Рано или поздно любой вооружённый конфликт заканчивается. А следом за ним наступает период, который может оказаться значительно сложнее, чем прекращение боевых действий

В случае с Донбассом этот период кажется недостижимым, потому что крайне сложно представить, чтобы Украина, в нынешнем её государственном состоянии, могла пойти на прекращение боевых действий. Тем не менее, украинские политики уже задумываются о том, как будет реализована так называемая «реинтеграция». Данный термин находится в кавычках, так как в извращённой логике представителей украинского политикума он может значить всё, что угодно.

Регулярно на другой стороне фронта звучат призывы к реализации хорватского опыта. В понимании украинских националистов — это зачистка территорий от неугодной части населения. И в данном случае не будет идти речи о том, что физически ликвидируют только тех, кто держал в руках оружие.

Но, как оказывается, «хорватский сценарий» может представлять из себя совершенно иной характер. О своём видении поствоенного периода рассказал вице-премьер министр Украины, который занимается вопросом Донбасса, Алексей Резник. Он дал большое интервью украинскому изданию после возвращения из Хорватии, где украинская делегация в очередной раз набиралась опыта у своих идейных вдохновителей.

Кроме того, что были озвучены стандартные тезисы о том, что выборы должны пройти только после передачи контроля над границей, о миротворцах, о необъявленной Киевом войне Украины с Россией и своей трактовке Минских соглашений, в этом интервью были интересные аспекты, на которые я хочу обратить внимание.

Резник сетовал на то, что часть украинского общества, та, которую принято называть «патриотической», не хочет мирного «возвращения» Донбасса в состав Украины. С чем-то подобным сталкивались хорваты, которые настаивали на том, что необходимо завоёвывать все территории, по примеру этнических чисток во время операций «Буря» и «Молния». После того, как хорватские войска изгнали сербское население, эти районы считаются наиболее «патриотическими» в Хорватии, что признаёт сам Резник, но украинский политик считает, что Украине стоит попробовать пойти немного другим путём. Он также имеет отношение к конфликту на Балканах.

Как объяснил сам Резник, речь идёт о Подунавье, где хорваты устанавливали свою власть мирным путём. Под «мирным путём» подразумевается — без физического уничтожения местного населения, которое не согласно с политикой хорватов. Вице-премьер Украины признал тот факт, что ситуации на Балканах и в Донбассе различаются. Правда, не обошлось без очередного примера извращённого восприятия того, что происходит в ЛДНР.

«На «оккупированных» территориях в головах сегодня — пропагандируемый РФ Советский Союз, где доминировала Россия и русские как титульная нация. А основная часть Украины движется прозападным курсом. Вот где у нас сегодня различия…

Население Украины, проживающее на «оккупированных» территориях, боится населения подконтрольной территории. Но так же боятся люди и здесь: мол, у них там промытые мозги, зачем они нам нужны? Отсюда взаимное недоверие», — заявил Резник.

Нужно пояснить украинскому политику, что население республик Донбасса не боится украинцев. Напротив,регулярно на передовой я слышал от военнослужащих НМ ДНР реплики о том, что они не воюют с украинским народом. А вот опасения насчёт украинских властей есть. Ведь именно политики отправили армию на подавление протестных настроений, а не рядовые граждане, которых загоняли в ВСУ для войны с бывшими соотечественниками.

Но у Резника есть свой способ для решения проблемы с «эмоциями», которые испытывают люди в ЛДНР и на территории Донбасса, подконтрольной киевским силовикам. При этом не обошлось без примера из ситуации с хорватами и сербами. Приведут цитату:

«Мы вернем наши территории, мы выйдем на границу, но мы должны перевоспитать и население. Вытеснить из их голов СССР …

Хорваты использовали помощь международной администрации. Сербы, которые остались, знали, что их не будут преследовать, не будет этнических чисток, а хорваты понимали, что оставшиеся сербы не будут сопротивляться восстановлению конституционного строя. Проводилось разоружение, шедшее волнами. После того как перекрыли границу с Сербией (чтобы та не поставляла оружие), они выкупали оружие у населения. Только после этого, через полтора года, хорваты пошли на местные выборы. Они за это время выдали сто тысяч хорватских документов, составили списки избирателей.

А вторая вещь, которая помогла восстановить доверие, — это решение обычных бытовых вопросов. Местное самоуправление стало ключевым актором в этом. Вернувшиеся туда мэры начали решать обычные задачи — восстановление дорог, включение света, подвод воды, вывоз многотонных куч мусора. И решение этих простых бытовых функций стало для людей фактором восстановления доверия. Давайте будем реалистами: ведь основы пирамиды Маслоу никто не отменял.

Нам после деоккупации и восстановления контроля над границей тоже нужно будет работать над восстановлением доверия», — поделился вице-премьер.

Разумеется, в данном вопросе нельзя обойтись без посредников. В видении украинского политика им должны стать «цивилизованные страны»: Канада, США, Великобритания и так далее.

При этом Резник признаёт, что процесс «перевоспитания» не будет проходить быстро. Он даёт на это 25 лет. Политик не верит, что нынешнее поколение сможет принять украинский строй, но зато есть надежды на следующее. Должно быть, они так же, как в своё время большая часть Украины, поверят в «самообстрелы», взрывы кондиционеров, «российскую агрессию» и прочую украинскую пропаганду.

Как бы там ни было, за какими бы формулировками не пряталась бы правда, но уже даже те, кто якобы пропагандируют мирное урегулирование конфликта в Донбассе, заявляют о том, что далее население ЛДНР ждёт непростой период. Даже если не будет устроена очередная «чистка», то местных жителей будут «перевоспитывать», то есть учить любить Украину. Заставят забыть о военных преступлениях украинских солдат, их командования и руководства украинского государства. Принудят принять «государственную целостность» и все новые национальные праздники, вроде «дня защитника Украины» в день создания УПА, а вместе с ними научат, кто на самом деле является героем — «киборги», Шухевич и Семен Семенченко.

Перед глазами так и стоит знаменитая сцена из фильма «Заводной апельсин», снятого по одноимённой не менее знаменитой книге-антиутопии Энтони Бёрджесса, когда главному герою промывали мозги с помощью передовых технологий.

Интересно, этот опыт украинский вице-премьер Резник также возьмёт на вооружение?+

Денис Григорюк, Аналитическая служба Донбасса