На человека, выросшего в Белоруссии, знающего местную обстановку, сейчас с надеждой взирают и священники, и прихожане

6 сентября 2020 года на патриаршей службе в соборе Христа Спасителя в Москве епископ Минский и Заславский Вениамин был возведён в сан митрополита. Выбор кандидатуры нового патриаршего экзарха, по словам предстоятеля Русской Церкви, был принят единогласно всеми членами Священного Синода. Преосвященный Вениамин пользуется заслуженным уважением в Белоруссии как добрый пастырь и человек аскетического образа жизни. Его отличают внимательное отношение к людям, простота и доступность в общении, личная скромность, а вместе с тем строгость в исполнении своих обязанностей. Эти душевные качества владыки известны и в Белоруссии, и в России. Неудивительно, что выбор нового главы для Белорусского экзархата был в Синоде единогласным. Митрополит Вениамин является, несомненно, достойным своего высокого призвания.

Новое назначение произошло на фоне политического обострения в Белоруссии после президентских выборов. Общество расколото. Призывы к примирению враждующих партий воспринимаются с трудом. Естественной мерой со стороны церковной иерархии в таких обстоятельствах является приглашение к соборной молитве, терпению, прощению обид. Новый экзарх уже сделал этот первый шаг, совершив молебен перед почитаемой в Минске иконой Богородицы во время очередного шествия протеста. Тем самым первое лицо церковной иерархии в Белоруссии показало, где должны находиться священнослужители в существующих обстоятельствах. А то уже некоторые пастыри Церкви в священнической одежде замелькали в числе первых выступающих на митингах, превратившись из ведущих свою паству в ведомых ею.

Нельзя не приветствовать также, что новый глава Белорусского экзархата выступил в защиту канонического единства Русской Церкви на фоне участившихся разговоров об автокефалии Белорусской Церкви по образцу украинского раскола.

Идея автокефалии навязывается православным в Белоруссии извне и не имеет широкой поддержки ни в церковной иерархии, ни у паствы. Сохранение церковного единства Белоруссии с Русской Церковью необходимо, прежде всего, самим православным белорусам. Оно необходимо как общение ветви дерева с корнями через присоединение к стволу. В самом деле, разве можно назвать духовными собрания людей, где известные молитвы лишь служат прелюдией к разговорам о политике, а проповеди произносятся для того, чтобы культивировать вражду и исключительность, а фоном для икон и хоругвей служат партийные или государственные флаги? Разве могут вести паству христианским путём политические фигуры, одетые в рясы? Всё это маскарад, где религия служит лишь прикрытием конъюнктуры.

Кроме этих внешних вызовов, перед которыми оказалась церковная иерархия в Белоруссии, есть и внутренние сложности, назревшие для решения вопросы. Кадровые назначения предшественника митрополита Вениамина не отличались последовательностью и системным характером. Внимания и заботы требуют и духовные школы, и епархиальные отделы, и приходы – строящиеся, арендующие помещения, выживающие в сложных экономических условиях. Хотелось бы увидеть возрождение церковного книгоиздания, восстановление деятельности братств и сестричеств. Православные педагоги чают поддержки своей скромной, но по-настоящему созидательной работы. Всем необходима твёрдая рука и вместе с тем сердечное отношение, мудрый совет и действенная поддержка. Безусловно, на человека, выросшего в Белоруссии, знающего местную обстановку, каковым является новый митрополит, сейчас с надеждой взирают и священники, и прихожане.

Белорусская паства живо помнит своего выдающегося предстоятеля – митрополита Филарета (Вахромеева), остающегося Почётным патриаршим экзархом. Живое и неформализованное общение с ним, когда он занимал церковную кафедру, согревало души многих людей, ищущих поддержки и понимания своих затруднений. Его устное наставление действовало сильнее письменных указов и распоряжений, его приёма были готовы ждать хоть до полуночи. Даже светские чиновники любого ранга считали честью для себя знакомство с митрополитом Филаретом. Новый экзарх хорошо знает отеческое отношение владыки Филарета и потому, можно надеяться, будет следовать этому живому примеру.

Наконец, можно ожидать, что митрополит Вениамин сумеет консолидировать православную интеллигенцию, которая после ухода на покой митрополита Филарета лишилась своего духовного лидера. Особенно это касается людей с русским самосознанием. Богатая русская классическая культура, выросшая на почве православной духовности и много веков питавшаяся ей, была и остаётся родной для православных белорусов. Ведь выходцы из Белоруссии тоже сделали свой вклад в русскую культуру, почему она и является общей. Вспомнить хотя бы имена придворного поэта Симеона Полоцкого, писателя-переводчика Ильи Копиевича, художников Никодима Силивановича и Витольда Бялыницкого-Бирулю. В церковной среде не должно быть деления «ваш – наш язык», «ваши – наши святые», «ваши – наши праздники и традиции». Здесь всё общее. Русское и белорусское органически сочетаются друг с другом. То же справедливо относится и к церковной сфере. К церковному единству призывали такие выдающиеся пастыри, как архиепископ Могилёвский Георгий (Конисский) и митрополит Литовский Иосиф (Семашко). Благодаря их трудам было преодолено конфессиональное разделение белорусского народа на православных и униатов. Попытка внести сюда новое разделение на почве национализма недоумением и болью отзывается в церковной среде.

Думается, что, опираясь на поддержку вверенной белорусской паствы и духовенства, митрополит Вениамин сможет оказать содействие умиротворению общества и будет твёрдо направлять церковную жизнь в Белоруссии, руководствуясь церковными интересами, уберегая Церковь от увлечения политическими страстями и соблазнами раскола.

СВЯЩЕННИК АЛЕКСИЙ ХОТЕЕВ