Во время рабочей поездки на полуостров зампред правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин вынужден признать, что полноценный запуск Крымского моста «принципиально пока не повлиял на цены в Крыму».

Здешние ценники самые высокие на европейской части РФ. Зачастую получается, что московская жизнь дешевле крымской. Как отметил высокий гость, благодаря дорожному строительству и запуску автомобильной и железнодорожной частей моста через Керченский пролив «в целом транспортные возможности полуострова улучшились». По словам Хуснуллина, это позволяет надеяться на появление конкуренции, которая повлечет за собой долгожданные изменения ценовой политики: «Я считаю, мост и хорошая транспортная доступность даст возможность дополнительной конкуренции, а конкуренция позволит снизить цены, и мы надеемся, что цены все-таки будут снижаться».

Однако подобные рассуждения крымчане который год слушают от главы РК Сергея Аксенова. Между тем, стабильная 20-процентная разница цены на топливо между Крымом и Краснодарским краем попросту выносит мозг. Якобы из-за западных санкций дружно остались на материке «Роснефть», «Лукойл» «Газпром-нефть», «ТНК-ВР» и прочие отечественные нефтетрейдеры. Как результат, свободно пиратствует сладкая парочка топливных симферопольских корпораций «ТЭС» и ATAN. Но если бы бил по карману только бензин! На самом деле, здесь до сих пор нет ни одной из крупнейших розничных сетей страны. «Пятерочка», «Магнит», «Перекресток» и остальные «корзинки» напрочь отказываются осваивать этот российский регион.. В том же самом «отказе» – основные операторы мобильной связи и ведущие банковские структуры РФ. Даже вроде бы государственный Сбербанк игнорирует солнечный полуостров, шесть лет назад вернувшийся в родную гавань.

Факт, что со дня открытия моста цены на практически всю номенклатуру продовольственных и бытовых товаров не опустились ни на рубль. Хотя транспортная доступность обеспечена давно — грузовые фуры начали ходить еще в 2018-м, а за рулем первого КАМАЗа сидел сам Владимир Путин. Нынешним летом министр транспорта РФ Евгений Дитрих запустил движение грузовых поездов. Вот его торжественный спич: «Это еще один шаг на пути экономического развития Крыма. Грузооборот будет увеличиваться, а стоимость перевозки основных грузов – зерновых культур, стройматериалов, удобрений, нефтепродуктов снизится в среднем на 30-50%».

Для сравнения, сейчас автозаправки кубанской Тамани, всего в нескольких километрах от моста, предлагают бензин АИ-95 максимум по 49 рублей. Стоит перемахнуть через пролив – тот же самый литр обойдется в 53 рубля. Соответственно стоят остальные ГСМ. Грустный каламбур — бензиновая мафия Крыма оказалась сильнее Крымского моста.

Характерно комментирует ситуацию заместитель директора Российского Института национальной энергетики Александр Фролов. «В отличие от материковых коллег, крымский бизнес действует в условиях минимальной конкуренции, что автоматически улучшает его положение. Привык к тому, что получает сверхприбыль. Конкуренции нет, и не предвидится, а стабильный поток потребителей обеспечен. Это уже стало нормой, и с этой нормой, разумеется, надо бороться. Пока местным игрокам не дадут «по шапке» на федеральном уровне, они в себя не придут», – убежден Фролов. Только вот реальной заинтересованности в проведении федеральных расследований крымского ценового беспредела, похоже, нет никакой.

Илья Сергеев