Меньше недели остаётся до первого тура президентских выборов в соседней Белоруссии. По официальной версии пока со счётом 1:0 партию ведёт действующий президент Александр Лукашенко. И на первый взгляд может показаться, что так оно и есть. Что может противопоставить человеку с огромным опытом управления государством (как бы к нему кто ни относился, этого у Александра Григорьевича не отнимешь) кандидат от оппозиции Светлана Тихановская, которую до сих пор в глаза и за глаза называют «женой блогера», тем самым определяя всю её содержательную в политическом отношении сущность.

Милая глупышка

А команда Лукашенко, между тем, сумела нейтрализовать самых опасных потенциальных соперников президента – Валерий Цепкало сбежал из страны (сначала в Россию, а теперь и на Украину перебрался), а бывший глава «Белгазпромбанка» Виктор Бабарико регулярно общается со следователями, приезжающими в СИЗО, где он находится, его допросить. Казалось бы, в таких условиях действующему главе государства не победить можно только в том случае, если самому снять свою кандидатуру. Однако всё не так просто.

Слабая сторона Тихановской, чей муж также находится в СИЗО, – её политическая девственность – неожиданно превратилась в её самую сильную сторону. Мало того, что она не олигарх и не имеет отношения ни к российскому, ни к местному или западному олигархату, она ещё и ничего не понимает в политике как таковой.

А это означает, что бороться с ней, критиковать её и в чём-то упрекать попросту невозможно.

Как бы, с одной стороны, совсем ничья. Бабарико упрекали, что он прорусский. Хотя на такую фантазию способен человек только с очень больным мозгом. Мало того, что он самый настоящий белорусский националист, который поддерживал русофобские настроения, так его самого поддержали практически все вожди и значимые персонажи из лагеря белорусских националистов.

Цепкало тоже жёстко ориентирован на Запад. У них за спиной опыт, а за плечами биографии, где они одних поддерживали, против других боролись, находились в центре чьих-то интересов или, на худой конец, продвигали их. У них были и есть жёсткие сторонники и противники, у них существуют рейтинг и антирейтинг. И избиратель Бабарико не будет голосовать ни за Лукашенко, ни за Цепкало. А за Тихановскую будет. И электорат Цепкало будет за неё также голосовать. Потому что она на политическом небосклоне никто. И звать её никак. И потому, что она объявила, что в случае победы через полгода проведёт новые «самые честные» выборы, в которых сможет принять участие любой кандидат. И Бабарико, и Цепкало, и муж Тихановской, тот самый «известный блогер». Наверное, даже Лукашенко сможет принять участие в тех выборах. Если он, конечно, физически доживёт в Белоруссии до них в случае её победы.

Власть объединила недовольных

То есть получается, что команда Лукашенко, устранив от выборов самых, по их мнению, опасных кандидатов, сумела сделать то, чего не достигла ни одна оппозиция на любых выборах на постсоветском пространстве. Она сумела объединить оппозицию, оставив всего лишь одну-единственную альтернативу действующему президенту. И вместо размытых протестных акций, в которых каждый из вождей перетягивает одеяло с такого же, как он, конкурента из оппозиции гораздо эффективнее, чем отбирает голоса у кандидата от власти, официальный Минск оказался перед лицом консолидированного протеста. А это уже совсем другая история.

ТихановскаяСлабая сторона Тихановской, ее политическая девственность, неожиданно превратилась в ее самую сильную сторону. Фото: Svetlana Turchenick/Shutterstock.com

В этих условиях главной отличительной чертой предстоящих выборов в Белоруссии становится отсутствие у кандидатов программ в сфере политики и экономики.

Лукашенко обозначил её в своём выступлении 4 августа. Тихановская могла бы уже сто раз её опубликовать, но не делает этого, потому что она ей просто не нужна. Она уже заявила несколько позиций (выход из Союзного государства, возврат к прежней Конституции), которые сыграли ей в минус, а потому сейчас сидит тише воды и ниже травы. Любое её заявление по любому вопросу сейчас для неё сыграет только в минус, заставив задуматься часть избирателей над вопросом, а стоит ли голосовать за такого кандидата. Между тем, пока она молчит, пока она остаётся чистым «белым листом», оставляя возможности для любых предположений, она является идеальным «анти-Лукашенко». Заговорит, и всё может рухнуть, поскольку избиратели начнут сравнивать, какое «меньшее зло». И тогда это начнёт играть против неё. Участвуй в выборах хоть Бабарико, хоть Цепкало, Тихановская в этом случае стала бы явным аутсайдером выборной кампании. Набрал бы Бабарико свои 30, даже 35 процентов, и Лукашенко триумфатором пошёл бы на новый срок. А сейчас вместо этого Тихановская – единственная надежда «прогрессивной общественности» страны.

По украинскому сценарию

Примерно такая же комбинация была разыграна в 2019-м на Украине, когда тамошние избиратели проголосовали не столько за Зеленского, сколько против Порошенко. Но за Зеленским всё же был некий след. За ним был его киноперсонаж Голобородько, он выступал с какой-то программой. Из-за чего, кстати, и понадобился второй тур выборов. Был бы он столь же пуст, как сейчас Тихановская, выиграл бы в одни ворота у Порошенко ещё в первом туре. Как видим, кукловоды, о которых, кстати, сам Лукашенко недавно высказался абсолютно однозначно, за год поумнели. Вот только видит их президент Белоруссии совсем не там, где они реально находятся.

А потому не стоит думать, что вся активность Тихановской и ведение её кампании, как она проходит, это лишь малохудожественная сельская самодеятельность. Белоруссия – очень небольшая страна. Доехать по местным дорогам из одного города в другой – не проблема. И протестно ориентированные активисты это прекрасно используют, перемещаясь из одного города в другой на очередные митинги и шествия. Своим примером заражая и увлекая и местных жителей. И вот уже тысячи сторонников Тихановской превращаются в десятки тысяч. На которые официальным властям ответить нечего. К слову, не стоит недооценивать и мастерство операторов, снимающих все эти акции с таких ракурсов, что даже не очень большое скопление участников визуально превращается в настоящее народное море. Выложенные в соцсети, эти ролики корректируют позицию тех, кто сомневается, опасается или же просто не хотел принимать участие в выборах. Вряд ли стоит объяснять, в какую сторону.

БеларусьТысячи сторонников Тихановской уже превращаются в десятки тысяч. Фото: Svetlana Turchenick/Shutterstock.com

К тому же вряд ли стоит обольщаться демонстрируемой по официальным каналам «всенародной поддержкой» действующей власти. Последний жёсткий разгон протестовавших в Минске случился в 2010-м году.

За прошедшие 10 лет выросло целое поколение «непоротых». Молодёжи, которая не очень хочет работать, но желает, чтобы всё было, как на Западе, жаждущей тех «перемен», о которых пел Цой. И слабо представляющих себе, как, впрочем, и сам певший о них Цой, какими будут эти перемены. Пример соседней Украины никого из них не убеждает, поскольку все лимитрофные националисты всегда считают исключительно себя самыми умными, которым все должны.

Почему у них будет иначе, если сто раз до них всё было так, как уже было, – этот простой вопрос или не приходит им в головы, или они отгоняют его прочь, как зудящего комара, как только он возникает. При этом стоит учесть, что если на Украине те же президенты – Кравчук, Кучма, Ющенко, Янукович, Порошенко, Зеленский – чередовались, то в Белоруссии сейчас уже не в первый раз за или против Лукашенко будут голосовать люди, которые при Александре Григорьевиче не просто выросли, а ещё и родились. Даже при условии, что у них тоже есть усталость от Лукашенко на посту главы государства.

И всё-таки даже объединённого потенциала сторонников Тихановской вряд ли хватит для победы на выборах. Прогнозы на итоговый результат голосования вряд ли кто даст – в республике нет независимой социологии, а сами команды участников состязаний дают своим оппонентам от силы 3% поддержки. Что не даёт оснований верить кому бы то ни было из них. И не следует сбрасывать со счетов то обстоятельство, что Лукашенко, абстрагируясь от отношений Минска и Москвы и последних коленец самого Александра Григорьевича с его командой, объективно является сильным лидером государства.

ЛукашенкоДаже если Лукашенко удастся остаться в президентском кресле, ему станет весьма некомфортно. Фото: Kremlin Pool / Globallookpress

Он лавирует, маневрирует, обещает, не выполняет, клянётся, выторговывает, одним словом, использует весь арсенал, чтобы «не отдать эту страну никому», и до сих пор ему это удавалось. Причём для многих стран, возникших на развалинах СССР, Белоруссия с её харизматичным лидером одно время была чуть ли не идеалом государства. Особенно для разрушающейся России при непросыхающем Ельцине в «благословенные» 90-е. И те избиратели, что помнят тот период, скорее всего, пойдут снова голосовать за действующего президента.

Ягодка дозревает

Так что победа Тихановской, повторюсь, как минимум, проблематична. Но, похоже, она целью сейчас и не является. Если вспомнить, что на протяжении последних лет 10-15 в Белоруссии усилиями государственных и иных институтов Запада (вплоть до спецслужб стран НАТО) и сидящих на западных грантах местных НКО воспитывается протестный электорат, которому небезуспешно навязывались всё это время западные «гуманитарные и общечеловеческие ценности», то можно считать, что «ягодка созрела или дозревает». Средства массовой коммуникации, в том числе и базирующиеся к западу от республики, специализированная литература, вывоз активистов на «учёбу и практику», растущее влияние католической Церкви из соседней Польши, апеллирование к истории Великого княжества Литовского с передёргиванием положения в нём белорусов – всё это и многое другое запускалось и крутилось не просто так.

Тогда для чего весь этот сыр-бор? Ответ, думаю, не будет обескураживающим для тех, кто следит за событиями в Белоруссии на протяжении последних лет – попытка «цветной революции» или хотя бы проба сил в этом направлении. Вероятность майдана чрезвычайно высока. И тем выше, чем меньше будут цифры, полученные Тихановской в ходе голосования. Для этого сложились (и не без помощи со стороны) практически все условия, в том числе, и резкое ухудшение отношений с единственным стратегическим союзником.

Для социальных инфантилов из числа молодёжи и адептов «демократии и общечеловеческих ценностей» переход от мирного протеста к массовым беспорядкам и насильственным действиям не есть что-то запредельное или табуированное. Они не думают о последствиях своих действий. Не то что о завтрашнем дне, а даже и о следующем часе. Здесь пример та же Украина и непрекращающиеся в США беспорядки BLM. Да и жизни самих белорусов – и протестующих, и правоохранителей – для тех, кто станет кукловодить в этом процессе, не имеют никакого значения.

В лучшем случае мы увидим украинский майдан образца 2004 года, в худшем – зимы 2013–2014. Но даже если Лукашенко удастся погасить это пламя, оставаться в президентском кресле ему станет весьма некомфортно. Что самое интересное, команда действующего президента фактически сама сделала всё именно для такого развития событий. Или она специально ведёт своего лидера к такому результату?

Автор:
Александр Гришин