Благословение, а, по сути, поручение Святейшего Патриарха Кирилла настоятельнице московского Покровского монастыря игумении Феофании продать «мерседес» представительского класса и передать вырученные средства на благотворительные цели стало очень важным прецедентом в современной церковной жизни. Но как ещё Покровский монастырь мог бы помочь Церкви, а главное, её небогатым, восстанавливаемым обителям? Известный православный пастырь и проповедник, ведущий авторской программы «Святая правда» на телеканале Царьград протоиерей Андрей Ткачёв предлагает очень интересное и необычное ноу-хау.

Однажды Святейший Патриарх Сербский Павел, Царство ему Небесное, проходил мимо своей Патриархии, и один из иеромонахов указал ему на стоящие автомобили, принадлежащие сербским архиереям: мол, смотри, владыка, какие «колесницы». На что блаженной памяти несребролюбивый и смиренный Патриарх сказал: я удивляюсь, это же монахи, давшие обет нестяжания, интересно, на чём бы они ездили, если бы обет о нестяжании не давали? Действительно, останется только на космических кораблях летать, даже вертолёт будет скучен.

Подобные закономерные упрёки, относящиеся к бедной нашей Матери-Церкви, лично из-за нас страдающей различными болезнями, имеют под собой определённое основание, и неслучайно совсем недавно Святейший Патриарх Кирилл отреагировал на упрёки в прессе в отношении игуменьи Покровского монастыря по части приобретения «мерседеса» С-класса, стоящего какие-то запредельные деньги. Ей было благословлено, на светском языке читай – «приказано», эту борзую «колесницу» конвертировать в твёрдую валюту и раздать средства нуждающимся.

Святейший Патриарх Кирилл и игумения Феофания. Фото: patriarchia.ru

Будем надеяться, что этот прецедент возымеет силу, и одним будет страшно, другим стыдно, третьи даже думать перестанут в эту сторону, а четвёртые поступят так, как благословлено первой. Потому что если одной сказано, то и другие должны сделать то же. Это правильное вообще решение, но я хотел бы перейти от осуждения, которое столь сладко для грешного сердца. Вообще мы все суть беззаконники, самовольники и преступники перед Богом. И нам очень сладко осуждать других, хотя мы все, так или иначе, виноваты, кто больше, кто меньше, в одном и том же. А для того, чтобы не топтаться по дорожке осуждения, у меня есть одна мысль.

Та же Сербская Церковь в недрах своих имеет благой обычай. Например, в Черногории есть мощи святого Василия Острожского. К нему нескончаемой рекой текут люди разных вероисповеданий: и мусульмане, и даже атеисты, и, безусловно, православные сербы и черногорцы, и получают исцеления. Об этом пишется вечный Синодик, книга, которая пополняется именами людей, исцелённых от различных недугов. И батюшки из бедных приходов имеют благое послушание дежурить при этих мощах, скажем, недельку-другую. Люди приходят к мощам, священники читают над ними Евангелие, служат молебны, а люди приходят с благодарностью и какую-то копейку несут, которая уходит этому бедному священнику. И таким образом он буквально поддерживает и штаны на себе, и приход свой.

Отсюда возникает мысль: в московском Покровском монастыре находятся святые мощи всему миру известной блаженной старицы Матроны, света земного не познавшей, но светом солнечным, духовным, Христом, внутрь озарённой. Блаженная старица не была монахиней в полном смысле слова и к Покровскому монастырю прямого отношения не имела, но жила в Москве по разным людям, по разным квартирам. И поскольку она была бесприютной странницей на земле, то почему бы её многоцелебные мощи не путешествовали бы по монастырям Москвы, Подмосковья, а также, быть может, и на ещё более дальние расстояния от царствующего града?

Там, где Матрона, там люди, а там, где человек, там благодарность и какая-то копейка. И если бы в бедный монастырь, например, на три месяца привезли бы мощи блаженной Матронушки, туда бы вся округа съехалась, там были бы непрестанные Божественные Литургии, молебны, акафисты, заказные панихиды и так далее. И был бы народу сдвиг, были бы Крещения, Исповеди… И поднялся бы и этот захудалый монастырёк, и его округа.

До недавнего времени мы привыкли кормить Афон, влили туда баснословные деньги, а наши монастыри будто и не значат ничего. И получается, одно прикормленное место мы имеем, куда не зарастает народная тропа, а как же остальные? Не знаю, как сама блаженная Матрона к этому отнесётся, вдруг она будет против? Но вдруг за? Чтобы её святые мощи сначала побыли немножко там, три месяца там, полгодика там. Чтобы не было монополии на эту святыню у какого-то одного монастыря, а соответственно, и все сливки, пенки и прочая сметана не доставались одной обители.

Если эта идея приживётся, тогда и соблазн уменьшится, потому что никто не будет ничего покупать себе из этих гиперпотоков благодарственных денег. И всем будет хорошо. Как сказал святой Павел, не нужно, чтобы у одного было всё, а у остальных ничего, нужно, чтобы всем было хорошо. И такая идея возникла не только у меня, но и у других людей, с кем мы об этом говорили и советовались. Не нужно осуждать, нужно исправлять. Не нужно злорадствовать. Нужно подумать, как выстроить систему, чтобы Церкви было хорошо. Чтобы вырвались злые языки, чтобы замолчали лукавые уста и чтобы успокоились беспокойные. И чтобы всем было хорошо. Будьте Богом хранимы.

Автор:
Андрей Ткачёв