Логан из фонда «Будущее России» Михаила Ходорковского. В пьесе «Клептократия», поставленной на сцене театра «Арена» в Вашингтоне, признак Владимира Петухова, убитого мэра города Нефтеюганска, появляется в окровавленном виде в тюремной камере Ходорковского. В 2015 году Следственный комитет Российской Федерации обвинил Ходорковского в убийстве мэра этого города. Жена Ходорковского Инна в марте 2019 года подала в суд на автора этой пьесы и на режиссера «Клептократии», обвинив их в клевете. По ее мнению, это драматургическое произведение стало частью кремлевского заговора с целью дискредитации Ходорковского.

Окружной судья США Дэбни Фридрих, как пишет американский журнал «National Interest», в январе нынешнего года отказалась принимать этот иск к рассмотрению, объяснив это тем, что «данная пьеса является художественным произведением». В России Ходорковский был осужден дважды за финансовые преступления, однако мотивы были политическими, поскольку сам он не скрывал своих политических амбиций и даже рассматривал для себя возможность, опираясь на поддержку парламента, стать премьер-министром в 2003 году, несмотря на противодействие Владимира Путина.

Одним словом, все антироссийские центры и эксперты объединяются и готовы под водительством новой команды Байдена снова пойти в бой против России. Старые интриганы заново плетут свои сети и обретают второе дыхание.

Иннокентий Вишневский