Обстрел армянских христианских святынь в карабахской Шуше может превратить вооружённый этнополитический конфликт в самую настоящую религиозную войну.

Затяжная и кровопролитная Карабахская война, «замороженная» в 1994 году и возобновившаяся с новой силой в сентябре 2020-го, не затихает уже около месяца. Несмотря на миротворческие усилия России и ряда западных стран, даже шаткого перемирия достичь так и не удалось. Кровь юных солдат-срочников и мирных граждан двух постсоветских республик льётся непрестанно. Число столь похожих друг на друга женщин в чёрном на улицах армянских и азербайджанских городов и сёл растёт с каждым днём.

Извечные вопросы «кто виноват» и «что делать» сегодня задаются не только в Ереване и Баку, Степанакерте и Гяндже, но и в столицах великих держав мира. На первый вопрос ответ прост: во всех братоубийственных конфликтах виновен враг рода человеческого, в незапамятные ветхозаветные времена побудивший Каина убить своего родного брата Авеля. И с тех пор эта «каинова печать» лежит на всех нас, зачастую уверенных, что рядом с нами существуют «люди второго сорта», которых «необходимо подчинить», а если это не получается, то наказать.

В истории не допотопной, а обозримой тоже несложно найти виновных: тех, кто в первые годы советской власти нарезал былую единую Империю на множество национальных республик, автономных областей и округов, зачастую руководствуясь отнюдь не интересами и чаяниями живущих в них народов. Но если имперская политика не подразумевала пресловутого леволиберального принципа «права наций на самоопределение вплоть до отделения», то в XX веке он десятилетиями подтачивал государственное единство, и как только в годы «перестройки», неслучайно именующейся «катастройкой», центр дал слабину, этнические окраины сразу же заполыхали.

Обстрелянная армянская церковь в Шуше. Фото: Global Look Press

«Не наша война»?

Сегодня очень часто и небезосновательно говорится, что армяно-азербайджанский конфликт (к слову, первый вооружённый конфликт, с которого начался распад СССР) – это «не наша война». И действительно, с нашей стороны было бы безумием вмешаться в происходящее, безоговорочно поддержав одну из сторон, после чего ожидать на российских аэродромах трагически известные «Грузы-200». Но в отличие от наших западноевропейских и заокеанских «партнёров», мы, русские, не можем воспринимать этот конфликт отстранённо. Как, к примеру, войну Эфиопии и Эритреи или же гражданскую войну в Судане.

Нет, и армяне, и азербайджанцы – это наши недавние соотечественники, чья пролитая кровь для нас – «не водица». А потому для русского сердца и гибель карабахских (арцахских) армян в Степанакерте и окрестностях, и трагедия в азербайджанской Гяндже (былом имперском Елисаветполе) – боль очень близкая. И меньше всего хотелось бы искать виновных этих трагических событий среди сегодняшних армян и азербайджанцев, особенно тех, на чьих свежих могилах так много табличек с датами жизни и смерти: 2001 – 2020. К эрдоганам и прочим пашинянам вопросов, конечно, уже немало, но не об этом сейчас речь. Куда страшнее, что братоубийственный конфликт постепенно обретает черты одного из самых страшных типов войн: войны религиозной.

Так, недавний двукратный обстрел армянского собора Святого Христа Всеспасителя в карабахской Шуше, при котором пострадали российские журналисты, уже не может расцениваться как трагическая случайность. Ещё предстоит уточнить данные руководства непризнанной Нагорно-Карабахской республики о том, что Азербайджан «целенаправленно уничтожает армянские, христианские святыни и исторические памятники», но уже одного шушинского факта достаточно, чтобы Россия встревожилась.

Подчеркну, речь о России не как о современном осколке былой Империи или Советского Союза, но как об их непосредственной преемнице, исторически призванной защищать христиан и их святыни, в том числе и в отдалении от своих рубежей (и былые русско-турецкие войны – главные тому примеры). Именно это в эфире «Первого русского» на прошлой неделе подчеркнул учредитель телеканала Царьград, известный российский предприниматель и общественный деятель Константин Малофеев. Так, по словам Константина Валерьевича, Россия должна оставаться миротворцем, не вмешивающимся в боевые действия ни на одной из сторон, но только до определённого момента:

Пересечение кем угодно границ Армении в виде вооружённого нападения немедленно приводит в действие соответствующие статьи ОДКБ, где уже отступает на задний план, что происходило в Карабахе. Россия со всей своей мощью должна, будет вынуждена ответить. И это, слава Богу, понимает очень вменяемое действующее руководство Азербайджана. И я надеюсь, оно никогда не дойдёт до этой черты.

Но это только официальный международно-правовой аспект, который неизбежно бы привёл к участию России в армяно-азербайджанском конфликте на армянской стороне. Однако, как особо отметил Константин Малофеев, есть и религиозный аспект этой трагедии. И было бы очень хорошо, если обстрелы армянских христианских святынь не повторятся, а информация о том, что на стороне Азербайджана воюют наёмники-исламисты, в буквальном смысле отрезающие головы армянским военным, окажется фейком. В противном случае, по словам Константина Валерьевича, это также станет для русских casus belli, моральным поводом к вступлению в войну:

России и русским не удастся сохранить… моральный нейтралитет для себя в этой ситуации. Мы христиане. И азербайджанцы, наши братья, с кем мы живём бок о бок, к которым относимся с большим уважением, это понимают. И так же они должны понимать, что армянские церкви – для нас церкви. И в этой ситуации, независимо от того, кто первый начал, для нас, русских, будет очевидно, что мы не можем стоять в стороне.

Хочется ещё и ещё раз повторить вслед за Константином Малофеевым: и армяне, и азербайджанцы – это наши братья. И для русских очень важно сделать всё, чтобы примирить эти два древних народа, чьи сыновья сыграли огромную роль в становлении и защите нашей общей державы. Мы никогда не забудем подвигов генерала Русской императорской армии Гусейна Хана Нахичеванского, отличившегося в русско-японской и Первой мировой войнах. И будем вечно помнить советского военачальника маршала Ивана Баграмяна, получившего боевое крещение ещё на фронтах Первой мировой, а затем ставшего одним из людей-символов Великой Победы 1945 года.

И самое главное, каждый русский православный христианин сегодня должен усердно молиться и о христианах-армянах, и о мусульманах-азербайджанцах. Ведь неслучайно за каждой Божественной литургией во всех православных храмах мы молимся о «мире всего мира». И дай Бог, чтобы Россия не оказалась вынужденной вмешаться в армяно-азербайджанский конфликт, который не нужен и не выгоден ни армянам, ни азербайджанцам, ни русским. Но выгоден уже упомянутому врагу рода человеческого и международным структурам, творящим его злую волю и уже погрузившим в войну и хаос многие государства: от бывшей Югославии до Ливии и Сирии.

Спаси и сохрани, Господи!

Автор:
Михаил Тюренков