Экс-премьер Молдавии и лидер партии проевропейских либералов «Действие и солидарность» Майя Санду победила во втором туре президентских выборов, набрав 57,75% голосов. У действующего президента Игоря Додона — 42,25%

Голосование прошло в воскресенье. Граждане выбирали главу государства на ближайшие четыре года. По закону победителем становится кандидат, получивший более половины голосов. Порога явки во втором туре нет.

Как заявил замглавы ЦИК Владимир Шарбан, выборы прошли без серьезных нарушений.

Додон признал поражение и поздравил Санду с избранием. Политолог Александр Коньков считает результат второго тура вполне предсказуемым. По его мнению, у молдавской общественности накопились к Додону определенные вопросы. А в ходе избирательной кампании действующий президент так и не смог толком на них ответить. Одна из проблем заключалась в том, что Додон ставил перед собой слишком амбициозные задачи, которые трудно реализовать без консенсуса с парламентом.

Как известно, Молдавия — парламентская республика. И, по мнению экспертов, наверняка, вскоре встанет вопрос о роспуске парламента и проведении досрочных выборов. Показательно, напоминают эксперты, что Санду в рамках своей предвыборной кампании говорила как раз о чём-то подобном. Санду нужен лояльный парламент, поскольку без его поддержки она не сможет в полной степени реализовать свои масштабные планы.

Политолог Дмитрий Фетисов полагает, что дрейф страны в Европу окончательно сформируется в случае победы на парламентских выборах сторонников евроинтеграции. В любом случае, в ближайшее время Санду начнёт активно встречаться с западными лидерами, и, выбивая с их стороны какую-то финансовую помощь, будет демонстрировать это избирателям и за счёт этого пытаться усилить проевропейские настроения.

Вместе с тем, Александр Коньков сомневается в том, что при новом президенте Молдова ускоренными темпами двинется в Евросоюз, и даже в Румынию. Запад по итогам многих событий уже разочаровался в Молдове, а в молдавском обществе сильны антиуниатские настроения, носителями которых являются люди старшего возраста. Однако по мере ухода последнего советского поколения активность Бухареста на западном направлении будет возрастать.

Остаётся важным вопрос по Приднестровью. Тут позиция Санду понятна, говорит Дмитрий Фетисов, она полностью соответствует позиции ЕС, согласно которой российские войска в Приднестровье являются источником нестабильности и напряжения в регионе. Вероятней всего, Санду будет активно добиваться вывода войск и в дальнейшем займётся интеграцией Приднестровья в Молдавию.

Так или иначе новый президент поменяет вектор развития страны: из нейтрально-пророссийского он станет прорумынско-европейским. Эксперты напоминают, что 48-летняя Санду является выпускником Школы управления имени Джона Ф. Кеннеди, и имеет обширные контакты на Западе. Москве остаётся только развести руки — понятно, что Россия готова работать с любым президентом Молдавии, но вектор развития двусторонних отношений задают политические приоритеты главы государства.

Информированные источники сообщают, что Кремль был готов к тому, что пророссийский Додон проиграет. Критически настроенные эксперты не сомневаются в этом, указывая в качестве причины отсутствие какой-либо внятной политики, которой бы руководствовался Кремль в отношении стран СНГ и всего постсоветского пространства. По мнению пессимистов, Россия постепенно теряет своё влияние в Евразии, не способная предложить соседям каких-либо целей, стратегий, даже простого образа будущего, который бы заинтересовал современную молодежь и людей среднего возраста. Страшилки насчет «гейропы» и «руки госдепа» уже не работают.

По мнению члена Совета по межнациональным отношениям при президенте России Богдана Безпалько, «мало чего хорошего нам ожидать от Санду, но с другой стороны это хотя бы будет честная политика в отношении России, потому что, хоть мы и считали в определенные периоды наших отношений некоторых молдавских политиков пророссийскими, — ни к каким реальным результатам или прорывам в российско-молдавских отношениях эти политики не пришли по разным причинам. Их пророссийская позиция заключалась в получении льгот и преференций со стороны России в экономических аспектах».

Вместе с тем, оптимисты допускают, что новое руководство Молдавии всё-таки использует хотя бы часть наследия Додона, выбрав многовекторность как основу «реал-политик». Такая позиция Кишинёва позволит Молдавии сохранить деловые отношения с Россией и, что самое главное, гражданский мир в самой республике, половина граждан которой отказываются дрейфовать на Запад, опасаясь национальной катастрофы на рифах Евросоюза.+

ПолитАналитика