Языковой омбудсмен Украины (в народе — мовный полицай) Тарас Креминь решил воспользоваться опытом Латвии, где стукачество на употребление русского языка поставлено на поток — доносы в виде фото, аудио или видео отправляются на специальное мобильное приложение прямиком в так называемое языковое гестапо, после чего в отношении «провинившихся» граждан предпринимаются те или иные меры воздействия.

Тарас Креминь восхитился подобным латвийским ресурсом после встречи с главой Латвийского центра государственного языка, высоко оценив сеть языковых инспекторов и общественных помощников, которые борются с русским языком в Латвии, и выступил с инициативой создания мобильного приложения для онлайн-жалоб на употребление русского языка на Украине.

Таким образом, использование русского языка в школе, магазине, больнице или же в периодике (в том числе, и на сайтах) станет своего рода преступлением, за которое русскоязычные граждане понесут ответственность.

«Прибалтийский опыт открывает новые горизонты для Украины», — в частности, отметил Креминь.

Стоит подчеркнуть, что по данным ряда соцопросов большинство жителей Украины выступают против ограничений в использовании русского языка и за придание ему статуса второго государственного. А согласно статистике Центра контент-анализа «Пространство свободы», лишь 16% сообщений и комментариев, опубликованных украинцами в соцсетях, написаны на украинском языке. Помимо этого, в стране регулярно происходят бытовые языковые инциденты. На днях, к примеру, в одесском трамвае случился скандал, в процессе которого пассажиры гневно отреагировали на провокации украиноязычной пенсионерки, угрожая выбросить её из общественного транспорта. Впрочем, об уровне востребованности украинского языка на территории Украины говорит и тот факт, что для его популяризации в стране даже имеется должность языкового омбудсмена.

Пока же «мовный полицай» Креминь изучает прибалтийский опыт, на Украине впервые за последние три года тотальной украинизации зафиксировано, что в прайм-тайм ведущие украинские каналы преимущественно пользуются русским языком. Если в 2018 году такой показатель по русскому языку составлял 7%, то в 2020 году — 46%.

«Интересная тенденция. Чем больше на Украине притесняется русский язык, чем агрессивней идут на него нападки со стороны патриотов и Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания, чем активней закрывают русскоязычные классы в школах, чем выше вводимые на украинский язык квоты, тем чаще (!) русский язык звучит на украинском телевидении в самое престижное, топовое время. Это ещё раз доказывает, что говорить и думать на родном языке не запретишь. И что русскоговорящий украинец не меньший патриот или гражданин, чем украиноговорящий. Жаль, что многим на Украине это до сих пор невдомёк», — отмечает экс-премьер Украины Николай Азаров.

«Подумала вдруг об украинцах, которые всё терпят и молчат. Годами. Коммуналку, зверские законы, 37 год, запреты и прочее, что принесла им очередная власть… Знаете, главная проблема Украины не в Зеленском, не в ботах и троллях и даже не в американских хозяевах. Она — в той самой украинской идее, в которую вместо Христа поверили „пэрэсичники‟ и, кстати, хозяева недостраны отлично это понимают. Потому и поддерживают её всеми доступными, порой жестокими методами. Идея эта заключается не в любви к Украине, как вы бы могли подумать, а в ненависти ко всему иному, не подходящему под определение украинский. Тут всё по закону — самые страшные враги — это бывшие очень близкие люди. Ненависть к России прививается успешно именно поэтому. Что с этим делать дальше, пока непонятно, но делать что-то придётся…», — считает донецкий журналист Майя Пирогова.

Источник