После того, как президент Белоруссии Александр Лукашенко и его незадачливая конкурентка по обретению власти Светлана Тихановская обменялись взаимными словесными уколами на грани фола, всем стало ещё очевиднее, что противостояние между этими двумя людьми не заканчивается, а выходит на новый уровень.

Равно как не прекращается борьба между всеми, кто стоит за спиной «батьки» и «президента Светы» и гужуется на улицах белорусских городов. А именно — обе стороны делают ставку на силу. Лукашенко на встрече с женщинами-своими сторонницами заявил, что закрывает и усиливает границы от возможного вторжения и проникновения нежелательных элементов со стороны Литвы, Польши и Украины. И в это же время белорусская власть не просто не выпустила ни одного политического заключённого из тех, кого отправила на цугундер в прежние месяцы ещё до президентских выборов, но и пополняет их счёт новыми арестованными, которые рискуют сесть надолго. В частности, члену президиума Национального координационного совета оппозиции (НКСО) Белоруссии Марии Колесниковой предъявили официальное обвинение по части 3 статьи 361 Уголовного кодекса этой страны — за призывы к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, совершённые с использованием СМИ и сети интернет. Это грозит ей лишением свободы на срок от 2 до 5 лет.

Статья, как видим, более мягкая, чем та, которую ей «шили» сначала — статья 357 (заговор или иные действия, совершённые с целью захвата государственной власти), часть 3 которой предусматривает тюремный срок до 25 лет, пожизненное заключение и даже смертную казнь. Но по-любому «батька», похоже, сначала хочет задавить и рассеять уличные протесты и наказать их зачинщиков, организаторов и вдохновителей-бенефициаров, а уж потом вступать в обещанный диалог. В том числе, и по поводу конституционной реформы, якобы меняющей всю систему власти. Более того, Лукашенко уже твёрдо заявил, что собирается сидеть в своей должности отведённые ему 5 лет.

Тихановская на это ответила, как могла, и обвинила заочного визави, мягко говоря, в неадекватности. «Лукашенко уже пугал нас несуществующими врагами, обвинял мирных людей в насилии, а настоящих патриотов — в предательстве Родины. Но то, что он вчера наговорил про закрытие границ — это новый уровень отрыва от реальности. Это слова слабого человека из его собственного воображаемого мира. Не слушайте и не обращайте внимания на то, что говорит Лукашенко. Он потерял всякое доверие. Все наши соседи — наши друзья. Все белорусы — один народ», — сделала она заявление в своём Telegram-канале.

В разных вариациях это же она повторила, как мантры, во всех своих обращениях и к западным политикам — от Совбеза ООН до ЕС и Европарламента, и к белорусам. И за спинами Лукашенко и Тихановской уже встали соответственно Россия и коллективный Запад. И это означает одно — никто «своих» не бросит, стороны будут «бодаться» до победного конца, а противостояние в Белоруссии может растянуться на годы, то затухая, то проявляя майданную активность.

Вершиной этой заочной сшибки стало непризнание Европарламентом Лукашенко легитимным президентом и признание таковым Тихановской со стороны Литвы и Польши. После чего Тихановская фактически выдвинула Лукашенко ультиматум: немедленный уход в отставку и отказ от власти в её пользу в обмен на гарантии личной безопасности с её стороны. И можно только представить, как воспринял такую «милость» неистовый «батька». Это однозначно радикализация протестов.

Во-вторых, коллективный Запад, кажется, в своей поддержке Тихановской и «белмайдана» готов сделать ставку в первую очередь на радикалов всех мастей — от русофобов до просто фашиствующих и тупо фрондирующих против всего молодёжных элементов. И которые в своей борьбе за власть, за свержение Лукашенко, за «бузу» на улицах и за разрыв отношений с Россией и евроатлантическую интеграцию своей страны в НАТО и ЕС готовы на любые акции даже ценой ослабления собственного государства. Такие люди есть в любой стране, и они являются серьёзным фактором дестабилизации, если их умно организовать, щедро проплатить и направить к заданной цели.

Именно об этом свидетельствуют призывы части «белмайдаунов» к бессрочной забастовке всех белорусских промпредприятий, которая должна подорвать экономику страны до такой степени, чтобы «режим не мог платить своих силовикам». И Запад с этим однозначно согласен! Во всяком случае, с Запада вождям «белмайдана» предлагают попросить у него помощь в размере 4 млрд. долл. Чтобы, как вы понимаете, перекрыть российский кредит в 1,5 млрд. «зелени», обещанный Лукашенко президентом России Владимиром Путиным, и компенсировать возможные потери предприятий от забастовки и убытки самих забастовщиков, которым надо кормить свои семьи.

А премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий во время встречи с литовским коллегой Саулюсом Сквернялисом уже предложил Евросоюзу начать с создания фонда в 1 миллиард евро для стабилизации экономики Белоруссии. «Фонд мог бы стать очень важным… В нынешней ситуации он позволит экономике Белоруссии восстановиться и стать привлекательной для инвесторов, чтобы белорусское государство вновь смогло принять новые обязательства», — заявил поляк. А литовец его дополнил: «Мы должны послать ясный сигнал белорусам на этот распространяемый миф, что без России белорусскую экономику ждёт крах. Ничего подобного. Мы должны сделать так, как поступали с другими странами Восточного партнёрства: позволить людям, которые хотят увидеть, работать, жить и ощутить преимущества западного демократического государства. Тогда начнутся изменения и в белорусском обществе».

За эти же деньги запад рассчитывает купить белорусскую экономику. Притом, что, даже по поверхностным подсчётам, стоимость работающих сегодня белорусских активов составляет до 100 млрд. долл.

В-третьих, как показывает опыт Сербии, Грузии, Киргизии и особенно Украины, где случились «цветные революции», радикализация протестов, рассчитанная на длительное время, невозможна без взаимной ненависти противоборствующих сторон, их непримиримой вражды и тотального страха пассивной части социума. То есть всего того, что неотвратимо отравляет сознание людей, разобщает общество и даже разъединяет отдельные политизированные семьи.

Радикалы уже призвали явочным порядком брать «власть» в отдельных домах, дворах и кварталах, создавая боевые «отряды самообороны» для противостояния силовикам. Протестующие уже начали угрожать не только политикам, но и членам их семей, для чего колонны протестующих уже были направлены на элитный посёлок «Дрозды», где приживают «враги». Организаторы протестов уже создали некий аналог украинского «сайта «Миротворец», где обнародовали фамилии и прочие личные данные правоохранителей, которые, по их словам, виновны в жёстком подавлении протестов и избиении арестованных участников «белмайдана». Правоохранителей и членов их семей предлагается подвергать, как минимум, осмеянию и публичному осуждению при малейшей возможности, как онлайн, так и оффлайн. И такой травле в соцсетях подвергаются все активные и даже рядовые сторонники действующей власти и Лукашенко. В интернете появились «чёрные списки» предприятий — ресторанов и кафе, которые якобы поддерживают «батьку», а следовательно должны быть подвергнуты обструкции и травле стороны «прогрессивных белорусов», отказывающихся посещать данные заведения.

Всё это — элементы создания атмосферы взаимной ненависти и нагнетания коллективной вражды, без чего, повторяю, длительное противостояние невозможно. И это — часть уже многажды апробированной технологии «цветных революций», которую сегодня пытаются пересадить в жизнь Белоруссии. И, как показывают события, очень даже небезуспешно — протесты в стране не прекращаются, вражда нарастает, а страх и недоверие усиливаются.

И, судя по всему, эти тенденции в Белоруссии могут настать. Потому что «белмайдан» и всё, что с ним связано, похоже, стали одной из частей скоординированной кампании по давлению на Россию. Наряду с усилением санкционного режима против Москвы, борьбой за запрещение «Северного потока-2», стремлением дискредитировать Россию в связи с отравлением Алексея Навального, новыми попытками Варшавы обвинить Россию в подрыве самолёта, на котором под Смоленском 10 лет назад погиб президент Польши Лех Качиньский.

Одним из «провайдеров» этой русофобии и «белмайдана» вполне может стать так называемый «Люблинский треугольник» — полуформальная платформа для согласования совместных действий Польши, Литвы и Украины, созданная в июле 2020 года. Во всяком случае, министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба уже инициировал встречу в Киеве глав МИД стран треугольника. И 17 сентября этого года даже состоялась первая встреча в формате видеоконференции национальных координаторов «Люблинского треугольника» — замглав МИД Василия Боднара (Украина), Марцина Пшидача (Польша) и Далюса Чекуолиса (Литва). А эти и не скрывали, что очень много внимания и времени стороны «уделили ситуации в Белоруссии и других странах региона». И все всех поняли.

Владимир Скачко