Протестное движение в Белоруссии всё больше становится похожим на то, что происходило в прошлые годы на Украине. Использование схожих по своей сути методов дискредитации властей, раскачивание ситуации в стране с целью дестабилизации общества, давление на правоохранительные органы, атака в оппозиционных средствах массовой информации на руководство страны, использование современных информационных технологий для координации действий оппозиции – все это и многое другое успешно было апробировано во времен украинского  евромайдана и применяется сегодня в белорусской политической действительности. При этом, в отличие от Украины периода Виктора Януковича, белорусские власти ни в прошлые годы, ни сегодня не смотрят на ситуацию в стране сквозь пальцы. Белоруссия Александра Лукашенко уже неоднократно доказывала всем, что политический режим в стране непоколебим, а власть будет себя защищать любыми способами.

Конечно, ситуация в Белоруссии накануне предстоящих 9 августа президентских выборов отличается от той, что наблюдалось на Украине в период 2013-2014 годов. Однако итог украинских событий того времени убедил белорусские власти в необходимости жёсткого реагирования на любые попытки организации в стране массовых протестов.  При этом     государство взяло на вооружение методы своих оппонентов, используя модифицированные «майданные технологии» против тех, кто этот самый майдан (в белорусском варианте – плошча) хотел бы в Белоруссии организовать.

Во-первых, как и их противники, белорусские власти сегодня используют простые приёмы воздействия на общественное сознание через средства массовой информации. Главным посылом в данном случае является напоминание о том, что происходит со странами, где побеждают различного рода цветные революции.

Государственные СМИ Белоруссии уже включились в процесс не просто дискредитации оппонентов власти, но и своеобразной демонизации процессов, которые не укладываются в общегосударственные принципы существующего режима. Можно вспомнить, как в конце мая, когда в республике впервые за долгие годы стал наблюдаться рост интереса граждан к политике, выражавшийся в очередях на пикетах по сбору подписей за альтернативных кандидатов, государственные средства массовой информации начали активно сравнивать происходящее в стране с Украиной. Например, на YouTube-канале АТН появился ролик с высказываниями об Украине белорусского блогера Сергея Тихановского, считавшегося до его ареста одним из конкурентов Александра Лукашенко на выборах. Нарезка его положительных высказываний о ситуации в соседней стране иллюстрировалась кадрами беспорядков и убийств на майдане.

А одна из региональных государственных газет писала, что противники власти стремятся «очернить всё, что можно, обвинить всех, на кого показали заказчики, и в традициях всевозможных «цветных» революций и майдана устроить провокации на местах с тем, чтобы потом вложить в ещё непокрытые рабочими мозолями руки молодёжи коктейли Молотова и бросить это «мясо» на баррикады».

Данную тему активно использует и президент Белоруссии Александр Лукашенко. На протяжении последних месяцев он неоднократно говорил о том, что не допустит в стране государственного переворота, при этом постоянно упоминая майдан и «майданутых». В конце июня он и вовсе заявил, что в стране удалось сорвать планы по государственному перевороту, а с теми, кто по-прежнему этого не понимает, власти вскоре окончательно разберутся.

Во-вторых, белорусские власти, стремятся посеять панику и хаос в рядах своих противников. Нечто подобное использовалось и во время украинских событий, когда в адрес правоохранителей и их семей шли угрозы, а в социальных сетях и средствах массовой информации создавалась картинка восставшей Украины, а не только площади в Киеве. Всё это должно было деморализовать тех, кто стоял на защите конституционного строя, создав у них впечатление всеобщего протеста, делигитимизации власти и неминуемого поражения. В белорусской ситуации государство использует приблизительно те же методы. Государственные СМИ подчёркивают, что оппозиция в стране малочисленна, происходящие протестные акции организуются одними и теми же людьми, в оппозиционной прессе специально создаётся картинка их массовости, а правоохранительная система как никогда сильна. Практическое подтверждение такой тактики уже вылилось в аресты протестующих и политических оппонентов белорусского лидера. И это уже дало свои результаты – простые белорусы снизили свою активность на улице, перенеся протестное движение в онлайн-режим. Кроме того, после задержания якобы вдохновителей белорусского майдана Сергея Тихановского, политика Николая Статкевича, блогеров и десятков политических атквистов в стране наметился серьёзный спад интереса общества к политическим событиям внутри республики, чего, собственно, белорусские власти и добивались.

В-третьих, в Белоруссии стали говорить о появлении «российского следа» в избирательном процессе. Это, пожалуй, является откровенной новинкой. В прошлые годы Александр Лукашенко отмечал, что попытки влиять на ситуацию в стране проистекают со стороны Запада, где считают, что Белоруссия «созрела для какой-то «оранжевой» или, страшно сказать, «голубой» или «васильковой» революции». Сегодня же риторика изменилась, и теперь, например, государственный телеканал «Белоруссия 1» сообщил, что «связь Тихановского с Россией многие называют очевидной – именно там он и выбивал свои капиталы последние пять лет».

Недвусмысленно о «российском следе» стал упоминать и президент Белоруссии, который вначале ограничивался намёками на внешних «кукловодов». По его словам, «кукловоды», занимающиеся вмешательством во внутренние дела Белоруссии, «и в Польше живут, и из России подкидывают». И, несмотря на то, что эту информацию невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть, она последовательно продвигается на всех уровнях информационного воздействия.

Таким образом, власть получает возможность ослабить протестное движение в Белоруссии, разделив его на множество мелких и независимых друг от друга течений, каждое из которых не представляет реальной опасности политическому режиму.

Приходится констатировать, что нынешние методы борьбы между властями Белоруссии и их оппонентами представляют собой своеобразный симбиоз старых и проверенных инструментов нагнетания обстановки и новых информационных технологий. Обе стороны активно используют социальные сети и Тelegram-каналы, ведут идеологическую работу с населением, стремятся, как можно больше дискредитировать друг друга, а также каждый по-своему апеллируют к событиям на Украине. При этом официальный Минск задолго до дня выборов начал действовать на упреждение, используя в том числе и проверенные силовые методы.  Это в совокупности с продолжающейся пропагандой в средствах массовой информации уже позволило сбить градус напряжённости в обществе и, по всей видимости, сыграет определяющую роль в недопущении в Белоруссии украинского сценария.

Виктор ГОРОДЕЦКИЙ