Сейчас уже всем довольно очевидно, что никакого «американского СПГ» в ближайшее по крайней мере десятилетие на европейских рынках просто не будет

Ну вот что тут можно сказать? Американское деловое агентство Bloomberg на днях в очередной раз продемонстрировало, что оно в последние годы, конечно, стало тем ещё «источником проверенной информации». Ввергнув фактически в блуд приличную часть как отечественных, так и европейских СМИ «сенсационной» новостью о том, что норвежская сертификационная компания Det Norske Veritas — Germanischer Lloyd (DNV GL) прекратила обслуживание проекта строительства российско-европейского газопровода «Северный поток — 2». Причём не просто так, а сразу же после того, как Госдепартамент США опубликовал новое разъяснение в отношении Акта о защите энергетической безопасности Европы (PEESA).

Нужно отдать должное — норвежцы тут же выступили с опровержением, подчеркнув, что из самого проекта «Северный поток — 2» они ни в коем случае не выходили: DNV GL не отказывается от сертификации газопровода «Северный поток — 2», однако (да, действительно) прекратит работы, связанные с морскими судами. Чего, в общем-то, в условиях действия американского Акта о защите энергетической безопасности Европы было довольно глупо не ожидать.

Впрочем, дело даже не в этом. На самом деле самое любопытное в данной «сенсационной» (на самом деле в профессиональных кругах давно ожидаемой) новости от американского Bloomberg кроется не в этих технико-юридических подробностях натягивания европейской совы на американский глобус.

А в какой-то удивительно спокойной и равнодушной реакции на происходящее со стороны оператора проекта «Северный поток — 2», компании Nord Stream 2 AG, холодно пояснившей журналистам (дословно): «Мы не можем раскрывать или комментировать коммерческую информацию. Защищать европейские компании от незаконных экстратерриториальных санкций должны правительства и Европейская комиссия».

Точка.

Типа, «не наш вопрос».

И это действительно так.

И кстати, дело тут не только в том, что норвежская DNV GL в данном конкретном случае довольно легко заменима в проекте в качестве сертификатора: компания — оператор газопровода Nord Stream 2 AG, вообще-то, изначально вправе нанять любую третью сторону, которая сможет предоставить сертификат соответствия действующему законодательству как Дании, в территориальных водах которой находится недостроенный участок газопровода, так и любой другой европейской страны.

Нет, ну не без определённых шероховатостей, безусловно: тут есть и определённые репутационные, и некоторые иные риски. Но, если говорить на стратегическом уровне, поиск нового сертификатора — нет, не то чтобы не проблема. Проблема, конечно. Но при этом проблема, имеющая не очень технически сложное и вполне себе правовое решение, причём даже и не одно.

Не в этом дело. А в формулировке: обычно в таких ситуациях принято читать, что называется, между строк, но в данном случае оператор газопровода Nord Stream 2 AG выразил мнение большого европейского энергетического бизнеса и, очевидно, солидарной с ним российской стороны проекта прямым текстом и настолько однозначно, что это вообще вряд ли подлежит каким-либо дальнейшим толкованиям.

Потому как «защищать европейские компании от незаконных экстратерриториальных санкций» при реализации проекта «Северный поток — 2», как и было сказано в заявлении компании-оператора, — это святая обязанность Европейской комиссии и национальных правительств Европы.

Более того, это своеобразные обязательства Старой Европы в «трёхсторонней сделке» между большим европейским энергетическим бизнесом, российскими поставщиками и той самой старой европейской, прежде всего германской, бюрократией, которая сейчас пытается максимально дистанцироваться от происходящего вокруг жизненно необходимого Европе газопровода. И ждёт, что кто-то (либо русские, либо собственные энергетики) «как-то порешает вопросы» без них. Желательно сами, без помощи «европейских структур», ибо максимум, на что способна Старая Европа в этой ситуации, — так это старательно зажмурить глаза и максимально саботировать пожелания своих заокеанских «старших партнёров» к происходящему на европейских энергетических рынках, пустив дело максимально на самотёк.

А этого сегодня уже просто банально мало: слишком серьёзен вопрос, и вопрос этот уже далеко не столько к проекту газопровода «Северный поток — 2» — его-то, судя по всему, по-любому достроят, несмотря на любое противодействие. Вопрос тут скорее стоит куда более глобально, потому как обращён к «образу будущего» Европы. По крайней мере, будущего её энергетики в частности и промышленности в целом — как основы современной европейской экономики и общего благоденствия стран европейского субконтинента: какой будет выбор этого будущего и, самое главное, кто будет за этот выбор платить.

Потому как вопрос-то сейчас, кажется, стоит уже совсем жёстко, и он уже не в том, какой именно газ — «русский трубопроводный» или «американский сжиженный» — пойдёт в европейскую энергетику.

Ибо сейчас уже всем довольно очевидно, что никакого «американского СПГ» в ближайшее по крайней мере десятилетие на европейских рынках просто не будет — о катастрофе в американской нефтедобыче (с которой добыча газа тупо технологически связана) в последние месяцы, наверное, только ленивый не писал.

Ну а зелёная энергетика, которой люди из команды Байдена уже советуют европейцам, следуя заветам Греты Тунберг, заменять «недемократический русский газ», — это настолько очевидная смерть европейской экономики, не видеть которую в исторически обозримом будущем не способен, наверное, только уж какой-нибудь совсем отмороженный зелёный активист на содержании какого-нибудь условного Сороса. Но уже даже обычному, доверяющему, в принципе, своему правительству среднему европейскому бюргеру это стремление к экономическому суициду всё равно при всём желании не объяснишь.

А уж тем более крупному национально ориентированному европейскому бизнесу.

Поэтому — это, разумеется, только наши догадки — в компании-операторе Nord Stream 2 AG и демонстрируют столь высокомерное спокойствие: ситуация зашла уже настолько далеко, что это и вправду не их, не оператора, проблемы. А вот как «Европейская комиссия и национальные правительства» будут решать эти вопросы — вот это российские поставщики природного газа и партнёрские им европейские экономические гиганты будут готовы с удовольствием, что называется, «посмотреть». Потому как решать их в ту либо иную сторону европейской бюрократии и политическим элитам всё равно придётся, ибо это банально вопросы экономического выживания: и бизнес-то, судя по всему, как раз готов к любому развитию событий.+

Осталось посмотреть, как будет соответствовать этим трендам реакция европейских элит.

Дмитрий ЛекухRT