Сразу два резонансных судебных процесса окажутся в центре внимания в августе, и в обоих обвиняемыми оказались армяне. Повышенный интерес общества к этим событиям говорит о том, что межнациональные отношения в России крайне далеки от идеала – и это результат непоследовательной государственной политики.

В ожидании оправдания

Мосгорсуд удовлетворил требование защиты о рассмотрении дела Крестины и Ангелины Хачатурян, вместе с их младшей сестрой Марией обвиняемых в убийстве отца, судом присяжных. Предполагается, что общественное сочувствие молодым красивым девушкам, которых, по версии защиты, жестоко истязал отец, поможет добиться оправдательного приговора.

О таком решении, таком резонансном прецеденте мечтают все, кто сейчас отбывает наказание за превышение пределов необходимой самообороны – в среднем это около 1000 приговоров в год (в 2018 году – 759 человек, минимальное количество за последние годы). В Уголовном кодексе эту меру регулируют констатирующая статья 37 и карающие 108 и 114. Сёстры Хачатурян сначала проходили по статье 105 (убийство), но суд переквалифицировал как раз на 108-ю (убийство при превышении пределов необходимой обороны). То есть российское правосудие признало покойного Михаила Хачатуряна агрессором, что, безусловно, облегчило положение защиты.

И всё же даже самооборона в России – преступление повышенной тяжести, число оправдательных приговоров тут единично. Это, к сожалению, связано с государственной политикой, чрезмерно жёстко держащей монополию на насилие. Такая монополия была бы оправданной, если бы у нас чётко работали служба опеки, участковые, оперативные бригады полиции, но этого, к сожалению, зачастую не происходит. Мрачная поговорка «Убьют – тогда звоните» появилась не на пустом месте. В итоге людей оставляют один на один с насилием – и потом наказывают за это.

Масштаб проблемы

Встаёт вопрос: почему в деле Хачатурян вообще дошло до убийства? Жалобы в опеку и ОВД поступали в изобилии, но никто с ними всерьёз не разбирался. Мать девушек утверждает, что причина – тёплые отношения Хачатуряна с местными силовиками; это могло бы быть предметом отдельного расследования, но по понятным причинам не станет. Но даже без этого обстоятельства проблема стала системной: сотрудники надзорных, а иногда и силовых ведомств стараются не связываться с представителями южных диаспор. Негласный аргумент – «у них своя культура». И культура эта порой такова, что сотрудникам опеки, в основном женщинам, просто рискованно попытаться зайти к подобным Хачатурянам, чтобы составить личное представление о происходящем в семьях.

И это – проблема не одного конкретного приговора, а будущего всей нашей культуры.

Россия – самая многонациональная страна мира; в одном только Дагестане живет больше народов, чем в любом другом государстве. Мало того, помимо компактно проживающих в нашей стране этнических групп есть также огромный миграционный приток. Среди десяти самых многочисленных этносов страны четыре ассоциируются с другими государствами. Это украинцы (3-е место после русских и татар), армяне (4-е место), таджики (8-е место) и азербайджанцы (9-е), плюс поджимают узбеки и казахи. Надо отметить также китайцев, которые постепенно осваиваются к востоку от Урала, а также евреев, влияние которых совершенно несопоставимо с их скромным присутствием в России. Евреи, правда, имеют свою территорию в нашей стране, но будем честны – это не автономия, а издевательство над здравым смыслом.

Контроля над диаспорами практически нет. Более того, многие преступления, совершённые в мигрантской среде, полиция вообще старается не регистрировать. Фото:  Zamir Usmanov/Global Look Press

Цифры приведены по результатам переписи 2010 года среди граждан России, к которым приплюсовано оценочное число постоянно живущих у нас граждан других государств. Так, например, в нашей стране проживают 1,18 млн армян – граждан России, и ещё примерно 0,6 млн – граждан Армении. Учитывая сокращение населения самой Армении, ещё при жизни нынешнего поколения Россия станет самой «армянской» страной мира. С остальными диаспорами до такого положения далеко, но и они становятся всё более серьёзными силами. И даже переносят свои старые конфликты на нашу почву.

Интересно, что самая крупная диаспора, украинская, наименее влиятельна, ибо слабо организована и лишена политической поддержки с исторической родины; кроме того, благодаря общности культуры и схожести языков восточные славяне с лёгкостью ассимилируются друг с другом.

Совсем иное дело – выходцы из южных государств (как правило, экс-СССР), за неимением своих автономий в России оказывающиеся в чужом культурном окружении и под предлогом сохранения культурной идентичности противопоставляющие себя ему. Они приносят на нашу землю свои обычаи, многие из которых не без оснований представляются нам дикими, и наотрез отказываются принимать правила поведения, принятые в приютившем их обществе. К чему это может привести, мы видим на примере мигрантского кризиса в Европе – вспомним тихие британские городки, где мускулистые брюнеты годами терроризировали женщин при радикальном невмешательстве местной полиции. Потому что попытки приостановить беспредел натыкались на организованное сопротивление диаспор и обвинения в расизме. Что-то подобное постепенно может развиться и у нас. Сильная национальная идентичность, свой непонятный силовикам язык, зачастую своя, отличная от большинства, религиозная принадлежность – факторы потенциальной дестабилизации.

Армянский монолит

Посмотрим на ситуацию с Арменией, хотя с определёнными нюансами многое можно было бы отнести и к другим упомянутым национальным меньшинствам России. Армянская диаспора в России, независимо от гражданства её представителей, – это монолитная структура с достаточно жёсткой вертикалью. Эти люди могут сколько угодно конфликтовать друг с другом, но как только они чувствуют внешнюю опасность, объединяются даже старые враги. Вспомните убийство Никиты Белянкина – диаспора мгновенно спрятала главного обвиняемого Оганеса Айрапетяна, а глава Союза армян России Ара Абрамян обращался к президенту России Владимиру Путину и омбудсмену Татьяне Москальковой с просьбой повлиять на следствие. Два участника конфликта, включая предполагаемого убийцу (рассмотрение дела по существу начнётся в Мособлсуде на днях), так до сих пор и скрываются в Армении. И это несмотря на резонанс дела, союзнические отношения и полную экономическую зависимость Армении от России! Для справки: по объёму торговли Россия – главный экономический партнёр Армении, Армения – 49-й партнёр России. Причём закупаем мы у нашего союзника далеко не предметы первой необходимости – две трети всех поставок составляют драгоценности и коньяки. Но «своих сукиных детей» нашему правосудию выдадут только при заведомо неприемлемых условиях.

Кстати, нельзя сказать, что это однозначно плохо: такая позиция, при всей её этической сомнительности, вызывает уважение. Маленький народ не даёт своих в обиду, даже когда они неправы. А часто ли главы русских общин за рубежом не стесняются так откровенно давить на следствие, порочить память жертв, привлекать неофициальные ресурсы для защиты своих земляков? Да практически никогда – мы по-другому воспитаны, более «цивилизованы» на западный манер и оттого гораздо более разобщены. Нам есть чему поучиться у армян.

А ещё там были какие-то русские

Кроме упоминания русских в Конституции, мы должны добиваться реального равенства прав для всех наций в России. Никакое меньшинство или даже большинство не должно рассчитывать на особые условия. Все «национальные традиции», противоречащие Уголовному и Административному кодексам Российской Федерации, должны уничтожаться на границе Российской Федерации. Законопослушность никак не противоречит культурному разнообразию, а вот фетишизация этого разнообразия порой приводит к преступлениям.

Мрачная поговорка «Убьют – тогда звоните» появилась не на пустом месте. Сёстры Крестина и Ангелина (слева направо) Хачатурян, обвиняемые в соучастии в жестоком убийстве своего отца. Фото: Антон Новодережкин/ТАСС

Значит ли это, что в русских семьях нет насилия? Да есть, конечно, и куда больше, чем хотелось бы. Но здесь профилактическая работа худо-бедно ведётся, и многие крайности удаётся предотвратить благодаря вмешательству органов опеки, полиции, просто неравнодушных граждан. А вот контроля над диаспорами ни у тех, ни у других, ни у третьих практически нет. Более того, многие преступления, совершённые в мигрантской среде, полиция вообще старается не регистрировать: у нас недостаточно оперативников, способных хотя бы просто в лицо отличить Мурада от Фархада. И это – бомба замедленного действия: если не вернуть нынешних и недавних иностранцев в правовое русло, нас ждут образование «свободных от полиции» гетто наподобие чёрных американских районов, а за ними и прямое межнациональное противостояние.

Нам нужна чёткая, последовательная программа ассимиляции новых соотечественников. Нужен реальный, а не «дал десятку и свободен» контроль знания русского языка и русских традиций. Нужны конструктивные отношения с лидерами диаспор, где во главу угла ставились бы интересы России, а не гордыня её гостей. Нужен мониторинг трудоустройства: если кто-то проговорится, что нанимает «только славян», на него наложат огромный штраф, тогда как, скажем, азербайджанцы без всяких помех подтягивают своих соплеменников в торговые организации. Нужны русские оперативники, хорошо знающие южные языки.

Уважать традиции пришельцев можно только тогда, когда пришельцы уважают твои традиции. В противном случае пришелец становится хозяином, а бывший хозяин оказывается у него на побегушках. И пока всё идёт именно к этому.