Уникальный диалог произошёл буквально на днях между главой государства и ростовским губернатором Василием Голубевым. Можно даже предположить, что режим видеоконференции, в котором проходила встреча, в некотором смысле сыграл на руку Василию Юрьевичу. Уж слишком бледный вид имел Голубев и демонстрировал абсолютную беспомощность и уход от вопросов, на которые явно не знал, что ему ответить, кроме обещаний в духе, когда рак на горе свистнет после дождичка в четверг.

От слов к жестам

– И в 2018, и в 2019 годах, да и в начале – в первом полугодии этого, сокращается сельхозпроизводство, – начал разговор с губернатором Ростовской области Путин. – На фоне такого солидного роста сельхозпроизводства в стране в целом почему-то в Ростовской области тенденция к сокращению сельхозпродукции. Она меня беспокоит. Что происходит в этой сфере?

 В этом году мы эту тенденцию переломим, – в ответ заявил губернатор. – Прежде всего потому, что мы просели основательно по производству мяса птицы, яиц. А если иметь в виду промежуточные итоги растениеводства, то мы по году планируем выйти на уровень выше прошлогоднего.

Заметьте, почему «просели» по мясу птицы и яиц, губернатор не говорит ни слова. Как и не отвечает на вопрос, что происходит. То, что глава государства сам знает, что «просели», где и на сколько, а потому и вопросы такие задает, ему явно невдомёк. Он только, подобно второкласснику, пойманному за распространением нюхательного табака (случай из собственной практики автора, за что был торжественно изгнан из октябрят на целую четверть), извинительно мямлит: «Я больше не буду». Осталось только слёзы размазать по щекам.

Путина такой ответ явно не устроил.

– И по стройке, – напомнил Путин. – Сокращаются и объёмы строительства. Здесь что?

– Два года – 2019-й и 2020-й – это заметное сокращение индивидуального жилищного строительства, – продолжил свою «арию» в том же ключе Голубев. – Сейчас отставание по полугодию – 18%, даже с хвостиком. На уровень прошлого года мы планируем выйти – это 2 миллиона 600 тысяч квадратных метров с лишним жилья. В целом строительная программа у нас даже плюсует, но жильё минусует.

А что плюсует, за счёт чего? Явно по автодорожному и прочему инфраструктурному строительству, которое осуществляется за счёт федеральных средств и к которому региональные власти имеют примерно такое же отношение, как поросёнок с Таити к освоению околоземного космического пространства.

Однако заболтать президента обещаниями и тут не удалось.

ПутинПутин понял, что говорить не о чем. В лучшем случае он услышат рапорт о будущих свершениях, в худшем – ничего вразумительного. Фото: kremlin.ru

– Мы большое внимание обращаем на проблемы демографии… но в Ростовской области, несмотря на то что это южный, благоприятный климатически регион, сокращение происходит даже в большем объеме, чем в среднем по стране, – продолжил Путин перечислять болевые точки региона.

– Да, это правда, – констатировал Голубев. Вот спасибо, признал, что президент не соврал! – С одной стороны, мы результативно стимулируем наши молодые семьи, – попытался найти ответ Голубев. – У нас заметно выросло количество многодетных семей – практически на 60% за последние годы… Но, с другой стороны, эта тенденция действительно присутствует. Нам предстоит продолжать эту работу.

Какую работу? Куда продолжать? По сокращению населения? Да он хоть сам понимал, что говорит, или от волнения разум отшибло и остались только заготовки в стиле докладов на очередных съездах КПСС от местных спичрайтеров?

Видно было, что Путина этот диалог уже достал и он прекрасно понял, что никакими словами к разуму ростовского губернатора ему не призвать. По крайней мере, в этот раз. И он, прервав велеречивого губернатора, перешёл на язык жестов.

На два момента хотел бы обратить в этой связи ваше внимание, – Путин показал губернатору с экрана два пальца. – Первое – это уровень развития социальной инфраструктуры. Количество врачей в Ростовской области на 10 тысяч человек меньше, чем в среднем по стране, и меньше мест в дошкольных учреждениях на одну тысячу, чем по стране. Это очень важный фактор для того, чтобы люди себя чувствовали уверенно и комфортно. И второе – это, конечно, уровень безработицы. Ясно, что это сегодня одна из главных проблем в стране. Но, повторяю ещё раз, Ростов – это развитый регион.

На этом диалог президента с губернатором закончился, хотя Путин в начале разговора обещал «поговорить по всем вопросам», которые Голубев бы считал важными для обсуждения. Видимо, Путин понял, что говорить больше не о чем. В лучшем случае он услышит рапорт о будущих свершениях, в худшем – ничего вразумительного.

Позвольте, это тот человек, который идёт на выборы губернатора Ростовской области в качестве фаворита гонки? Который руководит областью уже десять лет? И кандидатуру которого для предстоящих выборов Путин одобрил несколько месяцев назад?

ГолубевПрезидент пожелал удачи Голубеву на выборах. Фото: kremlin.ru

Ну как вам сказать насчёт одобрил и поддержал? Ведь не сказал он того, что обычно говорит кандидатам, которых поддерживает: «Я, безусловно, поддержу ваше выдвижение в качестве кандидата…», «Безусловно, я вашу кандидатуру поддерживаю…», «Я с удовольствием вас поддержу». Именно такими словами президент выразил свое отношение к выдвижению Ситникова, Кондратьева или того же Минниханова. А по отношению к перспективам Голубева всё гораздо скромнее. И никакой прямой поддержкой и не пахнет.

У вас есть все основания выдвинуть свою кандидатуру на переизбрание в качестве губернатора… Я, со своей стороны, только желаю вам успеха – творческих успехов. Это, конечно, не скатертью дорога, но ни к чему не обязывающе. Будет удача – обсудим награду за смелость. Не будет – никто не виноват.

А за что Голубева, мягко говоря и грубо выражаясь, поддерживать?

Команда молодости…

Василий Юрьевич шёл к губернаторству долго и упорно, но поначалу связал свою жизнь совсем не с Доном, а с Московской областью. Там он дорос до главы администрации Ленинского района (как раз в то время активно и при поддержке местных властей становился миллиардером Павел Грудинин) и даже до поста вице-губернатора при Анатолии Тяжлове. В паре с ним он пошёл и на выборы в 1999-м, но парочка с треском проиграла кампанию генерал-полковнику Борису Громову. Кстати, генерал в губернаторском кресле не стал чистить всех подряд, а даже на три года оставил Голубева на посту своего заместителя. И только спустя этот срок вернул Василия Юрьевича Ленинскому району.

Карьера Голубева резко пошла вверх, когда Дмитрий Медведев, бывший в тот период президентом страны, решил отправить в отставку бессменного ростовского губернатора Владимира Чуба. Кто хлопотал за обычного подмосковного чиновника, неизвестно, но, видимо, кто-то очень влиятельный, и в судьбе Василия Юрьевича произошли кардинальные перемены. Он поехал рулить Ростовской областью.

Не секрет, что переезд Голубева из Подмосковья вылился в итоге в приход в руководящие органы региональной власти многих его сподвижников на старом месте работы. Понятно, что без своей команды новому губернатору пришлось бы туго, он ведь только родился и в школу ходил на Дону, а с начала активной трудовой жизни всё время провёл далеко за пределами области.

Старички, то есть местная элита, сложившаяся ещё при предшественнике Голубева, многолетнем губернаторе Чубе, не были склонны уступать свои позиции и лакомые кусочки с регионального стола и встретили новичков, мягко говоря, неласково. Но голубевцы показали, что так просто их не возьмёшь. «Царьград» уже писал о том, что местное сопротивление было подавлено: кто-то из самых активных отправился в мир иной на почве вдруг «возникших личных неприязненных отношений», кто-то после этого образумился. Так или иначе, команда Василия Юрьевича стала реально руководить регионом не только формально, но и фактически.

И тут начались неприятности. Многолетний соратник Василия Голубева, Сергей Горбань, начинавший свою карьеру консультантом секретариата председателя правительства Московской области, приехавший в Ростов-папу вместе с новым главой региона и поставленный им на управление Ростовом-на-Дону, вдруг не стал подавать заявление на продление своих полномочий. Он предпочёл тихо и незаметно исчезнуть, а всплыл спустя несколько лет, как говорят, помощником на общественных началах депутата Госдумы Евгения Москвичёва. В бытность сити-менеджером Ростова-на-Дону деятельность Горбаня всё время сопровождали скандалы. Его обвиняли в лоббировании интересов московских строительных компаний, в обострении проблем с пробками, с транспортным обеспечением, в, мягко говоря, непрозрачности дорожных ремонтов, в войне с ларьками и квасными точками и т.д., и т.п. Квинтэссенцией, по мнению критиков Горбаня, стал потоп летом 2016-го, когда погибла 14-летняя школьница, затянутая под автомобиль потоком воды, а городские коммунальщики показали всю свою беспомощность. Зато, как говорили, Горбань активно принимал участие в подготовке ЧМ по футболу и строительстве «Ростов-Арены».

Но и сама «Ростов-Арена» стала не просто площадкой для игр команд-участниц ЧМ и поводом для очередного крупного скандала, а предметом уголовного дела по факту мошенничества, махинаций и т.д. Фигурантами этого дела, когда вскрылось, что для строительства по цене золотого приобретался песок такого низкого качества, что он не должен был использоваться для работ, стали экс-министр строительства Николай Безуглов и заместитель губернатора Ростовской области Сергей Сидаш. Разница в стоимости песка составила более 223 млн рублей. Сидаша задержали после того, как показания на него дал Безуглов. В ходе обысков, проведённых в кабинете и дома у Сидаша, оперативников ждали приятные сюрпризы – неплохие суммы наличности, коллекция дорогих часов (Patek Philippe, Ulysse Nardin, Rolex) и три портрета, на которых он сам изображён то в форме капитана советских довоенных ВВС со звездой Героя Советского Союза и орденом Ленина на груди, то в парадном мундире британской колониальной армии XIX века (тоже с кучей орденов), то во фраке представителя высшего света.

ростов-арена«Ростов-Арена» стала не просто площадкой для игр команд-участниц ЧМ и поводом для очередного крупного скандала в губернаторском гнезде. Фото: kremlin.ru

Под следствием находится и министр здравоохранения Ростовской области Татьяна Быковская. Ее заместитель Сергей Беседовский, в отличие от начальницы, помещённой под домашний арест, был отправлен в СИЗО. В феврале 2019 года правоохранители отчитались о задержании трёх главных архитекторов – Ростовской области, Ростова-на-Дону и Мартыновского района – Алексея Полянского, Романа Илюгина и Александра Корчиги, в отношении которых были возбуждены уголовные дела. В конце 2019-го задержали главу пресс-службы городской администрации Ростова-на-Дону Марию Давыдову, которую обвинили в превышении должностных полномочий и картельном сговоре (свою вину она признала). При этом, говорят, правоохранители нашли бы много интересного и в тендерах на информационное сопровождение деятельности областной администрации, если бы занялись этим вопросом.

А относительно недавно в Ростове-на-Дону задержали по подозрению в крышевании и взимании дани с торговцев и бывшего главу Первомайского района Артура Григоряна. О махинациях Григоряна силовикам рассказал глава Советского района областного центра Виталий Игнатов, ставший фигурантом уголовного дела в отношении него раньше коллеги. Примечательно, что на должность главы района Григоряна в своё время рекомендовал не кто-нибудь, а именно Сергей Горбань.

Кстати, Горбань был не единственным, кто решил оставить корабль регионального руководства по собственному желанию. Преемник Горбаня на посту главы администрации Ростова-на-Дону Виталий Кушнарёв досрочно ушел с этого поста в апреле 2019 года. А после него, и тоже с формулировкой «по собственному желанию», предпочёл уволиться и замгубернатора Юрий Молодченко.

Такое ощущение, что самые умные ростовские высокопоставленные чиновники из команды Голубева уверены: лучше уйти на свободу с чистой совестью, чем быть задержанными и давать показания. Ведь тот же Кушнарёв в своё время заключил миллиардный контракт на очистку столицы области от снега с фирмой, в которой числился всего один (!) штатный сотрудник.

Только к середине 2019 года в отношении ростовских чиновников было возбуждено более 40 уголовных дел.

Действительно, результаты впечатляющие. И посреди этого высится фигура губернатора Голубева, который традиционно весь в белом, пока вокруг все в… Только белого рояля не хватает. Вы в это верите? Я так не очень.

Впрочем, что мы всё о людях да о людях. Давайте поговорим о делах. Благо Путин недавно буквально тыкал Голубева в итоги деятельности его команды. Можно сказать, президент ещё пожалел губернатора и не стал устраивать ему публичную выволочку.

Провал, ещё провал!

Ведь получается, что в одном из крупнейших регионов России провалено выполнение важнейших нацпроектов: в агропроме – с обеспечением продовольствием, в строительстве жилья, в сфере здравоохранения и по социальному развитию, не говоря уже о демографии.

А ведь ещё недавно, в июне 2020-го, губернатор Голубев чуть ли не соловьём пел, описывая успехи в развитии региона под его руководством. «Мы, – говорил он, – достигли хорошей динамики в строительстве жилья и заметно увеличили ВРП (валовой региональный продукт) в 2019-м аж на 1,3%».

Как и прежде, во главе угла стоит человек, его потребности, здоровье, продолжительность жизни, возможность работать, получить образование, отдать детей в детский сад и в школу, – рапортовал губернатор, забыв отметить, что более 3,5 тысячи детей дошкольного возраста (и это в условиях демографического кризиса!) стоят в очереди в детские сады, не имея возможности их посещать.

Нет, в публичных отчётах и докладах Голубева, если их посмотреть, всё отлично. Область уверенно прорывается в светлую экономику завтрашнего дня, ставит рекорд за рекордом. А вот об антирекордах господин губернатор предпочитает широкую публику особо не информировать. Извините, много цифр. Но без них тут не обойтись.

ГолубувПосещение губернатором В.Ю. Голубевым производственной площадки ООО «Индюшкин двор». Фото: donland.ru

А между тем в таком известном сельхоз- и пищепроизводящем регионе, каким исторически является Ростовская область, именно в аграрном секторе и пищепроме ситуация становится всё более отвратительной. Положительный баланс и благополучие в отчётах Голубева обеспечивает только высокая урожайность в растениеводстве и хорошие погодные условия последних лет, позволяющие собирать рекордные урожаи. А вот с животноводством…

В 2019 году производство мяса скота и птицы составило всего 69,3% к уровню 2018-го (то есть падение почти на треть – на 30,7%). Производство яиц в прошлом году упало по сравнению с 2018-м почти на 7% (то есть более чем на 100 тысяч штук меньше). По другим данным, производство мяса в 2019-м упало еще больше – на 42%. Уменьшилось поголовье свиней, коз и овец, и эта тенденция сохраняется. В нынешнем году аграрный сектор тоже проседает – даже по сравнению с 2019-м. За первое полугодие в области произведено сельхозпродукции почти на 9% меньше, чем за январь – июнь прошлого года.

Но удручает картина не только в пищепроме. Возьмём, к примеру, то же строительство. За первое полугодие 2020-го тут зафиксирован рост на 1,3% по отношению к такому же периоду прошлого года. Благостно? Да, если не брать в расчёт то обстоятельство, что в 2019-м падение в строительстве составило почти 4% и нынешний рост не вытягивает отрасль в регионе даже на уровень 2018-го. На 10% в прошедшем полугодии упала добыча полезных ископаемых, на столько же снизился выпуск продукции обрабатывающих производств.

Зато рост числа безработных в области составил в сравнении с аналогичным периодом 431%. В области сейчас безработных на население целого города – более 78 тысяч человек. А ведь ещё в начале года их было в разы меньше – 17,3 тыс. человек.

Чтобы больше и дольше не утомлять читателя скучными цифрами, просто остановлюсь на том, что под руководством Василия Юрьевича Голубева и его команды Ростовская область из некогда региона-донора уверенно превратилась в дотируемый из федерального бюджета субъект РФ. И сейчас по объёмам получаемых из центра трансфертов занимает 11-е место.

Так что даже традиционный лозунг «Хватит кормить Москву», который стал в последнее время вновь популярен в некоторых регионах, ростовчане права кричать не имеют. Поскольку по своей численности составляют долю в 3,4% от всего населения страны, а вот по ВРП – всего 1,65%. В чём, если разобраться, сами жители ничуть не виноваты.

Ведь в последние годы область сотрясли банкротства многих ведущих предприятий: Ростовский электрометаллургический завод, кондитерская фабрика «Мишкино», «Цимлянские вина», «Премиум Тула», агрофирма «Приазовская», банк «Донинвест», тепличный комбинат «Ростовский», компания «Белая птица» и, конечно, нельзя не упомянуть крупнейшего производителя мяса индейки – «Евродон». Десятки предприятий переносят сроки запусков, не начиная работать, а ведь инвестиции в них составляют десятки миллиардов рублей. В ноябре 2019-го Василий Голубев как губернатор торжественно обещал перезапустить «Евродон» в первом квартале 2020-го. В августе 2020-го он вновь обещал это, но уже президенту страны в ходе недавнего видеорандеву.

Удивительно, как в команде губернатора видят перспективы развития. Ну очень оригинально. Так, с 2015 года команда носится с идеей построить и запустить в области собственный завод по производству сахара. В начале 2019-го министр сельского хозяйства региона Константин Рачаловский объявил, что выполнены проектные работы, включая экспертизу проекта, получено разрешение на строительство, осталось только найти деньги. Один простой вопрос – зачем козе баян? – ни у кого в областном правительстве не возник. Между тем в России на носу уже кризис перепроизводства сахара, вызванного внедрением современных технологий, и в ближайшие 15 лет эксперты ожидают закрытия как минимум 20 сахаропроизводящих заводов. Зачем строить еще ростовский? Чтобы закрыть его и обанкротить, ещё не открыв? Или чтобы обанкротить заводы в других регионах?

Ростовчанам перед грядущими выборами, похоже, остаётся только посочувствовать. Среди пятёрки кандидатов нет никого, кто мог бы составить реальную конкуренцию идущему на выборы от «Единой России» губернатору Василию Голубеву.

У кандидата от ЛДПР Петра Пятибратова за спиной шлейф из слухов и сплетен (наверное, и не только из них) об «авторитетном» прошлом. А региону явно не нужен новый Фургал. Коммунист Евгений Бессонов расточал комплименты губернатору и его команде, заседая в Заксобрании области. Что касается Алексея Лященко, выдвинутого «Справедливой Россией», то чего от него можно ждать, если глава фракции «справедливороссов» в местном Заксобрании Сергей Косинов ещё недавно поддержал и приветствовал намерение Василия Голубева пойти на ещё один губернаторский срок. Владимир Башкатов от «Патриотов России» тоже не конкурент. А ещё – никто из них самим ростовчанам и жителям области по большому счёту неизвестен.

Любой мало-мальски достойный конкурент мог бы поспорить с Голубевым. Но таких конкурентов не нашлось. Ростовской области остаётся лишь посочувствовать. Такая вот гримаса демократии. Или, как говорил Борис Ельцин, загогулина.