Штаб-квартира НАТО в Брюсселе. Фото US Army

В настоящее время НАТО активно сотрудничает с третьими странами, не входящими в состав организации. Такое взаимодействие осуществляется в рамках целого ряда организаций и форматов, объединяющих несколько десятков стран из нескольких регионов. Эти меры позволяют Альянсу расширять свое присутствие за пределы Евро-Атлантического региона и решать другие задачи.

Эволюция Советов

Основы современной системы сотрудничества НАТО с третьими странами были заложены после окончания Холодной войны. В начале девяностых годов, учитывая последние события, Альянс обновил свою Стратегическую концепцию. Одной из главных внешнеполитических целей теперь было взаимодействие с третьими странами, не входящими в какие-либо блоки и союзы. В дальнейшем эти планы были реализованы путем создания новых организаций.

Уже в 1991 г. основали Совет североатлантического сотрудничества (ССАС). К этому многостороннему форуму присоединились все страны НАТО, а также ряд европейских государств. К сотрудничеству пригласили нейтральные страны и бывшие советские республики. В исходном виде ССАС просуществовал до 1997 г., когда его преобразовали в Совет евро-атлантического партнерства (СЕАП).

За пределами Альянса. Форматы сотрудничества НАТО с третьими странами
Эмблема СЕАП

В настоящее время в СЕАП входит 50 членов – страны НАТО в полном составе, 6 европейских стран, придерживающихся нейтралитета, 3 государства на территории бывшей Югославии, а также 12 государств постсоветского пространства. Почти все страны-участники Совета имеют свои дипломатические представительства при штаб-квартире НАТО в Брюсселе. Регулярно проходят заседания СЕАП с участием должностных лиц разного уровня.

В рамках СЕАП ведется сотрудничество по ряду основных направлений. Это поддержание мира и урегулирование конфликтов, борьба с международным терроризмом, совместное оборонное планирование, контроль над вооружением и т.д. Каждые два года осуществляется разработка плана деятельности Совета, определяющего основные цели и задачи на ближайшее время.

Особо важным и приоритетным в рамках СЕАП считается сотрудничество НАТО с Россией, Грузией и Украиной. В связи с этим в прошлом были созданы Совет Россия-НАТО, а также собственные комиссии по взаимодействию с другими приоритетными партнерами.

Во имя мира

В 1994 г. по инициативе НАТО стартовала программа «Партнерство ради мира» (ПРМ). К участию в ней пригласили ряд стран, не входивших в состав Альянса, в т.ч. бывшие советские республики. На момент начала работы программа объединяла 24 страны. В дальнейшем численность и состав участников неоднократно менялись.

Страны-участники СЕАП на карте мира. Графика Wikimedia Commons

На данный момент в ПРМ числится 20 стран Европы, Закавказья и Центральной Азии. 14 государств ранее участвовали в программе, но к настоящему времени стали членами НАТО и выбыли из нее. Россия в свое время присоединилась к «Партнерству», но на данный момент не участвует в нем из-за прекращения сотрудничества по основным программам НАТО.

Задачей программы ПРМ является содействие со стороны НАТО в деле строительства и развития национальных вооруженных сил. По итогам такого развития страны-участники получают возможность полноценного военного сотрудничества с Альянсом, а в перспективе – вступления в него. Каждые два года участники ПРМ предоставляют информацию о состоянии своих армий, на основе которой вырабатываются планы по дальнейшему развитию. Кроме того, НАТО осуществляет подготовку личного состава государств-партнеров в своих учебных заведениях.

Региональные инициативы

В 1994 г. НАТО запустило проект «Средиземноморский диалог» (СД), призванный объединить усилия Альянса и стран Северной Африки и Ближнего Востока. В 1995-2000 гг. к этому формату присоединилось всего семь стран – Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Мавритания, Марокко и Тунис. Расширение проекта пока не планируется.

Страны-участницы СЕАП и органы, задействованные в Совете. Графика НАТО

Сотрудничество по СД в основном ведется в двухстороннем формате по индивидуальным планам для каждой страны. При этом регулярно проводятся совместные мероприятия. Как и в случае с ПРМ, в рамках СД страны Альянса помогают партнерам с подготовкой кадров, планированием и развитием армий.

В 2004 г. запустили «Стамбульскую инициативу по сотрудничеству» (СИС), призванную дополнять «Средиземноморский диалог» за счет привлечения новых ближневосточных партнеров. В СИС вошли Бахрейн, Кувейт, Катар и ОАЭ. Имеются планы по включению в СИС новых стран, таких как Саудовская Аравия и Оман.

По принципам взаимодействия с НАТО программа СИС похожа на ПРМ и СД. При этом страны-партнеры могут предоставлять Альянсу свои объекты военной инфраструктуры и участвовать в его международных учениях. В 2016 г. несколько стран СИС получили разрешение на открытие постоянных представительств при штаб-квартире НАТО.

Глобальное партнерство

Интересы НАТО выходят за пределы Евро-Атлантического региона, и существуют страны, желающие сотрудничать с Альянсом. С этой целью создан формат «глобальных партнеров» (ранее «контактные страны»), в рамках которого ведется взаимодействие по индивидуальным планам, учитывающим потребности страны и планы НАТО в ее отношении.

Участники «Партнерства ради мира» — отмечены синим. Зеленым отмечены бывшие участники ПРМ, ныне члены НАТО. Графика Wikimedia Commons

Глобальными партнерами являются Афганистан, Австралия, Колумбия, Ирак, Япония, Южная Корея, Монголия, Новая Зеландия и Пакистан. Сотрудничество осуществляется по линии законодательных структур и министерств оборон. При этом методики взаимодействия с разными странами отличаются.

Новые подходы

Описанные форматы сотрудничества предусматривают объединение третьих стран по географическому признаку, а также предлагают планы по взаимодействию за пределами основных регионов. В 2011 г. был принят т.н. Берлинский пакет – новые принципы взаимодействия с третьими странами. Основная идея этого пакета заключается в отходе от географических принципов и в большей унификации подходов.

С 2012 г. ежегодно формируются единые списки мероприятий, проводимых в рамках партнерства с НАТО. В 2014 г. приняли «Инициативу оперативной совместимости с партнерами», направленной на сокращение различий между армиями разных стран. В зависимости от текущего состояния вооруженных сил и политического курса страны-партнера, «Инициатива» предусматривает несколько уровней взаимодействия.

«Средиземноморский диалог» и особенности сотрудничества. Графика НАТО

В 2014 г. стартовала инициатива «Содействие внеблоковым государствам». НАТО предлагает консультативную помощь в строительстве национальных вооруженных сил. К программе уже присоединились Грузия, Иордания, Ирак, Молдавия и Тунис, которым предложены индивидуальные планы развития. Любопытно, что при запуске подобного сотрудничества НАТО отдает предпочтение партнерам, наиболее интересным с военно-политической точки зрения.

Собственные интересы

В настоящее время в НАТО состоит 30 стран, и еще несколько желают вступить в эту организацию. Кроме того, Альянс активно сотрудничает с 40 зарубежными странами, не входящими в его состав или придерживающимися нейтралитета. Подобный интерес НАТО к зарубежному сотрудничеству имеет очевидные причины.

За счет разнообразных программ Альянс взаимодействует почти со всеми европейскими и североафриканскими странами, получает более удобный доступ на Ближний Восток и в Центральную Азию, а также расширяет присутствие в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Некоторые страны-партнеры по мере реализации актуальных программ становятся полноправными членами НАТО. Программы модернизации вооруженных сил почти всегда предусматривают поставку продукции, произведенной странами Альянса.

Таким образом, при помощи всех программ и форматов сотрудничества НАТО получает возможность выхода за пределы своего исходного Евро-Атлантического региона и старается наладить отношения с максимальным числом стран. В дальнейшем их военный и политический потенциал в той или иной мере используется в интересах НАТО. При этом принимаются меры для привлечения новых потенциальных партнеров – и получения новых возможностей. В целом такие подходы оправдывают себя, позволяя ставить и решать новые военно-политические задачи.

Автор:
Рябов Кирилл