Священный синод Русской православной церкви 25 августа 2020 года расширил сферу своей пастырской ответственности на Папуа-Новую Гвинею (ПНГ) – одну из самых быстро развивающихся стран Океании.

Такое решение принято в ответ на коллективное обращение ста папуа-новогвинейцев к Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу с просьбой открыть в их стране православную миссию. Окормлять православных папуасов назначено настоятелю прихода Воздвижения Креста Господня в Тайбэе (Тайвань) иерею Сингапурской епархии Экзархата РПЦ в Юго-Восточной Азии Кириллу Шкарбулю.

Отец Кирилл уже посетил ПНГ, крестив один из местных кланов в провинции Восточный Сепик, насчитывающий около тысячи человек. Местные православные предлагают участки земли в Восточном Сепике и в столице страны Порт-Морсби под православные храмы. На один из официальных языков ПНГ переведены несколько брошюр о православии и сборников молитв.

От Украины Папуа-Новую Гвинею отделяют многие тысячи километров, но между ними существует историческая связь. Первым российским путешественником, добравшимся до берегов ПНГ, и первым европейцем, сумевшим прожить среди аборигенов, был этнограф и антрополог Николай Миклухо-Маклай (1846 – 1888) – потомок запорожских казаков. «Мои предки родом с Украины и были запорожскими казаками с Днепра», – писал он.

Отец учёного, Николай Ильич, обучался в Нежинском лицее князя Безбородко в нынешней Черниговской области Украины. В Малине Житомирской области родился один из его сыновей, Сергей. Другой сын, Михаил, проводил геологические исследования на Волыни.

Противник работорговли, которой на тот момент промышляли европейские страны, Миклухо-Маклай провёл среди папуасов несколько лет, завоевав их уважение тем, что лечил больных, изучал папуасскую культуру и языки, делился с жителями неизвестными для них техническими новинками. В знак благодарности туземцы называли его белым папуасом, а Маклаями – своих сыновей.

«Нет людей высшей и низшей расы. Все люди равны от природы», – говорил он. Пребывание в ПНГ было сопряжено с опасностями погибнуть от рук каннибалов, неведомых тропических болезней, укусов ядовитых насекомых и просто от голода. Кстати, Миклухо-Маклай, действительно, чуть не умер от истощения, когда его запасы закончились, а долгожданное судно всё не приходило за ним.

«Единственная цель моей жизни – польза и успех науки и благо человечества», – записал Миклухо-Маклай в дневнике в 1870 г. ПНГ привлекала научное внимание путешественника своей уникальностью. Это был край, где население разговаривало на 800 языках и диалектах. Учёному удалось открыть племена темок, батак-де и семелай, о которых этнографы не имели представления.

Здесь же водились растения и животные, неизвестные мировой науке. Социальная структура папуасских племён, их методы хозяйствования, изобразительное и музыкальное, искусство, ремёсла, верования и обычаи – всё было европейцам в диковинку.

Чтобы уберечь папуасов от безжалостной эксплуатации западными колонизаторами, Миклухо-Маклай с их согласия вынашивал идею российского протектората над ПНГ и организации там «вольных русских поселений» с сохранением суверенитета ПНГ, чтобы папуасы «в случае насилия со стороны белых имели законного покровителя». Но Россия недавно продала американцам отдалённую Аляску, не имея возможности её защитить в случае нападения, и отказалась брать под защиту ещё более отдалённые папуасские земли.

Памятники Миклухо-Маклаю в знак признательности его заслуг в биологии, зоологии, этнографии, географии стоят не только в ПНГ и России, но и в Индонезии, Малайзии, Австралии. Украине, к сожалению, память о великом путешественнике не нужна. Фонд им. Миклухо-Маклая есть в России, на Украине его нет. Памятник ему есть в Малине, но поставлен ещё в советские годы. Самостийная Украина увековечивает память других «героев» – Мазепы, Петлюры, Бандеры, Шухевича, вояк дивизии СС «Галичина».

Миклухо-Маклай с его гуманистической жизненной философией не вписывается в идеологию украинской государственности с её узколобым национализмом и разделением людей на генетически правильных и неправильных. Русский народ в этой идеологии – не славяне, а помесь монголов, татар и финно-угров. Расистские замашки – неотъемлемая часть украинского национализма.

Автор опуса «Самостийная Украина» Николай Михновский (1873-1924) злобно шипел: «Не бери себе жены из чужих, иначе дети твои будут тебе врагами». Другой клинический украинский расист Дмитро Донцов убеждал: «Будьте агрессорами и захватчиками, прежде чем сможете стать властителями и обладателями». Украинские националисты читают сегодня «Дневники Тёрнера» Уильяма Пирса, единомышленника Джорджа Рокуэлла – расиста и основателя Американской нацистской партии.

Папуасы называли Миклухо-Маклая «тамо боро русс» (большой русский человек) – ещё один повод для националистической Украины отречься от знаменитого земляка. Вот если бы «тамо боро украино»…Но Украина в понимании Миклухо-Маклая была этнографическим регионом единой Руси, не расколотой на удельные княжества – украинское да белорусское.

Прадед, дед и отец учёного отличились в русско-турецких войнах и на административной государевой службе, пожалованы дворянством, самостийничеством мазепинского разлива не страдали. Неподходящие герои для нынешнего украинского режима, лебезящего перед западными колонизаторами XXI века, которых Миклухо-Маклай откровенно считал поработителями азиатских и африканских народов, а Россию – заступницей этих народов.

Фигура иерея Кирилла тоже бесит украинских наци. Выпускник Киевской семинарии, о. Кирилл прямо называет раскольников Киевского патриархата «националистическими бандами». «Они не имеют ничего общего с христианством – это всего лишь группы озлобленных мужиков, одетых в церковные одеяния», – говорит он.

О конфликте на Донбассе: «Украинские вояки нередко занимаются осквернением мощей, икон и прочих реликвий. В их рядах много униатов, а также сектантов-раскольников из так называемого Киевского патриархата». Помните демонстративное сожжение боевиками «Азова» православных икон в Широкино в День Крещения Руси в 2015 году?

О порошенковской Православной церкви Украины о. Кирилл говорил, что она «будет промывать мозги прихожанам, делая из них слуг антихриста». О Русской православной церкви: «Русской православной церкви изоляция не грозит. Она многочисленнее всех других поместных церквей, вместе взятых… Русская православная церковь на сегодняшний день является столпом православия, как в отношении активности и влияния, так и в отношении ревности к чистоте веры».

Самостийная Украина просто боится Миклухо-Маклая, его социально-политических взглядов и верности православию тех, кто сегодня оберегает память о нём.

Владимир ДРУЖИНИН