Существует ли на самом деле «Святейшая православная церковь Украины» (СПЦУ)? Этот вопрос не просто висит в воздухе, но и чем дальше, тем больше требует ответа. Причём, несмотря на очевидно заказные «исследования» типа того, что недавно опубликовал Киевский международный институт социологии по поводу того, кого бы хотели видеть украинцы на посту руководителя «объединённой церкви».

Согласно этой, с позволения сказать, «социологии», 65,7% выбирают «Епифания» Думенко и лишь 31,4% – Блаженнейшего митрополита Онуфрия. Но, во-первых, многочисленные крестные ходы, которые проводит УПЦ МП на День Крещения Руси и которые собирают сотни тысяч паломников, опровергают лукавую цифирь. СПЦУ опирается на мизерное количество последователей.

Украинская православная церковь (Московского патриархата) имеет на Украине более 12 тысяч приходов, почти 5 тысяч монашествующих, 99 епископов и 12,5 тысячи священников. А СПЦУ невозможно охарактеризовать количественно, поскольку, например, многие храмы УПЦ были захвачены «томосюками» и теперь стоят пустыми – народ не ведётся на томос.

Есть и во-вторых: каким образом и для чего вдруг УПЦ МП станет объединяться с раскольниками, пусть даже и признанными Фанаром настоящими святыми отцами?

Скорее всего, опрос КМИС преследовал вовсе не цель узнать мнение граждан по поводу «Епифания» и Онуфрия. Стояла задача запустить в общество идею «объединённой церкви», и УПЦ к этому приплели только затем, чтобы показать, что жители страны якобы тяготеют к СПЦУ (что есть откровенная ложь). Церковь Порошенко-Думенко если с кем и собирается объединяться, то с униатами. Поэтому «опрос» КМИС – не только ложь, но и провокация.

На таком фальшивом фоне с особой чёткостью проявляются многочисленные конфликты, демонстрирующие как раз неприятие СПЦУ украинским обществом. Созданная Фанаром структура воюет не только с УПЦ МП. Трудно не заметить очевидные противоречия внутри самой «новой церви». Тот самый раскол в расколе, который начал «Филарет» Денисенко, реанимировав свой «Киевский патриархат», усугубляется ещё и конфликтом с Украинской автокефальной православной церковью» (УАПЦ). Совершенно справедливо считая СПЦУ политическим проектом Порошенко, автокефалы покидают её целыми приходами. Уходят они к униатам – под крыло УГКЦ.

Сегодня почти и не вспоминают, что УАПЦ была официально легализована Фанаром еще в 2009 году. Американские приходы вошли в состав Экуменического патриархата. А украинские являются местным их филиалом. Основной побудительной причиной легализации без покаяния украинских самосвятов, несомненно, является их влиятельность в политических структурах США и Канады. Так что «автокефалы» имеют какой-никакой официальный статус, пусть и не всеми признанный. В отличие от «Киевского патриархата». При слиянии в общую структуру – СПЦУ – они наверняка рассчитывали на нечто большее, чем то, что они в итоге получили.

Гораздо масштабнее противостояние СПЦУ с «церковью» Денисенко. Опытный раскольник с возрастом не утратил хватку. По данным филаретовцев, с ними от «томосюков» ушли 300 приходов! И это ещё не конец.

Своеобразным полигоном противостояния раскольников внутри себя можно рассматривать происходящее в Одесском регионе. Выглядит это трагикомично: и без того мизерная группировка не просто разделилась, но и регулярно устраивает драки между собой. Причина банальна. У раскольников в регионе есть только один приличный «храм» – на улице Пастера в Одессе. Финансирование идёт из Киева, поскольку на месте поддержки населения у СПЦУ и «Киевского патриархата» нет вообще. Так что приходится «епифаньевцам» и «филаретовцам» биться насмерть за недвижимость и финансовый ручеёк из столицы. Методы борьбы разные: и потасовки, и судебные иски, и обвинения друг друга в подконтрольности привычной «руке Кремля», и… При этом численность и тех и других ничтожна и вызывает у одесситов только едкие шутки.

Но и это не последнее разделение в стане раскольников СПЦУ. На фоне острого желания возвращения во власть со стороны Порошенко заговорили о смене «Епифания» Думенко на Симеона Шостацкого – бывшего винницкого митрополита и личного друга экс-президента. При этом в СПЦУ за Шостацким ушли лишь 17 подчинённых ему священников из более 300, хотя он руководил епархией УПЦ 11 лет. Был кандидатом на пост предстоятеля УПЦ (МП), но не получил поддержки. А далее, собственно, повторил судьбу раскольника Думенко – не получив главного поста в УПЦ, ушёл к «томосюкам». Был единственным из 83 архиереев УПЦ, не поддержавшим 13 ноября 2018 года постановление Собора о том, что епископы, духовенство и миряне Украинской православной церкви не будут участвовать в создаваемой Константинопольским патриархатом автокефальной церкви Украины.

Очевидно, что Думенко не справляется с обязанностями, да и статус у него по-прежнему хлипкий, точнее, никакой. Шостацкий, безусловно, более опытен и всё же имеет каноническую хиротонию. Но и у него есть конкурент в лице бывшего митрополита УПЦ Александра Драбинко. Последний как-то уж сильно заактивничал на фоне заболевания Шостацкого COVID-19.

Вот как метко прошелся по причинам нынешнего состояния СПЦУ протоиерей Николай Балашов«Вся история с «получением томоса«, которую в политических интересах предвыборной кампании П.АПорошенко пытались представить как выдающуюся страницу в истории украинской независимостибыла изначально замешана на обманеОн присутствовал во всёмв обещаниях администрации украинского президента представить то десятьто двадцать и даже больше подписей канонических архиереев Украинской православной церквикоторые тоже якобы ждут – не дождутся вожделенного «томоса«; в попытках убедить православный народ Украинычто томос – это именно точего недостает для полного счастьяв даваемых константинопольским «экзархам» заверениях П.АПорошенкочто «проблему Филарета» он решитв обещаниях Филаретучто на самом деле ничего внутри его «церкви» не изменитсяа он как былтак и останется «патриархом«; в действиях Филаретакоторый «понарошку» отрекался от должности предстоятелянамереваясь фактически сохранить за собой контрольв обещаниях преемника руководствоваться советами своего «духовного отца«, которым он пренебрёг уже очень скоров несбывшихся обещаниях бывшему митрополиту Винницкому Симеонукоторый в результате ничего не приобрёла потерял почти всю свою епархиюв «научных изысканиях» привлечённых Фанаром экспертовкоторые «доказали«, будто Киевскую митрополию в 1686 году Москве отдали «не насовсем» или даже «вообще не отдали«, а только позволили временно рукополагать митрополитов (за эту ложьправдактото получил свою награду в виде богатой Австралийской епархиидругие получили более скромный гонорар)…»

Обратимся к результатам ещё одного исследования – Швейцарского центра по изучению проблем безопасности (The Center for Security Studies). Среди авторов – светский религиовед Николай Митрохин, работающий на Западе. Он объездил регионы Украины с целью изучения существующей религиозной проблемы. И был немало удивлён, когда «архиереи» СПЦУ не смогли назвать численность своих епархий. По его экспертному мнению, большинство их приходов существует только на бумаге. В то же время, отмечает Митрохин, УПЦ МП, очевидно, доминирует в стране и силовое давление со стороны сторонников Порошенко ничего не изменило. Он зафиксировал провал проекта СПЦУ: её «как единой организации нети в ближайшее время не будетЕсть приходыушедшие из РПЦЕсть епархиальные управлениякоторые делают видчто ими управляютА на самом деле не знающие их общей численностиЕсть митрополит в Киевекоторый молотит языком перед корреспондентами и делает видчто когото представляетЕсть сетевые активисты… А ПЦУ – нет».

И как тут не привести слова митрополита Антония, управделами УПЦ МП«За две тысячи лет существования Церкви политическая карта мира кроилась кардинальноГраницы государствда и сами государства менялись до неузнаваемости»В результате «политические и экономические системы сменяли одна другуюНо здание Церкви стоялоХотя и языки пламени касались его изрешеченныхс отбитыми углами, фасадов… Церковь не должна и не может по своей природе зависеть от государствабыть шестерёнкой государственной машины… Если человек будет забывать об этомсвои коррективы будет вносить БогПопытки сделать Церковь смертной как любое государствоне увенчаются успехом никогда»

С каждым днём всё более очевидно, что СПЦУ на самом деле – фикция.

 

Вера НАДЕЖДИНА