Удивительная для современного мира складывается сегодня ситуация в Белоруссии — её судьба может напрямую зависеть от воли рабочего класса. То есть тех, кто до сих пор в этой стране создаёт львиную долю национального богатства, но кого хотят поиметь в своих целях, а потом уничтожить. Чтобы потом не мешал править.

И речь идёт вот о чём. Так называемая белорусская оппозиция уже обнародовала план своей работы из трёх-четырёх пунктов, начиная с понедельника. Это практически классический план пошагового захвата, если хотите, перехвата (трансфера) власти. Известный триггер и коллективный организатор протестов тelegram-канал «Nexta Live» опубликовал план. Его шаги и требования, повторяю, логичны и последовательны:

— немедленно освободить всех политических заключённых и задержанных во время мирных акций, правды о пропавших без вести. И это понятно — «белмайдан» просто нуждается в тысячах задержанных боевиков, которых силовики арестовали в первые дни протестов. Правоохранители половину задержанных из тех, кто не представляет угрозы, уже отпустили. Но основную массу «горючего материала» протеста её держат у себя;

— добиться отставки президента Александра Лукашенко, потому что, как известно, его конкурент Светлана Тихановская — уже не «слабая женщина», а практически «спасительница Белоруссии от тоталитаризма», за которой стоят Польша, страны Прибалтики и все, кто уже хочет провозгласить её действующим президентом страны и с нею же обтяпывать новые делишки. Как с Хуаном Гуайдо в Венесуэле недавно;

— начать «честный и открытый» суд «над карателями и садистами». То есть над правоохранителями, которые в прямом и переносном смыслах перегнули палку (дубинку) при первых разгонах первых протестов. Порой это было реально жёстко, и командиры правоохранителей это признали. Признал и «батька» Лукашенко. Но оппозиции нужен суд, чтобы деморализовать и расколоть правоохранителей, показать им, что власть сначала отдала приказ «жёстко зачистить», а потом их же и предаёт.

Совершенно логичным видится и ещё один пункт — тихо и мирно выходить на протесты и занимать центральные площади и проспекты Минска и всех остальных городов. Чтобы устроить там «сидячую забастовку». Это совершенно шикарный план создания так называемых «стационарных майданов», которые потом только останется оснастить палатками, баррикадами, полевыми кухнями, центрами налива «коктейлей Молотова, «сотнями самообороны», подвести дубинки и черенки от лопат для «защиты», а также шины для поджога, и центры сопротивления власти будут повсеместно. От них и начнут плясать протестующие, захватывая сначала территории перед органами власти, а потом и их здания. Так было везде, где были стационарные майданы и последующие госперевороты. А вот в Белоруссии до сих пор этого не было. Применялась тактика изматывания сил правоохранителей в разных частях городов. Теперь же, похоже, оппозиционеры и их организаторы решили вернуться к старому испытанному способу. Тем более, что им уже удалось добиться признания властей в «чрезмерном применении силы». Оппо думают, что теперь власть поостережётся ровнять стационарные майданы с землёй.

Но главный цимес продолжения протестов заключается в его действенной массовости. Мало вывести массу одурманенных или искренне верящих в борьбу против несправедливости людей, нужно, чтобы они запугали власть. И вот для этого и инициирована с 17 августа 2020 года общенациональная забастовка, к которой протестующие призывают все предприятия Белоруссии. А рабочим коллективам предлагают сформировать стачкомы, которые и будут официально представлять их интересы. А в стачкомы напихать тех «правильных» людей, которые уже и выводили рабочих на мини-забастовки, проклиная власти и «батьку». Ну, а уже вечером 17 августа идти к органам власти и требовать «сдаться народу». «Если мэр отказывается публично поддержать народные требования, стачкомы и жители города имеют полное право не признавать его больше властью», — простенько и незамысловато призывают организаторы «белмайдана».

И вы не поверите, если потенциала у властей и Лукашенко уже нет, а силовики, запуганные теми угрозами, которые уже массово организованы им на телефоны «белмайдановцы» или их вдохновителями, их сдадут, то именно так и будет. Власть утечёт меж сжатыми в кулак пальчиками паутинкой тонкой.

Но власть Белоруссии и президент Лукашенко не дремлют, а перешли в контратаку. И это не только массовый провластный митинг в воскресенье под лозунгом «Не дадим разорвать страну». В понедельник, когда забастовки на некоторых предприятиях Белоруссии продолжились, Лукашенко лично на вертолёте, как и обещал, полетел на Минский завод колёсных тягачей (МЗКТ). Туда же потянулись забастовщики и с других заводов, например, часть сотрудников Минского тракторного завода (МТЗ), былой гордости «батьки». И что им скажет Лукашенко, в принципе, уже понятно. Он это уже озвучил: «Я знаю, несмотря на то, что некоторые бродят. Ну, 150 на каком-то предприятии, даже 200 погоду не делают, во-первых. Во-вторых, надо понимать, что «плохой» президент держал лишнюю численность, чтобы людей не выбрасывали на улицу. Исходить нужно из этого. Кто хочет работать, пусть работает. Не хотят работать, что ж, мы их не заставим. Мы провели выборы, других выборов не будет».

Главный козырь Лукашенко — не в его запугивающих словах, а в реальных планах оппозиционеров и тех, кто за ними стоит. Они реально уничтожат белорусскую экономику, как уничтожили там, где им и удалось организовать госперевороты и смену власти. И президент будет совершенно реально рассказывать, что с уничтожением экономики и закрытием заводов рабочие потеряют работу и средства существования. Что уйдёт российский рынок сбыта, который и даёт им сегодня жить. Что власть, конечно же, разберётся с перегибами и недостатками работы предприятий и обязательно повысит зарплаты и улучшит условия работы. Потому что поможет Россия, дав те же дополнительные кредиты и подставив плечо перед угрозами «агрессивного Запада» — как-никак, а они — союзное государство.

И как ни крути, а от рабочих на белорусских заводах всё и будет зависеть. Особенно если «батька» под обещания «создать рабочий рай» ещё и почистит там «спящих» — тех директоров и управляющий персонал, которые хотели погреть руки после победы «белмайдана» на приватизации и уничтожении предприятий. А уничтожение заводов — это неизбежно: западным поклонникам и спонсорам «белмайдана» конкуренты не нужны.

И процесс противостояния на заводах уже перешёл в вялотекущую стадию неопределённости. Какие-то заводы бастуют. А вот на «БелАЗе», который был как бы одним из закопёрщиков «белмайдана», 17 августа рабочие утром встретились со своим руководством и остались на своих рабочих местах.

Характерны и настроения как рабочих, так и противников «белмайдана», которые в соцсетях смеются над организаторами протестов. Украинский ресурс «Страна.ua» обнародовал мнение одного из рабочих: «На «БелАЗе» работает 14 тысяч человек. На митинг вышло пару сотен с политическими требованиями. Захотят ли 14 тысяч работников бастовать, чтобы остаться без зарплаты? Конечно, нет, людям нужно кормить свои семьи, а не тех, кто находится за границей нашей страны и призывает к забастовкам. Эта забастовка стала бы самоубийством для всего завода, у которого и так экономические проблемы. Конкуренты «БелАЗа» только в ладоши хлопать будут, чтобы поддержать такую забастовку».

А в соцсетях уже понеслось: «Я дочь токаря с «БелАЗа», и поверьте, здесь всё не так однозначно… Ещё при СССР анекдоты рассказывали про чукчей и молдаван, с 2014 года героями анекдотов стали украинцы… Доколе? Чем белорусы хуже?», «Если мэр отказывается публично поддержать народные требования, стачкомы и жители города имеют полное право не признавать его больше властью. И можно выносить телевизоры с микроволновками из магазинов?», «Правильно! Бастовать! Пока все почти 10 миллионов граждан РБ не передохнут…». И это — тоже глас народа.

А «батька» ещё и расширил поле для своего манёвра. Он уже действует, как законно избранный президент и уже отправил в отставку правительство Романа Головченко. Это однозначно даёт Лукашенко самые широкие возможности для формирования нового кабинета с учётом разных групп влияния. Не только политических, но и промышленных и отраслевых. Даже на некое «правительство народного доверия и спасения» при желании «вытанцевать» можно.

И что делать конкурирующим центрам влияния на Белоруссию? Они уже в основном определились. Тактически. Запад будет однозначно валить Лукашенко и ставить на Тихановскую. И, конечно же, чтобы ещё и по этому поводу обвинить Россию в «агрессии» и, может быть, даже подвергнуть её новым санкциям. Россия же пока высказалась за всякую мирную помощь Лукашенко, которого считает «законно избранным», а все поползновения Запада сместить его — «попытками дестабилизации Белоруссии».

И однозначно начнётся гонка с одновременным перетягиванием белорусского каната. Но главное, что, по мнению многих, нельзя сделать России, так это не заиграться в попытки держать Лукашенко на коротком поводке и шантажировать его, чтобы сделать его более слабым и держать в своих руках. Наоборот — сейчас нужно максимально усилить Лукашенко, не допустить досрочных выборов, которые могут не дать «нужного» президента, и параллельно готовить своего пророссийского кандидата на следующих выборах. И, ясное дело, сделать всё, чтобы Лукашенко не «съел» такого кандидата, как это сделал сейчас, зачистив политическое поле до основания и подвергнув репрессиям и пророссийских, и прозападных. В Белоруссии нужно свободное конкурентное политическое поле, и тогда Россия может на нём выиграть, учитывая отсутствие клинической русофобии у белорусов.

Как это делать — не мне судить. Но нужно понимать, что Запад тоже будет прилагать усилия, чтобы нейтрализовать планы России. И как видим по «белмайдану», иногда у него это неплохо получается. Хотя рабочий класс Белоруссии ему пока не очень верит, чем и пригодился опять своей стране…

Владимир Скачко