Приватизация крупнейшего государственного винодельческого предприятия Крыма не имеет ничего общего с развитием российского виноделия. На кону огромные земельные участки ЮБК, красота и стоимость которых сравнима с Лазурным берегом Франции.

Новость о продаже «Массандры» в частные руки впервые прозвучала ровно полгода назад. Причем для многих она стало ошеломительным ударом. Даже не экономическим, скорее психологическим, а порой глубоко личностным. Знаменитая «Массандра» никогда не была частной лавочкой. Хотя бы потому, что слишком велики масштабы этой собственности Российского Императорского дома. Один из главных винодельческих брендов Советского Союза, Массандра достойно принимала лидеров страны, от Иосифа Сталина до дорогого Леонида Ильича. Российский президент в здешних подвалах поил коллекционным хересом друга-Берлускони. Сам Владимир Владимирович не раз отмечал, что предпочитает массандровское «Столовое красное Алушта». Впервые Путин дегустировал это вино с Леонидом Кучмой, когда они пробовали урожай 1991 года.

Россия за базар ответит

При Украине больше 60% массандровской продукции шло на прилавки РФ. Однако под занавес из-за Перекопа сюда погнали дешевые виноматериалы Херсонщины. Потребители возмущались , мол, «Массандре» конец. После воссоединения Крыма с Россией легендарное предприятие национализировали, и народ решил, что теперь работа наладится. Тем более, осенью 2014-го государственный концерн «Национальное производственно-аграрное объединение «Массандра» был передан в Управление делами президента РФ.

Никто не сомневался, огромный отечественный рынок гарантированно освоит массандровскую продукцию. Впрочем, скоро начались «непонятки». Всем известна вековая гордость крымских виноделов — крепкие десертные и ликерные вина. Именно этим напиткам полуостров давал уникальный букет и незабываемые вкусовые качества. Хотя даже ординарные массандровские портвейны были хитом любого стола, от солидной компании до студенческих посиделок. Тем более странно выглядят попытки нового руководства перевести классическое производство на выпуск сухих вин. Увы, «как в Европе» не получилось, крымское сухое мало кому нужно.

Когда «Массандру» передали в собственность Республики Крым, такое поворот событий казался логичным. Государственное объединение имело вполне достойные показатели, поступления в бюджет росли, республиканская экономика укреплялась. По словам гендиректора Янины Павленко, успех налицо — выпущено первое в России вино с защищенным географическим указанием, окончательно сформирован сбыт по регионам Российской Федерации. Несмотря на санкции, налажены экспортные поставки. Поставлен абсолютный рекорд по числу медалей, собранных на дегустационных конкурсах. Но вот Сергей Аксенов делает странное майское заявление, мол, следом за заводом шампанских вин «Новый Свет» можно отдать в частную собственность ГУП «Массандра».

Поначалу мало кто понял экономическую логику подобного решения. Но следом выступила Евгения Добрыня — свояченица Аксенова, председатель комитета Госсовета РК по имущественным правам. «Рассматривался вопрос включения «Массандры» в прогнозный план приватизации. Это подразумевает преобразование ГУПа в хозяйственное общество, — акционерное общество со 100% акций в руках государства. Вопрос продажи вообще в принципе даже не стоил… Акционирование ГУПа – тоже приватизация. Но это не означает, что это продажа…», — успокаивала г-жа Добрыня. Прослушав данный спич, опытные люди сделали однозначный вывод, что продажа таки будет. Хотя сроком называли «ближайшие год-два».

Они ошиблись. Итак, в начале октября «ПАО «Массандра» было преобразовано из государственного унитарного предприятия в акционерное общество. Якобы, подобным образом его привели к нормам российского законодательства. А буквально на днях крымский парламент разрешил провести экстренную приватизацию. Уже в нынешнем году на продажу выставлено 100% акций предприятия общей стоимостью 3,6 млрд рублей. Как утверждается, «на основании поручения главы республики Сергея Аксенова и предложений Минсельхоза».

«Атавизм», который стоит миллиарды

Недавние заверения о том, что 100-процентный акционный пакет останется в республиканской собственности – оказались пустым звуком. 16 октября Совет министров РК установил способ приватизации — «Массандру» продадут на аукционе. Одновременно на продажу выставляется Феодосийский оптический завод. Соответствующее распоряжение опубликовано на правительственном портале.

Если феодосийцы практически наверняка войдут в структуру госкорпорации «Ростех», кому достанется крупнейший в Крыму производитель вина – неизвестно до сих пор. Стартовая цена аукциона тоже еще не объявлена, это вопрос к независимому оценщику. Судя по пояснительной записке парламентского комитета, власти ожидают приватизационный доход «в сумме не менее 6 миллиардов рублей».

Сумма кажется более-менее солидной, а на самом деле это как зарезать курицу, несущую золотые яйца. Для сравнения, только по итогам 2018-го выручка предприятия выросла в 1,7 раза — до 2,203 млрд рублей. За год минувший доходы массандровских коллективов еще больше.

Тогда зачем власти творят нынешний беспредел? Публике выложили целую кипу пояснений. Влиятельные и богатые депутаты, успешно перекочевавшие из украинского прошлого в российскую реальность, называют государственное виноделие «атавизмом советских времен». Ссылаются на опыт других винодельческих фирм Крыма, которые после перехода в частные руки получили достаточный объем инвестиций. Увы, никто слова не сказал, что гигантские масштабы «Массандры» и близко несравнимы с другими предприятиями полуострова.

Например, одна перезакладка здешних виноградников требует более 4 миллиардов рублей. Причем молодые виноградные насаждения принесут промышленный урожай только на третий-четвертый год с момента посадки – и миллиардные инвестиции начнут окупаться минимум через 5-10 лет. Плюс выдержка в дубовой таре на срок от трех до семи лет, когда тоже необходимы средства без получения прибыли. Какая бизнес-структура согласится на подобные гигантские траты без возможности быстро приумножить собственные деньги?

— Приватизация «Массандры» является залогом успешного развития легендарного бренда, — рассуждает я новый председатель совета Союза виноградарей и виноделов России Дмитрий Киселев, он же телеведущий, директор МИА «Россия сегодня» и владелец шикарной «хатынки» в курортном Коктебеле . — Это абсолютно логичный шаг крымского Госсовета – продажа ста процентов акций для того, чтобы появился инвестор. Известно, что акции будут продаваться на торгах, — кто больше даст, тот и станет владельцем.

Типа большой профессионал, г-н Киселев требует «больше сухого». Словно не знает, что склады затоварены сухими винами. Вместе с ним внезапно разразилась жалобами генеральный директор предприятия Янина Павленко. Совсем недавно не уставала хвалиться успехами, и вдруг осознала буквально следующее: «Ранее нам приходилось каждую свою коммерческую сделку согласовывать с чиновниками, что затягивало многие процессы и делало «Массандру» неравным игроком на стремительно развивающемся, порой беспощадном рынке. Потому нынешнее преобразование для нас очень важный и большой шаг вперед…»

Криптоукры делят кресла и землю

До назначения в ФГУП «ПАО Массандра» Янина Павловна десять лет возглавляла завод шампанских вин «Новый свет». Тогда же в украинские времена стала депутатом крымской Рады — и в феврале 2014-го написала товарищу по Партии регионов, спикеру Владимиру Константинову открытое письмо, выступив против российского статуса региона. Заявила, что попытки отделить Крым от Украины «автоматически приведут к насилию и кровопролитию». Впрочем, уже 19 февраля 2015 года, как ценный кадр, получила должность и. о. гендиректора «Массандры». Статус предприятия Управления делами президента РФ никак не помешал. Ну а элитный «Новый Свет» очень скоро превратился в собственность владельца питерского банка «Россия» Юрия Ковальчука.

Большие люди делают большие дела на реально большой земле. Это не фигура речи – сегодня за винодельческим объединением закреплено около 700 земельный участков общей площадью порядка 10 тысяч гектаров. Огласим потрясающий список заводов и плантаций «Массандры»: ялтинская Ливадия, соседние Гурзуф и Кипарисное, прекрасная Алушта, Малореченское, алуштинский курорт Приветное, солнечный Судак и расположенное рядом между двумя мысами Ай-Фока и Агира прибрежное село Морское.

Пора делиться? «Жирное время» настало для крымского девелопмента. Состоятельная российская публика ринулась на ЮБК, буквально сметая недвижимость премиум и элит-класса. «Наши покупатели, привыкшие проводить лето в Испании, на Тенерифе, пересмотрели отношение к югу России. Они активно приобретают жилье нормальной для них стоимости 15−20 млн. рублей и выше. Наибольшим спросом пользуются населенные пункты Южного берега, —подтверждает Дмитрий Майоров, директор по стратегическому управлению крупной риэлторской фирмы. — Никто не знает, сколько продлится нынешняя ситуация — год, два, три. Люди ищут альтернативу заграничным курортам, и Крым может ее предоставить».

Дико выглядят новые многоэтажные апартаменты, заполонившие Приморский и Массандровский парки курортной столицы Южнобережья. Уже когда ялтинский мэр Иван Имгрунт был при смерти, городской администрации ничего не помешало подписать очередное постановление по застройке остатков Приморского парка. Под огромную многоэтажку пошла еще одна парковая зона у детского санатория «Ласточка». Тотально застраивают район Теплой Балки, висит замок на воротах исторического Мордвиновского парка и санатория Минобороны. Там за забором роют очередной котлован и безжалостно пилят деревья — краснокнижные сосны, каменные дубы, кипарисы, маслины, кустарники фисташек. Спрос определяет предложение, скоро бетоном зальют всю городскую территорию Ялты. И скажите, зачем господам такое счастье?

Незачем, особенно если учесть райские, фантастические земли «Массандры», по неизвестной причине занятые какими-то странными виноградниками. Вот где надо строить VIP-апартаменты. Инвестиции в недвижимость на месте выкорчеванных лоз во много раз прибыльнее. А вино привезут из Италии.

Новые кадры решают вопрос в духе времени. «Предлагаем отправлять сюда на реабилитацию переболевших COVID-19. Таким программам будет уделено сейчас особое внимание, потому что на них огромный спрос», — обосновал тему генеральный директор Корпорации развития Крыма Дмитрий Ворона. Он подчеркнул, что полуостров представляет собой уникальную экологическую систему, и в условиях, когда «очень востребована рекреация», это играет особую роль. Как утверждает г-н Ворона, на сей счет успело возникнуть новое направление, которым уже заинтересованы солидные московские инвесторы.

Ранее возглавлявший фонд Ялтинского международного экономического форума, начальствовать в Корпорации развития Дмитрий Ворона стал 15 октября. Симферопольской прессе его представила вице-премьер – министр финансов республики Ирина Кивико. «Дмитрий Николаевич имеет большой опыт, в том числе и на государственной службе, является системным человеком, погружен во все сложности работы, которые есть у нас с инвесторами, – отметила Кивико. – Не понаслышке знает вопросы, которые возникают при сопровождении инвестпроектов. Возлагаем на него большие надежды по продвижению Крыма в рейтинге инвестиционной привлекательности».

Остаются маленькие анкетные подробности. Уроженец Донбасса, Ворона считался одним из самых молодых украинских госчиновников. 26-летним занимал пост замминистра охраны окружающей среды. Далее был назначен заместителем министра внутренних дел Украины, позже – замминистра юстиции. Довелось ему возглавлять Государственную миграционную службу и Государственную регистрационную службу Украины. В роковой 2014-й из публичной политики исчез, но спустя три года возродился в статусе советника главы РК, чтобы из рук Аксенова получить Ялтинский форум.

Крымчане вытащили на свет сетевые страницы Дмитра Вороны за 2016-17 года, где он сокрушается насчет «аннексии Крыма Россией» и «временно оккупированных территорий на Донбассе». Звучит жутковато, однако теперь этот деятель будет заниматься инвестиционным развитием Крыма «даже если сроки окупаемости проектов чуть больше, чем в других регионах».

Вот характерный комментарий на одном из крымских порталов:

— Сергей Валерьевич Аксёнов, злые языки говорили, что Ваша кадровая политика это дно, но похоже, пробитое дно можно заполнять и дальше украинским нафталином…

Илья Сергеев