29 июля министерство финансов Антона Силуанова провело аукцион по продаже облигаций федерального займа (ОФЗ). Результат оказался провальным. По плану, еженедельно министерство финансов должно привлекать 80-85 млрд рублей. Вместо этого всего удалось продать ОФЗ на 28 млрд рублей.

Головокружение от «успехов»

Монетаристский подход системных либералов Силуанова и Набиуллиной рискует оставить Россию с реальным дефицитом бюджета. Увеличение расходов в текущем году до 23 трлн рублей вкупе со снижением доходной части определяет номинальный дефицит федерального бюджета в 5 трлн рублей. Эту цифру предполагалось «закрыть» следующим образом:

• 1 трлн рублей неиспользованных средств бюджета за 2019 год;
• 1 трлн рублей, полученных в результате сделки по Сбербанку;
• 0,5 трлн рублей из ФНБ (компенсаций выпадающих нефтяных доходов);
• 2,5 трлн рублей занять на внутреннем рынке.

Последний пункт должен быть реализован поэтапно: 1 трлн во втором квартале, столько же – в третьем и 0,5 трлн – в четвёртом. Первый этап прошёл на ура. Во втором квартале Минфин смог привлечь 1,08 трлн рублей. Впрочем, это объяснимо тем фактом, что инвесторы находились в ожидании снижения ключевой ставки ЦБ и стремились успеть приобрести облигации по выгодной ставке.

Воодушевлённый успехом Силуанов продолжил размещать ОФЗ во втором квартале. И здесь его ждало фиаско. Результат оказался в несколько раз ниже планируемого.

При этом для того, чтобы насытить экономику деньгами, не нужно придумывать ничего нового. Для этого необязательно осуществлять займы на внутреннем рынке, увеличивая реальный государственный долг.

Покрытие бюджетного дефицита является чисто технической операцией, в которой должны быть задействованы Минфин, ЦБ РФ и государственные банки. Схема достаточно простая. Министерство финансов выпускает ОФЗ, которые выкупают государственные банки. Затем ЦБ РФ проводит аукционы РЕПО, выдавая ликвидность госбанкам под залог ценных бумаг правительства. Фактически это будет означать проведение Центробанком дополнительной эмиссии. Однако её масштаб (1,5 трлн рублей) является абсолютно незначительным для того, чтобы повлиять на уровень инфляции, но достаточным для покрытия дефицита бюджета. Согласно правилам МВФ, Центробанк не может напрямую финансировать расходы правительства, печатая деньги.

«Птица-тройка»

Тем не менее появление третьей стороны в виде банков позволяет обойти данное ограничение. Преимущество России заключается в том, что в нашей стране большинство крупных банков контролируются государством. Соответственно, правительство в состоянии обязать банковские организации принимать участие в вышеописанной схеме.

Текущий момент является наиболее подходящим для того, чтобы использовать инструмент ограниченной эмиссии. В настоящих условиях он остаётся едва ли не единственным, который способен покрыть бюджетный дефицит. Однако все три субъекта вышеописанного механизма находятся под контролем системных либералов:

в Минфине это Силуанов, в Центробанке – Набиуллина, в крупнейшем банке страны, генерирующем 70% прибыли финансового сектора, – Герман Греф.

Ограниченное включение печатного станка является «запретным плодом» для системных либералов, поскольку противоречит фундаментальным правилам монетаризма. Вместе с этим данный механизм способен не только решить экономическую проблему 2020 года, но и стать актуальным инструментом развития страны.

Деньги – средство обмена, которое должно удовлетворять баланс спроса и предложения. Россия может и должна печатать рубли под конкретные проекты. Текущая экономическая ситуация удовлетворяет всем условиям. Для безболезненной эмиссии необходимо:

• иметь недозагруженные производственные мощности;
• обеспечить спрос на производимые товары.

Что касается первого, то использование производственных мощностей в России составляет всего лишь 59%. Проблему спроса можно решить крупным государственным заказом в тех отраслях, которые не интересны частному бизнесу.

В качестве наиболее яркого примера следует рассмотреть строительство транспортной инфраструктуры. В одном из предыдущих материалов я писал, что весь 2019 год Силуанов, скрупулёзно считая каждую копейку, не мог согласовать проект строительства новой автотрассы Москва – Казань. На деле же всё могло оказаться куда проще.

НабиуллинаМонетаристский подход системных либералов Силуанова и Набиуллиной рискует оставить Россию с реальным дефицитом бюджета. Фото предоставлено пресс-службой Госдумы / АГН «Москва»

К настоящему моменту загрузка производства основных материалов для дорожного строительства выглядит следующим образом: по битуму – 58%, по щебню – 65%, по песку – 57%. Соответственно, под государственный заказ имеется возможность проведения ограниченной эмиссии с выпуском дополнительных единиц средств обмена. После ввода в эксплуатацию автодорога начнёт генерировать экономическую активность, что позволит провести взаимозачёт раннее эмитированных рублей. Другими словами, схему «Минфин – банки – ЦБ» можно условно назвать кредитом, который выдаётся под рост экономики, полученный в результате реализованных проектов.

Применение данного механизма позволит России перейти к ускоренному исполнению проектов развития, не отвлекаясь на поиск средств. В настоящий момент согласование финансовой модели может занимать несколько лет. Единственное условие, которое нужно выполнить, – товары и услуги, используемые при реализации проектов, должны быть произведены на территории России на простаивающих мощностях.

Однако для применения данного инструмента необходима воля финансово-экономического блока. Нет сомнений в том, что он найдёт поддержку среди других ведомств, отвечающих за развитие промышленности, транспортной инфраструктуры и др. Тем не менее к настоящему моменту подобного желания тройки Силуанов – Набиуллина – Греф мы не видим.

Автор:
Константин Двинский