Мы говорим «офшор» – подразумеваем «Кипр». Действительно, эта недалеко расположенная страна является решением «по умолчанию» для тех, кому российские налоги кажутся слишком высокими. Не прилагая никаких усилий, Кипр получает от России свою немалую долю.

Баба-яга против

Министерство финансов России более не видит возможности соблюдать соглашение об избежании двойного налогообложении с Республикой Кипр (здесь и далее мы не имеем в виду Северный Кипр, хотя это тоже тот ещё офшор). Договор об избежании двойного налогообложения – совершенно стандартный документ, без которого была бы невозможна международная коммерческая деятельность да и просто работа граждан за рубежом. Россия не планировала разрывать договор, она хотела лишь увеличить свою долю в налогах от перечисления на Кипр дивидендов и процентов по займам и роялти – то есть долю заработанных в России и выводимых из неё денег. Доля Кипра, не вложившего в этот бизнес ничего, кроме фиктивного юридического адреса и пары бумажек, при этом должна была, соответственно, уменьшиться.

В целом Россия предлагала с 1 января 2021 года облагать большинство выплат процентов и дивидендов из России на Кипр по ставке 15% – об этом говорил и президент Владимир Путин в одном из своих обращений на тему поддержки экономики в период пандемии. Киприотов, понятно, такая постановка вопроса не устроила – если они сохраняют свои ставки в прежнем объёме, то теряют привлекательность для бизнеса (суммарные выплаты в бюджеты России и Кипра оказываются весьма высокими), а если снижают, то теряют заметную часть прибылей. Поэтому встречное предложение правительства Кипра, по сути, содержало сохранение статус-кво с совершенно незначительными уступками.

Что позволило, не побоюсь этого слова, Моське пытаться диктовать свои условия Слону?

Кипрское лобби в русской власти

Дело в том, что Кипр рассчитывает на свои мощнейшие лоббистские ресурсы в правительстве и Кремле – почти весь крупный бизнес России прямо или косвенно связан с офшорной экономикой. Честное слово, если бы у граждан России было столь внушительное представительство в российских же верхах, мы бы давно забыли об экономическом кризисе, как забыл о нём живущий на офшорные деньги Кипр.

В конце июля дошло до прямого телефонного разговора президентов двух стран – и Никосу Анастасиадису осталось лишь констатировать «обоюдную заинтересованность в дальнейшем укреплении торгово-экономических и гуманитарных связей между двумя странами».

Вот только укреплять нечего – торгового партнёра по имени Кипр для России не существует. Он для нас 60-й по экспорту (почти исключительно нефть) и 117-й по импорту (немножко фармацевтики). И то и другое – ничтожные доли процента от нашей внешней торговли. Ранее мы закупали местную сельскохозяйственную продукцию, но после того как Кипр присоединился к антироссийским санкциям (в качестве члена ЕС он не имел выбора), этот магазинчик закрылся.

Никосу Анастасиадису осталось лишь констатировать «обоюдную заинтересованность в дальнейшем укреплении торгово-экономических и гуманитарных связей между двумя странами». Фото: Pedro Fiuza/Global Look Press via ZUMA Press

А вот Кипр заинтересован в России, как цветок в своём стебле. Даже Белоруссию мы не спонсируем с таким упоением, как райский средиземноморский остров. Одних только наших туристов туда ежегодно приезжает примерно столько же, сколько жителей во всей республике (800-900 тысяч). А как щедро мы помогли Кипру в «предвоенном» 2013 году, когда на острове прогремел экономический кризис! Во-первых, власти Кипра «постригли» депозиты в банках – наши граждане потеряли, по оценке посла России Станислава Осадчего, до 20 миллиардов евро. Во-вторых, Россия, уже выдавшая в 2011 году крупный кредит Кипру, согласилась не только перенести погашение задолженности на несколько лет, но и снизила кредитную ставку с 4,5% до 2,5%. Сходите в какой-нибудь принадлежащий государству банк, уважаемый читатель, и попросите скинуть вам процент почти в два раза – узнаете, насколько это просто. А киприотам наш Минфин охотно помог. Интересно, если у подчинённых или близких министра Силуанова были вклады в кипрских банках (а у кого-нибудь да были непременно), подверглись ли они «стрижке»?

Офшорная жизнь

Теперь, если Кипр не возьмёт ход назад, российские резиденты обязаны будут платить по стандартным российским ставкам 15% налога при переводе дивидендов в республику и по 20% – при перечислении процентов по займам и роялти. Сейчас – в разы меньше, иногда вплоть до нуля процентов. То есть работать в России для многих станет выгоднее, ведь у нас есть и свои зоны с особым налогообложением. Правда, про «русские офшоры» на двух оконечностях страны – островах Русский и Октябрьский – давно ничего не слышно: режим санкций не позволил России завести полноценного собственного дракона в противовес многочисленным виргинским, панамским и каймановым рептилиям. Впрочем, замминистра финансов Алексей Сазонов (молодой специалист, получивший этот пост при смене правительства) обещает, что условия регистрации в «русских офшорах» станут ещё более удобными для бизнеса.

Сама по себе система офшорных зон, а главное, контроля над ними, – признак вопиющего организационного неравноправия, которое лишает многие государства шансов на равноправие экономическое. С помощью контролируемых территорий с пониженной налоговой ответственностью Соединённые Штаты и Великобритания оттягивают налогоплательщиков из иных стран, одновременно получая исчерпывающую информацию о деятельности перешедших в офшоры фирм, – этакий коммерческий шпионаж в глобальном масштабе.

Понятно, что и из этих стран идёт определённый отток в контролируемые ими же офшоры, но по доле в экономике он несопоставим с тем, что происходит, например, в России или на Украине.

Поворот продолжается

Полного разрыва не будет. Я практически не сомневаюсь, что стороны в итоге достигнут некоего «компромисса» – например, года работы по промежуточным ставкам. И лоббисты офшоров уже сейчас работают не покладая рук, и мы понимаем, что в условиях карантинных ограничений за пять месяцев перерегистрировать бизнес и перенаправить финансовые потоки чрезвычайно сложно, а ведь виртуальной фирмочке на задворках Лимасола может принадлежать вполне реальное производство в России, и никому не нужно, чтобы оно встало из-за организационных проблем.

После «чёрного десятилетия» десятых, когда реальные налоги на ведение бизнеса выросли практически в два раза, наше правительство – уже, к счастью, новое – наконец сложило два и два: сопоставило рост налогов с отсутствием промышленного и экономического роста, а также со снижением уровня жизни граждан. Поэтому сейчас пересматривается вся налоговая политика – общее снижение нагрузки на экономику сопровождается нажимом на её офшорную часть. Наши налоги станут ниже, но их будут платить все, и платить в России.

Автор:
Михаил Мельников