3 августа Российская Федерация расторгла соглашение об избежании двойного налогообложения (СИДН) с Кипром. Это означает, что с 2021 года вывод капитала (в виде дивидендов) из России на Кипр будет облагаться налоговой ставкой в размере 15 %.

С одной стороны, данный шаг является запоздалым, ведь ежегодно из России в кипрскую юрисдикцию утекает более 1,5 трлн рублей. В обратную сторону возвращается не более 400 млрд. С другой стороны, ещё в начале этого года сложно было представить подобное развитие событий. «Офшоризация» российского бизнеса является одной из наиболее актуальных проблем нашей страны, которая тормозит развитие всей экономики. Вместо того чтобы работать в российском поле, финансовые потоки размещаются на счетах кипрских банков. Соответственно, ими могут воспользоваться, в том числе, и те государства, которые ввели против России санкции.

Инструмент в руках

О соответствующем решении Владимир Путин объявил 25 марта, поручив Министерству финансов принять соответствующие меры. Президент упомянул, что в случае, если между Россией и Кипром не возникнет взаимопонимания, Москва оставляет за собой право разорвать СИДН в одностороннем порядке. В результате так и произошло.

Примечательно, что реальная деофшоризация российской экономики совпала со сменой правительства. Фактически объявленная Путиным мера стала чуть ли первым значимым действием правительства Мишустина – Белоусова. Многие связывают её принятие с кризисной ситуацией, возникшей в результате падения цен на нефть и карантинными ограничениями. Однако следует учитывать тот факт, что проработка данного механизма является весьма сложным процессом, на которую может уйти несколько месяцев. 25 марта – дата, когда Россия (да и весь мир) только вступала в экономический кризис, масштаб которого ещё за месяц до этого никто предсказать не мог.

Объявленная Владимиром Путиным мера стала чуть ли не первым значимым действием правительства Мишустина – Белоусова. Фото: Dmitry Astakhov via www.imago-im/Global Look Press

Соответственно, нет сомнений в том, что такой радикальный вариант деофшоризации экономики является идеологическим решением первого вице-премьера Андрея Белоусова. Скорее всего, соответствующий проект разрабатывался, когда Белоусов занимал ещё должность советника президента по экономической политике. Теперь Андрей Рэмович получил практические инструменты его реализации.

Деньги в Россию

Однако самым главным является вопрос: что конкретно получит Россия от разрыва СИДН с Кипром? Для этого следует обратиться к цифрам. В 2018 году на Кипр из России было отправлено 1,4 трлн рублей, в 2019 – 1,9 трлн рублей. Если применить бухгалтерский подход, любимое занятие Антона Силуанова, то теоретически в федеральный бюджет могло бы поступить 138 млрд и 188 млрд рублей соответственно (дивиденды, которые предполагается облагать 15-процентной ставкой, составляют примерно 2/3 от общей выводимой суммы). Деньги пусть и не такие большие для государственной казны, но значительные.

Тем не менее, логика принятия решения в другом. Белоусов стремится не пополнить федеральный бюджет парой сотен миллиардов, а прекратить отток капитала из России, заставив работать деньги в российской экономике. Действительно, вывод денег на Кипр теперь становится нецелесообразным с финансовой точки зрения. Никакие низкие ставки кипрского налогового законодательства не покроют те убытки, которые будут понесены в результате уплаты «экспортных пошлин». Соответственно, объём денег в экономике будет нарастать. Теперь у бизнеса останутся три варианта их дальнейшего использования:

  • Перерегистрация компании в «российском офшоре» – специальных административных районах (САР), созданных на о. Русский во Владивостоке и о. Октябрьский в Калининграде. Правительство будет иметь возможность использования средств, поступающих в САР. Главное – выработать такой механизм, при котором капитал будет гарантированно защищён. В противном случае уровень доверия к «российским офшорам» окажется на нуле, и бизнес, исходя из соображений безопасности, продолжит выводить деньги, невзирая даже на 15-процентный налог.

  • Инвестиции в реальный сектор экономики. У компаний появится большой объём средств, размещённый в российском правовом поле. Крупный бизнес не привык рассматривать счета в российских банках как вариант долгосрочного хранения денег. Соответственно, логика принятия решений говорит о том, что значительная часть средств будет направлена на инвестиции. В том числе и венчурные, с которыми в России имеются большие проблемы.

  • Размещение средств на фондовом рынке. Нынешний уровень ключевой ставки ЦБ РФ определяет не просто низкую, но, в ряде случаев, убыточную доходность банковских депозитов даже в краткосрочном периоде. Исходя из этого наметилась тенденция «перетока» средств из банков на биржу, где наиболее надёжными инструментами являются облигации федерального займа (ОФЗ) и акции государственных компаний.

Все три варианта направлены на рост инвестиций: либо напрямую частными лицами, либо через государственное управление капиталом. Подобное полностью укладывается в первый (и самый важный) пункт стратегии экономического развития России в ближайшее десятилетие, автором которой является Андрей Белоусов. Соответствующий указ «О национальных целях России до 2030 года» в конце июля подписал Владимир Путин. Определяющей задачей является взрывной рост инвестиций, показатель которых должен прибавить 70 % к уровню 2020 года. В этом контексте деофшоризация российской экономики станет одним из главных драйверов достижения этой цифры.

Автор:
Константин Двинский