Фото: pixabay.com

Болгаро-российская дипломатическая «пикировка»

Как известно, буквально двумя месяцами ранее получила продолжение весьма странная болгаро-российская дипломатическая «пикировка». Предметом её очередного витка стали обвинения Государственного агентства «Национальной безопасности» Болгарии (ДАНС) в адрес заместителя торгового атташе посольства России в Болгарии и представителя госкорпорации «Ростех» Сергея Николашина и его коллеги Вадима Быкова.

Так, по данным болгарского информационного издания «24 часа» (со ссылкой на анонимные источники), в штаб-квартире ДАНС, вышеуказанные представители дипкорпуса РФ в Софии были якобы уличены в осуществлении разведывательной деятельности в отношении крупных болгаро-американских оборонных сделок, включая опциональное наполнение 1,256-млрд контракта на поставку Военно-воздушным силам Болгарии восьми многофункциональных истребителей переходного поколения «4++» F-16V Block 70/72 (6 одноместных и 2 двухместных; включая комплекты ракетно-бомбового вооружения классов «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», запасные узлы, сервисное обслуживание, а также программу обучения лётного состава), заключенного между оборонным ведомством Болгарии и военно-промышленной корпорацией «Lockheed Martin» 11 июля 2019 года по линии иностранных военных продаж (FMS,- Foreign Military Sales).

Чем мог быть обусловлен интерес к опциональному наполнению контракта на поставку Болгарии новейших многоцелевых истребителей F-16V Block 70/72?

С одной стороны, в свете наблюдаемой тенденции к обострению ситуации на Черноморском условном ТВД, в чём София продолжает принимать непосредственное участие, ни на шаг не отставая от Бухареста (в плане регулярного предоставления причальной инфраструктуры порта Варны для швартовки американских эсминцев УРО класса «Arleigh Burke», а также предоставления АвБ Граф-Игнатиево в качестве аэродрома подскока для тактической авиации ВВС США), подобного рода деятельность представителей дипломатических структур и агентурной разведки РФ в Болгарии является вполне рядовым явлением. И решение это продиктовано рядом веских обоснований оперативно-стратегического характера.

В частности, предметом пристального интереса наших разведывательных структур вполне могло стать содержимое поставляемых в рамках вышеуказанного контракта комплектов ракетно-бомбового вооружения класса «воздух-поверхность» для оснащения болгарских F-16V Block 70/72. Достоверная информация о наличии в данных боекомплектах малозаметных тактических ракет большой дальности AGM-158A/B JASSM/-ER предоставила бы командованиям ВКС и ВМФ России возможность заблаговременного внесения мест будущей дислокации болгарских «Фальконов» в перечень наиболее приоритетных целей, подлежащих превентивному удару либо посредством многоцелевых аэробаллистических ракет большой дальности Х-47М2 «Кинжал», либо с помощью малозаметных стратегических крылатых ракет 3М14К/Т.

Не менее важным предметом экспертного анализа могла бы стать информация о версии программного обеспечения, отвечающего за функционирование систем управления вооружением болгарских F-16V Block 70/72 в целом и бортового радиолокационного комплекса AN/APG-83 SABR в частности. Располагая специализированными радиочастотными перестраиваемыми фильтрами RFTF (Radio Frequency Tunable Filters), запитывающими определённые массивы приёмо-передающих модулей активных ФАР, перспективные радары AN/APG-83 способны функционировать не только в штатных режимах обзора воздушного пространства, завязки трасс целей, обнаружения движущихся наземных целей (GMTI) и синтезированной апертуры (SAR), но и в режиме постановки радиоэлектронных помех в направлении бортовых РЛС истребителей и дивизионных радаров подсвета и наведения ЗРК противника.

Естественно, для реализации данного режима работы APG-83 в системы управления вооружением F-16V Block 70 должны быть установлены последние версии ПО с соответствующими программными надстройками. В случае эскалации масштабного конфликта на Черноморском ТВД (с задействованием большинства государств-членов НАТО в данном регионе), наличие подобной информации в распоряжении командования ВКС России позволило бы минимизировать вероятность участия в воздушных боях с F-16V Block 70/72 таких истребителей, как Су-27СМ/3 и Су-30М2, оснащённых бортовыми РЛС Н001ВЭП на базе антенных решеток Кассегрена, не способных нивелировать помеховое воздействие со стороны болгарских F-16V.

С другой стороны, даже в свете вышеперечисленных обстоятельств, любые обвинения со стороны Государственного агентства «Национальной безопасности» в адрес российских дипломатов Болгарии могут быть интерпретированы как очередной приступ истерии прозападно ориентированного болгарского истеблишмента, возникший на фоне обретшей регулярность военно-политической пикировки между Москвой и Североатлантическим альянсом.

Ведь озвученное представителями оборонного ведомства Болгарии количество закупаемых F-16V (всего 8 единиц, способных нести на узлах подвески не более 16 тактических крылатых ракет JASSM-ER) не способно оказать существенного влияния на баланс сил в Черноморском регионе, где уверенное оперативно-стратегическое господство продолжит удерживать крымская противовоздушная зона A2/AD, изобилующая громадным спектром уникальных средств ПВО отечественной разработки.

Раздуто и преувеличено

Следовательно, значимость, придаваемая вышеуказанному болгаро-американскому контракту (с подачи местных СМИ), по большей части завышена и преувеличена по требованию западных кураторов.

Выходит, и о столь высоком интересе со стороны российских разведывательных структур говорить не приходится.

Автор:
Евгений Даманцев