«Губернаторопад» в России происходит ежегодно, и год эпидемии исключением не стал. Один губернатор уже отправлен в отставку, в ближайшее время ждём отставки ещё двоих. Главы регионов утрачивают доверие президента в условиях эпидемии.

Первым 18 ноября ушёл глава Мордовии Владимир Волков.

По собственному желанию и с пафосным обращением к президенту:

Мы с честью справились с задачей по организации и проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году… Нужно давать дорогу молодым. Ещё раз от всей души благодарю каждого жителя Мордовии, всех товарищей и коллег по работе за возможность долгие годы служить республике.

Волков в самом деле служил долгие годы. Председателем правительства Республики Мордовия он работал с 1995 года (!), а в 2012 году, когда его шеф Николай Меркушкин стал губернатором Самарской области, принял бразды губернаторства. В 2017-м Волкова на пост губернатора успешно переизбрали, а теперь вот, не досидев на своём месте срок полномочий, отправился в отставку, – любому наблюдателю ясно, что какие заявления ни делай, а был бы президент доволен работой губернатора, позволил бы ему остаться до окончания формального срока полномочий.

Волков – первый, но, очевидно, не последний в очереди на отставку.

Не справился с управлением

Сегодня эксперты предрекают скорую отставку ещё двум глава субъектов Федерации: Хакасии и Владимирской области.

В Хакасии губернатором региона работает Валентин Коновалов, избранный в 2018 году от КПРФ. Коновалов, кажется, самый молодой из российских губернаторов – ему сейчас 32 года. Два года назад он выиграл выборы у тогдашнего губернатора Виктора Зимина, получив 44% голосов против 33-х у действующего губернатора. Второй тур прошёл в удивительной для России конфигурации – с одним кандидатом. Зимин свою кандидатуру снял, отказались от участия в выборах и остальные кандидаты, а Коновалов получил 57% голосов.

Это было довольно серьёзным поражением федерального центра: в 2018 году поддержанные президентом губернаторы потерпели поражение сразу в четырёх регионах: в Приморском и Хабаровском краях, в Хакасии и во Владимирской области. В Приморье коммунист Андрей Ищенко губернатором так и не стал, результаты выборов были отменены. В остальных регионах вторые туры закончились победой оппозиционеров.

Летом 2020 года победитель хабаровских выборов Сергей Фургал был задержан по обвинению в организации заказных убийств. Осенью Коновалов и владимирский губернатор Сипягин являются кандидатами на увольнение «по утрате доверия».

С Коноваловым всё понятно – его работа постоянно подвергалась критике со стороны полномочного представителя президента в Сибирском федеральном округе Сергея Меняйло. Полпред отмечал, что молодой коммунист, не имея реального опыта руководящей работы, постоянно срывает выполнение важных поручений. Это не так уж удивительно: Коновалов – редкий в наше время пример «карьерного коммуниста». Он был первым секретарём обкома комсомола, юрисконсультом газеты «Правда Хакасии», потом стал вторым секретарём обкома КПРФ и депутатом местного законодательного собрания. Научиться было некогда.

Во время эпидемии неопытность губернатора сказалась:

Полный бардак с распределением больных, многочасовыми простоями машин скорой помощи и как следствие – возросшая смертность среди населения. Вот тогда медики напрямую обратились к президенту, записав на видео живую очередь из реанимобилей и рассказав на камеру о реальном положении дел в регионе,

– так описывает сложившуюся ситуацию «Пульс Хакасии».

Федеральный центр откликнулся незамедлительно – от Минобороны был развёрнут мобильный госпиталь на 100 койко-мест с самой современной аппаратурой, а также присланы 200 военных медиков в помощь региону. Что сделали местные власти? Первым делом завопили: «Смотрите, какие мы молодцы, это ж мы договорились!»

Несомненно, просчёты в работе губернатора такие, что их достаточно для увольнения, что называется, с волчьим билетом.

Нанёс ущерб государственной власти

Но, надо сказать, губернатор Коновалов даже близко не наносит такого ущерба авторитету власти, как его коллега из Владимирской области, избранный в 2018 году от ЛДПР Владимир Сипягин. Этот руководитель региона не нашёл ничего лучше, чем, заболев ковидом (по некоторым данным, в лёгкой форме), уехать из региональной столицы лечиться в Москву.

А потом, видимо, сообразив, как это выглядит в глазах жителей, начать оправдываться:

Я принял решение продолжить лечение в частной клинике в Москве за свой счёт, чтобы не занимать койку в инфекционных госпиталях. Свободных мест в них немного, а есть пациенты в гораздо более тяжёлом состоянии, чем я. Кому-то из наших земляков, страдающих COVID-19, госпитализация не просто сохранит здоровье, а спасёт жизнь.

То есть Сипягин утверждает, что его лечение в частной клинике в Москве – это для блага жителей региона, большинство из которых такого лечения, естественно, позволить себе не могут. Сипягин, очевидно, не понимает, что своим поступком и нелепым объяснением он будит недоверие к системе здравоохранения в своём регионе: кто же пойдёт добровольно туда лечиться, если губернатор сам оттуда сбежал. Он не понимает, какое чудовищное неуважение проявляет и к врачам, и к обычным людям, больным и здоровым, к своим избирателям.

По сути, он ведёт себя как представитель той ещё, советской номенклатуры, у которой и продукты были в спецраспределителях, и лечение в «четвёрке» Минздрава – ничего общего с населением. «Народ и партия едины, раздельны только магазины» – в условиях эпидемии это удар и по партии (в данном случае ЛДПР), и по авторитету власти в целом. Ну не может глава региона в такой ситуации проявлять недоверие к больницам, за которые сам отвечает. Не может – и всё тут.

Интересно, что пресс-секретарь президента Дмитрий Песков пока высказывается осторожно: «Я не вижу связи между его прохождением лечения в Москве и обеспечением лечения от коронавируса граждан в его области. Это отдельные вопросы, здесь вряд ли можно увязывать». Может быть, ответ Пескова означает, что судьба Сипягина ещё не решена, хотя многочисленные источники в Администрации президента сообщают сегодня, что документы для увольнения «по утрате доверия» уже готовятся.

Понять пресс-секретаря президента можно и так, что ситуация во Владимирской области – далеко не самая тяжёлая в России. Это, кстати, так и есть – регион, например, не называли в списке самых неблагополучных на сегодняшнем совещании у Владимира Путина по противодействию эпидемии. Положение во Владимирской области много лучше, чем, например, в Курганской области или в той же Хакасии. Но раз так, поведение Сипягина тем более не лезет ни в какие рамки. Разве что в общие рамки поведения нашей элиты, которая слишком легко говорит о патриотизме, отправляя детей и родственников лечиться и учиться туда, где, по их мнению, лучше. На Запад.

Когда верстался материал, стало известно, что и.о. губернатора Мордовии назначен Артем Здунов, выпускник «школы губернаторов».

Автор:
Андрей Перла