Судя по всему, «Единая Россия», которая понесла имиджевые потери в Астрахани из-за скандалов, сумела договориться о «разделении» округов с основными оппозиционными партиями. И избирком просто вычищает тех, кто может помешать получить нужные (или лучше – согласованные?) результаты. Так, всю команду кандидатов от Общества исторического просвещения «Двуглавый орёл» просто не допустили к выборам. Их подписные листы забраковал эксперт-почерковед, который, по совместительству, входит ещё и в состав рабочей группы по рассмотрению вопросов о допуске кандидатов. Просто в руководстве «Единой России» поставили задачу – взять не менее половины мандатов в думе, и приказ надо выполнить, несмотря ни на что. Так что предвыборная кампания в Астраханскую гордуму превращается в настоящий цирк.

Интересно, отчего это политики, рассуждая о том, что народ, мол, наш не верит в выборы, так удивляются? Ах, явка на местных выборах низкая! Ой, протестное голосование портит картинку (пример хабаровского Фургала, к слову, избранного «вопреки» единороссу Шпорту, здесь очень показателен)!

А люди, откровенно ухмыляясь в ответ на это недоумение, объясняют: какой смысл в голосовании, если, когда надо, будет всё решено?

И власть на местах (мы же помним, да, какая партия по-прежнему считается «правящей», да?) – или те, кто делегирован ею в избирательную систему регионов и муниципалитетов, трясясь от перспективы получить по шапке из Москвы за «неправильный результат», изо всех старается выжать максимум возможного, лишь бы добыть нужные показатели.

Если не по явке, то по партийному большинству (сами понимаете, кого).

Особенно это заметно по выборам местного уровня – в городские думы и районные советы депутатов: на региональных и уж тем более федеральных выборах подтасовать, конечно, сложнее.

Причём время от времени это происходит настолько нагло и бесцеремонно, что просто оторопь берёт: вы зачем это делаете, ребята? Чего добиваетесь? Очередного социального взрыва?

Яркий пример – самый свежий – с кампанией в Астраханскую гордуму. Местный избирком фактически демонстративно снял целую команду кандидатов в городской парламент, выдвигавшуюся под знамёнами Общества исторического просвещения «Двуглавый орёл».

В «ЕР» поставили задачу: взять не меньше половины мандатов. Местные ответили: есть!

«Единой России» в Астрахани катастрофически не везёт – партия в прикаспийской столице понесла в последние несколько лет просто фатальные имиджевые потери.

То два депутата облдумы (конечно, уже бывших; один из них успел ещё и министром поработать), два друга, попались на развращении несовершеннолетних – участвовали в оргиях с детьми, да ещё и записывали своё изощрённое порно на видео, за что получили «командировку» в колонию строгого режима: один на 24 года, другой – на 16 лет.

То руководитель фракции «ЕР» в гордуме устроил пьяный дебош в ресторане – был изгнан, конечно, после того как видео получило огласку в соцсетях, из «доблестных рядов», но след-то, как говорится, остался.

Плюс скандальчики рангом поменьше, а всё одно к одному.

Так что, когда нынешний губернатор Игорь Бабушкин, выходец из силового блока, пошёл на выборы главы региона в прошлом году не от «Единой России», а самовыдвиженцем, подчёркивая в интервью, что он «не привык зависеть от мнения какой-либо группы людей», никто особо не спорил.

Зато выиграл. Дистанцировался от «партии власти» – и получил власть.

А в сентябре там предстоит избирать депутатов городской думы. И если кто-то думает, что это так – мелко и ничего не значит, то здорово ошибается. Потому что в 2021-м, ровно через год, предстоит избрание, во-первых, в областной парламент, а во-вторых, в Госдуму.

И итоги Единого дня голосования – 2020 в Астрахани, как и во многих других регионах, во многом покажут реальный расклад политических сил.

Поэтому логично, что в преддверии важного события туда приехал сам секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак: провёл совещание и поставил задачу – добыть не менее половины мандатов в городской думе.

Местные взяли под козырёк. И успокоили: половина – будет.

Срезали именно столько подписей, чтобы не допустить до выборов

Такая уверенность, впрочем, объясняется, судя по всему, просто: умением договариваться – с оппонентами.

Практика обычная, давно отработанная. И выгодная. Все знают, кому сколько мест достанется.

Партии, внешне – для всех – выступающие соперниками, «нарезают» округа, выставляя «проходных» кандидатов там, где нужно, и заявляя более слабых на тех, которыми готовы поступиться.

Соответственно, на одном (лучше на половине из всех!), условно говоря, выигрывает партия «Е», на другом – партия «К», на третьем – партия «С», на четвёртом – партия «Л». Ну или кто-то из них выпадает совсем, это уж если не договорились, остальным достанется больше.

Но иногда красивая схема грозит провалиться – потому что появляются «несистемные» политические силы, способные выиграть, – реальные конкуренты, а не липовые.

И тут вариантов только два: либо делиться ещё и с ними, либо исключить их из гонки.

Второе – проще. И надёжнее.

А как именно провернуть операцию по исключению – дело техники.

Вот, допустим, всю (!) команду кандидатов от Общества исторического просвещения «Двуглавый орёл» вытолкнули из кампании с помощью почерковедческой экспертизы.

Подписи, собранные кандидатами, просто признали недействительными – как раз то количество, которое необходимо для отказа в регистрации.

«Исследование» проводил почерковед и одновременно член рабочей группы избиркома. Сам себе контролёр, в общем. Фото: телеканал Царьград.

Классика жанра – ситуация с руководителем регионального отделения «Двуглавого орла» Сергеем Чаплыгиным, специалистом департамента социально-политических и экономических исследований Евразии и Востока Астраханского госуниверситета, который баллотировался по 18-му одномандатному округу.

Среди его конкурентов – пара относительно серьёзных кандидатов, включая претендента от «ЕР», несколько – объективно «технических».

Но именно ему астраханские политологи прочили победу – в его пользу говорили и узнаваемость в округе, и отсутствие «чёрного шлейфа», и, собственно, поддержка населения.

Самое интересное, что я знаком со своими основными конкурентами, и они меня тоже знают. То есть понимают расклад сил. Я ведь в этом округе – у нас порядка 10 тысяч избирателей – 30 лет прожил, многих знаю лично. И меня люди знают. «ЕР» и «СР», вероятно, наверху, «порешали вопросы», кто победит. А потом уже здесь, в Астрахани, определились, что меня надо «отцепить» и пропустить «тех, кого надо»,

– полагает Чаплыгин.

Ему надо было собрать 58 подписей – не больше! – чтобы быть зарегистрированным: нужно предоставлять на проверку только определённую долю от общего числа избирателей. И он их собрал. Причём не с участием помощников, а сам – лично.

«Уже когда необходимое количество имелось, ко мне подходили люди, звонили – мол, готовы тоже подписаться за вас. А больше никак нельзя», – продолжает он.

Так вот, как минимум 52 из этих 58 должны быть признаны легитимными для регистрации.

Почерковед и член рабочей группы «по отсеву» в одном лице

И вот тут-то на сцене появляется «специалист-почерковед» – начальник отдела криминалистических экспертиз экспертно-криминалистического центра УМВД России по Астраханской области Василий Батищев – он же, заодно, и член рабочей группы окружной избирательной комиссии по проверке подписей избирателей.

Так вот, этот эксперт проводит исследование и – выносит вердикт: семь подписей признаны недействительными или недостоверными!

Однако же самое интересное, как звучат выводы «почерковеда». Во-первых, везде стоит оговорка «вероятно», во-вторых, указывается, мол, «подписи выполнены одним лицом» (см. скан ниже).

В заключении – сплошь предположительный характер, оговорённый словом «вероятно». Фото: телеканал Царьград.

Таким образом, эксперт Батищев отсеял ровно столько подписей, сколько нужно для того, чтобы не преодолеть подписной барьер. Браво, эксперт!

Ну, и на заседании рабочей группы он, один из четырёх человек, принимающих решение по допуску кандидата, голосует вместе с остальными против Чаплыгина.

Примерно точно таким же образом убрали из претендентов на депутатские мандаты его единомышленников и членов «Двуглавого орла» Владислава Дарвина, Сергея Голова и Александра Шмачкова, шедших на выборы в качестве самовыдвиженцев по четырём избирательным округам Астрахани. Всем им отказано в участии по причине «недостоверности» и «недействительности» подписей и других данных, внесённых в подписные листы.

В понедельник, как ожидается, аналогичные отказы получат ещё трое представителей «Двуглавого орла».

С другой стороны, разве этот условный эксперт – ключевое звено? Он выполнил свою работу – с «долей вероятности». Даже если кто-нибудь потом опровергнет правильность его выводов, так и что? Он же не дал заключение в категорической и однозначной форме, написав твёрдое «не действительно», верно? А так – «ну, ошибочка вышла, я же предупреждал о вероятности».

Да и вряд ли пресловутый «специалист-почерковед» в одном, другом, третьем и всех остальных случаях действовал исключительно по личной инициативе (если допускать ошибочность его выводов). Ему сказали сверху «надо», он сделал. Какие проблемы?

А что и с чем сравнивали-то? Люди говорят, что их подписи – подлинные!

Забавно между тем получается. Ладно, зарубили подписные листы. Но ведь возмутились те самые люди, которые ставили там свои подписи! Они сами уже написали заявления с требованием учесть их мнение при регистрации кандидата Сергея Чаплыгина.

Люди, чьи подписи назвали недействительными, требуют справедливости. Фото: телеканал Царьград.

То есть ещё раз: люди, чьи подписи эксперт Батищев назвал, по сути, фальшивкой (с оговоркой, впрочем, «вероятно»), опровергли его выводы.

С уверенностью заявляю, что подписи люди ставили сами. Именно к процессу заполнения листов кандидат относился очень ответственно, сам собирал подписи на территории округа. Если неквалифицированный эксперт не уверен, то подписи проверяют личным обращением к избирателям. Или дают возможность подтвердить или опровергнуть подлинность подписи. То, что сразу после визита лидера «ЕР» в Астрахань и его наставлений занять 50% в думе независимым или оппозиционным кандидатам начнут ставить палки в колеса, было ожидаемо,

– говорит один из тех подписантов, чью роспись зарубил на корню эксперт-криминалист.

Это как?!

Независимые графологи, опрошенные Царьградом, тем временем вообще задаются вопросом, а на основании чего, собственно, он делал выводы о достоверности? Потому что любой профессионал в этом деле понимает: так называемый исследуемый образец, из конкретного экземпляра, следует сравнивать с оригиналом, но не с датой, скажем, которая стоит рядом, или буквами и так далее.

Чем руководствовался «специалист», делая заключения о «недостоверности» подписей, вообще не понятно. Фото: телеканал Царьград.

И сейчас просто интересно, как отнесётся к инциденту ЦИК? Что скажет Элла Памфилова? А реакция самого руководства «Единой России» будет ли? Не стыдно, а? Безобразие ведь форменное.

Впрочем, о чём это мы: где «ЕР», а где стыд? Главное – результат ведь, верно? Ладно, забыли.

А что скажет глава Астраханского региона? Или промолчит?

«Когда губернатором стал Бабушкин, у нас была надежда, что он упразднит эти серые схемы «выборов без выбора», но почему-то ничего, судя по всему, не меняется», – резюмирует Сергей Чаплыгин.

Автор:
Александр Степанов