Такое духовное завещание оставил будущим художникам выдающий мастер батальной живописи, создатель Крымского художественного училища, которое носит его имя, академик Николай Самокиш, 160-летие которого отмечается 25 октября: «Рисуйте правдой, любите своё дело, тратьте на каждое полотно столько времени, пока оно не заиграет перед вами красками подлинно художественного мастерства».

Сам он работал именно так, добиваясь предельной выразительности и достоверности. Поэтому каждая работа Мастера – и крупное полотно, и небольшой рисунок – играет красками подлинного художественного мастерства. А о нём самом в отзыве Академии художеств ещё в январе 1895 года, когда будущей знаменитости было всего тридцать пять лет, отмечено:

«Н. С. Самокиш своими трудами в области искусства приобрёл себе славу талантливого художника и как иллюстратор художественных изданий принадлежит к числу очень немногих в России, могущих соперничать по существу с лучшими зарубежными иллюстраторами».

Советский, российский художник-баталист родился в Нежине Нежинского уезда Черниговской губернии Российской империи в семье почтальона Семёна Самокиша, предположительно этнического венгра. До школы воспитывался в семье деда по матери  черниговского казака Дмитрия Ивановича Сеника в селе Носовка, что в 30 километрах от Нежина.

Крымчане же так привыкли к этому имени, что считают художника своим земляком.

«Ничего удивительного в том, что мы так почитаем этого человека, нет. С его именем связано развитие художественного образования и культуры в Крыму. Созданная им в 1922 году в Симферополе студия была реорганизована в 1937 году Постановлением Совнаркома Крыма в Крымское художественное училище, которое стало одним из лучших в России, а потом и на Украине. В нём учились не только крымчане – одарённые молодые люди приезжали из разных украинских и российских регионов»,

 говорит преподаватель истории искусств Крымского художественного училища имени Н. Самокиша Елена Лаврушина.

Среди его симферопольских учеников люди разных национальностей: народный художник Украины Яков Александрович Басов (учился у Самокиша с 1922 по 1931-й год), художник, педагог, заслуженный работник культуры РСФСР Осип Абрамович Авсиян, Амет Устаев, Мария Новикова, Марк Домащенко и многие другие. В 1960 году именем Самокиша была названа также одна из улиц Симферополя, где на доме № 32 установлена мемориальная доска: «В этом доме в 1922—1944 гг. жил академик батальной живописи Н. С. Самокиш».

«Николай Самокиш связан также с историей художественного образования на Украине: в 1936-1941 годах работал в Харьковском художественном институте. Но ещё задолго до этого, в 1904 году, когда обсуждалось, каким должно быть здание предшественника института – Городской школы рисунка и живописи, Николай Самокиш вместе с архитектором Сергеем Васильковским настаивал на том, что в фасаде должны быть использованы мотивы украинского зодчества. Городская дума была против, но её сопротивление преодолели, конкурс проектов фасада выиграл российский архитектор Константин Жуков, представивший проект в стиле украинского модерна. Здание было завершено в 1912—1913 годах».

 отмечает Елена Лаврушина.

Самокиш стал членом созданного в ноябре 1912 года Украинского художественно-архитектурного отдела при Харьковском литературно-художественном кружке, который существовал на автономных правах под председательством С. В. Васильковского. Почётным членом был избран Илья Репин. Главной задачей отдела было развитие южно-русских художественных традиций. На харьковской улице Мироносицкой сохранился дом, подъезд которого расписали Сергей Васильковский и Николай Самокиш.

В Симферопольском художественном училище создана комната, посвящённая жизни и творчеству Мастера. Сейчас училище находится на реставрации, но все экспонаты бережно сохраняются. Они рассказывают об ученических годах будущего выдающегося художника и педагога. Его наставниками были академики Б. Виллевальде, П. Шамшин, В. Верещагин, П. Чистяков. Они отмечали не только дар юноши, но и его необыкновенное трудолюбие. Днём он прилежно занимался в классах, а вечера проводил в библиотеке за книгами по искусству. Понимая, что художник должен быть человеком образованным, впитывал знания и опыт выдающихся мастеров рисунка и живописи.

«Юношу сразу же привлёк батальный жанр своей жизненной правдой, драматизмом, экспрессией. Сам художник так объяснил своё пристрастие: «Я выбрал своей специальностью батальную живопись, так как считаю войну величайшей трагедией человечества». Он понимал: чтобы достичь совершенства, надо упорно трудиться. И не покладая рук, что называется, постигал рисунок с натуры, осваивал композицию и живопись».

 рассказывает Елена Лаврушина.

Первое батальное полотно Самокиш создал в 1881 году студентом третьего курса – это было «Возвращение войск на родину». Картина привлекла внимание знатоков сложного жанра и была отмечена серебряной медалью. А чуть позже его наградили ещё двумя серебряными медалями – за рисунок натурщика и этюд лошади. Всего за годы учёбы Николай Семёнович получил, помимо похвальных отзывов и денежных наград, пять серебряных и две золотые медали. Обладателем Большой золотой стал как победитель конкурса на тему «Русская кавалерия возвращается после атаки на неприятеля в войну 1812 года». Постановлением совета Академии он не только получил медаль, но и был отправлен за границу, где работал у известного баталиста Детайля. Так что Академию он окончил уже не мальчиком, но мужем в профессии. А через три года, летом 1889 года, написал большое полотно «Табун белых рысистых маток на водопое» и представил его на академической выставке.

Искусствоведов поразила иллюзия движения, создаваемая разнообразием положений, ракурсов, поворотов объектов. Работа писалась на открытом воздухе, поэтому она богата тональными оттенками. Успех был грандиозным – картина была признана критикой одним из лучших произведений сезона. Тогда-то Самокишу и было присвоено звание академика как признание профессиональной зрелости талантливого мастера. Не каждый добивается такого успеха в тридцать лет.

И это был не единственный успех баталиста. Он пишет много, вдохновенно. Из произведений девяностых годов выделяется эффектная по динамике и колориту картина «Четверня на повороте». Выставленная без ведома автора частным владельцем, к которому она сразу попала в руки, на Всемирной выставке 1900 года в Париже она привела в восторг члена жюри, выдающегося французского баталиста, знатока лошадей Жана-Луи-Эрнеста Мейсонье и была отмечена медалью.

Но, несмотря на признание и славу, как у любого художника, у Самокиша после многочисленных заказов на батальные монументальные произведения для музеев наступил период затишья. Писать казённые академические баталии он не хотел, поэтому занялся графикой. И достиг высочайшего мастерства и в этом деле. По словам Елены Лаврушиной, помогли художнику обширные и глубокие познания в области истории, особенно военной.

«Он досконально изучил все тонкости военного снаряжения и обмундирования разных эпох. Это помогло избежать шаблонов и трафаретов. Самокиш проявлял изобретательность в композиции, впечатляющую оригинальностью и достоверностью»,

– рассказывает искусствовед.

Уже по первым графическим работам стало ясно – в России появился незаурядный мастер иллюстрации. И Самокиша привлекли к художественному оформлению одного из лучших образцов книгоиздания конца XIX – начала XX века двухтомника «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси», над которым работали такие знаменитости, как Репин, Суриков, Серов, Васнецов. Он выполнял иллюстрации в разных техниках: акварелью, тушью, пером и кистью. Примером для виньеток в стиле древнерусского орнамента стали мотивы из древних рукописных книг.

А в 1911 году, с назначением Николая Семёновича руководителем батальной мастерской Императорской академии художеств начал проявляться его недюжинный педагогический талант. Он сразу же увлёкся новым для него делом и старался быть со студентами с утра до вечера. Во время Первой мировой войны не раз выезжал с учениками на фронт, чтобы, по его словам, «увидеть войну как она есть на самом деле, а не на картинах».

Этюд Самокиша «Конная схватка»

Этюд Самокиша «Конная схватка»

Самокиш коренным образом изменил существующую систему обучения, выдвинув на первый план работу на пленэре, чего до него не было. Причём он организовывал работу на открытом воздухе так, что студенты знакомились с натурой в непосредственном соприкосновении с ней. Обязательными стали в перечне предметов академического курса обучение верховой езде, владению оружием, посещение зрелищ, на которых учащиеся наблюдали движение лошадей и посадку всадников. Обязательным стал просмотр фильмов с участием лошадей. Картину показывали в разных темпах, останавливая кадры.

С Крымом Самокиш связал свою жизнь после революции, когда в промозглом Петербурге у него обострился ревматизм, приобретённый ещё в русско-японскую войну. В 1918 году после участившихся приступов по настойчивой рекомендации врачей Самокиш отправляется на лечение в Евпаторию. Между процедурами он постоянно делал эскизы с натуры, нашёл учеников. Активно участвовал в создании городского Дворца культуры, художественной студии и даже заведовал художественным отделом краеведческого музея.

Но профессиональные интересы привели его в Симферополь: хотел общаться с участниками революции и гражданской войны. А ещё ему были нужны архивы для изучения исторических материалов, библиотека. И, конечно же, – лошади, военное обмундирование, снаряжение для работы с натуры. Всё это было лишь в уездном городе, куда Самокиш и переезжает в конце 1921 года. Но он уже не может и без педагогической деятельности,  поэтому начинает новый период жизни и творчества с организации художественной студии. Успешно сочетает занятия с учениками с созданием живописных полотен, с иллюстрацией книг и журналов. Убеждённый реалист, он только в этом направлении видел возможность передать естественно и просто всю правду жизни. А жизненная правда была для него главным смыслом искусства.

Искусствоведы определяют неповторимый метод Самокиша в том, что в основе каждого его живописного полотна – рисунок, на который накладывались краски. Это был его принципиальный подход, в котором отразилась ясность художественного видения натуры. Живопись Самокиша называют графичной, а графику – живописной. И каждая работа эмоциональна, динамична, в каждой – движение, экспрессия.

В 1935 году в ознаменование 75-летия Мастера студии было присвоено имя её создателя, а через два года она была преобразована в Государственное среднее художественное училище имени академика Н. С. Самокиша. Заслуги баталиста, педагога по достоинству оценены ещё при жизни: ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, вручён орден Трудового Красного Знамени.

Скончался Мастер 18 января 1944 года в Симферополе, похоронен на кладбище рядом со Всесвятским храмом. Студенты ныне высшего Художественного училища его имени ухаживают за могилой выдающегося человека, внёсшего вклад в развитие не только отечественной, но и мировой батальной живописи.

На малой родине художника в Нежине и в Харькове до войны недолго просуществовали музеи Самокиша. Многие документы и фотографии оттуда попали в Симферополь и стали основой музейной комнаты училища. В центре экспозиции – бюст, выполненный известным скульптором Вучетичем.

«Мы постарались достоверно передать антураж эпохи, погружающий в атмосферу, благоприятную для восприятия обширной информации, которую несут представленные здесь документы и предметыНашей задачей было, чтобы студенты и все посетители поняли значимость этой личности в развитии и совершенствовании крымской школы изобразительного искусства и художественного образования»,

– отмечает первый куратор музея Елена Лаврушина.

На фото. Николай Самокиш за работой

Людмила ОБУХОВСКАЯ