Русские женщины всегда славились не только своей красотой и мудростью, но и безмерной отвагой, в которой не уступали мужчинам, а иногда и превосходили их. Например, одной из первых женщин, покоривших небо, стала русская княгиня Софья Долгорукая. Её история, как и истории других первых авиатрисс, была полна взлётов и падений.

В начале прошлого века в России появились первые летательные машины тяжелее воздуха. Удивительно, но к стальным птицам наибольший интерес проявили женщины – смелые, решительные, отчаянные, они творили в воздухе неописуемые пируэты. Любовь Голанчикова, Евдокия Анатра, Евгения Шаховская, Софья Долгорукая – судьбы этих женщин столь же невероятны, сколь трагичны. Многим из них после революции вместо всенародной любви и признания достались эмиграция, нищета и могила в чужой земле.


Сейчас даже в Афганистане женщины садятся за штурвал, но сто лет назад всё было иначе. Фото: dreamssoar. org/Globallookpress

Первых русских женщин-авиаторов в начале XX века называли авиатриссами. Как правило, это были представительницы знати: графини, княгини, известные актрисы и даже члены царской семьи. О таких дамах смело можно сказать: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт». Для них укротить аэроплан не подвиг, а лишь один из способов утолить неуёмную жажду адреналина, страстей и риска.

Княгиня Шаховская: Едва не погибнув, не оставила мечты о небе

В 1911 году в Германии диплом лётчика получила княгиня Евгения Шаховская, супруга князя Андрея Шаховского. Но карьера авиатриссы сложилась не сразу: гибель в авиакатастрофе известного лётчика Всеволода Абрамовича едва не заставила Евгению Михайловну забыть о полётах. Тем более что в тот злополучный день в апреле 1913 года она сидела рядом с Абрамовичем и только непостижимым образом уцелела.


В те годы аэропланы выглядели довольно непривычно и были очень опасны: падение практически неизбежно оканчивалось гибелью лётчика. Фото: Stefan Sauer/Globallookpress

Однако уже через год бесстрашная княгиня снова села за штурвал, а затем сдала экзамен на прапорщика и попросилась на фронт – была в разгаре Первая мировая война. Впрочем, военным лётчиком Шаховская пробыла недолго: её обвинили – как позже выяснилось, необоснованно, – в шпионаже в пользу немцев и отчислили из отряда.

Во время Гражданской войны Евгения Шаховская перешла на сторону большевиков и даже работала в ЧК. В 1920 году погибла при так и не выясненных обстоятельствах. Взбалмошной авиатриссе был всего 31 год.

Любовь Голанчикова: Со сцены – за штурвал

Совсем иная судьба ждала актрису Любовь Голанчикову, выступавшую в начале прошлого века под псевдонимом Молли Мор. Она выросла в бедной семье и привыкла всего добиваться сама. Получив известность на сцене, Люба загорелась полётами: в 1912 году бросила всё и ушла в авиацию.

Первый же полёт окончился катастрофой, причём самолёт разбился вдребезги, но сама авиатрисса отделалась лёгкими травмами. Её мужество и неподдельный интерес к летательным аппаратам впечатлили голландского авиаконструктора Антона Фоккера: он пригласил Голанчикову испытывать его могучие аэропланы.

Так что первой в мире женщиной – испытательницей аэропланов стала наша соотечественница! Более того, в 1912 году она установила рекорд высоты тех лет среди женщин – 2400 метров. А через год стала также испытывать самолёты в авиастроительной мастерской Фёдора Терещенко – летала на аэропланах «Фарман».


Примерно такие «Фоккеры» испытывала Любовь Голанчикова. Как видите, с управлением и мужчины не всегда справлялись: на фото запечатлены немецкие солдаты после крушения аэроплана. Фото: Sammlung Kotterba/Globallookpress

Революцию актриса-авиатрисса поначалу приняла с энтузиазмом и даже стала готовить пилотов для Красной армии. Но вскоре, разочаровавшись в идеях Октября, эмигрировала на Запад. Там Голанчиковой пришлось нелегко – приходилось подрабатывать даже в такси. В 1961 году отважная русская авиатрисса скончалась на чужбине, в Нью-Йорке.

Евдокия Анатра: Недосягаемая высота

Отдельно стоит упомянуть Евдокию Анатру, которая происходила из старинного рода обрусевших итальянских купцов и моряков. Она приходилась родственницей Артуру Анатре, который был одним из основоположников русской авиации и даже построил завод по постройке аэропланов, а также открыл лётную школу. Юная Евдокия Анатра прославилась тем, что в 1913 году установила мировой рекорд высоты полёта среди женщин: авиатрисса поднялась на 3000 метров над землёй.

О дальнейшей её судьбе, к сожалению, ничего не известно.

Софья Долгорукая: Вместо любви и признания – могила в чужой земле

Самая необычная, полная взлётов и падений – во всех смыслах этого словосочетания – участь досталась княгине Софье Долгорукой. Она принадлежала к старинному роду Бобринских – её предком был тот самый Алексей Бобринский, по легенде внебрачный сын Екатерины II. А значит, в жилах бесстрашной русской авиатриссы текла самая настоящая царская кровь.

Софья Алексеевна отличалась чрезвычайным умом, и было в кого: её мать, Надежда Половцева, была одной из первых в России женщин-астрономов, а отец, Алексей Александрович Бобринский, – знаменитым археологом. С юности Софья отличалась любовью к точным наукам, при этом блестяще писала, свободно говорила на нескольких языках (шведский, например, выучила просто «от нечего делать»).

В начале XX века графиня Бобринская, на тот момент уже княгиня Долгорукая (в 1907 году она вышла замуж за князя Петра Долгорукого), работала в качестве военного хирурга. Несколько лет провела на Балканах, а в Сербии отважная княгиня даже открыла больницу для заразившихся холерой – в те годы там свирепствовала эпидемия. За свой бесстрашный труд русская княгиня удостоилась награды из рук сербского короля Петра I.


Король Сербии Пётр I был восхищён отвагой русской княгини, спасшей тысячи сербов от холеры.Фото: Globallookpress

Но настоящей мечтой Софьи Алексеевны были самолёты, а также автомобили. Кстати, Долгорукая стала единственной женщиной среди 48 участников Киевского автопробега 1910 года. Это было ралли протяжённостью 3200 км на приз Его Императорского Величества Николая II.

В 1912 году Софья Долгорукая получила начальную лётную подготовку во Франции у того самого Луи Блерио, который первым пересёк Ла-Манш на аэроплане. Затем окончила школу пилотов Императорского Всероссийского аэроклуба – и попросилась на войну. Однако воевать ей запретили, разрешив лишь поступить на фронт сестрой милосердия, что она и сделала.

Впрочем, полетать княгине всё-таки довелось: по приказу Керенского женщинам разрешили служить в армии, поэтому Долгорукой удалось сделать несколько боевых вылетов. В 1918 году княгиня, уже к тому времени разведённая, повторно вышла замуж за князя Петра Волконского, а затем уехала в Лондон, к дочери от первого брака. Но в 1921 году большевики арестовали Петра Петровича, и княгиня примчалась из Лондона, чтобы вызволить любимого.

Вот что она писала в своей книге «Горе побеждённым» о своей поездке на родину:

В Гатчине… остановились у моей бывшей квартирной хозяйки, г-жи Пусевой. Два года назад я тренировалась на лётчика в Гатчинской военной школе и прожила у неё всё лето, снимая для себя нижний этаж дачи. Какое хорошее это было время! Полёты два раза в день: под вечер и рано утром, на рассвете. Солнце только встаёт, над землёй ещё держится легкий туман, а наверху уже ясно. Нервы взвинчены, душа наслаждается: так спокойно и так одиноко. А потом, выключив мотор, долгий планирующий спуск – вниз, на землю. Это было два года назад. Многое, очень даже многое может измениться за два года.

Мужа авиатриссе удалось спасти, и они вместе покинули страну. Больше Россию они не видели. Оба супруга вынуждены были в эмиграции браться за любую работу: княгиня Волконская-Долгорукая была таксистом, а её супруг брал заказы на переводы, работал простым клерком и даже подвизался в казино.

В своих воспоминаниях Софья Алексеевна рассказывала о том, как они с мужем пытались выжить на чужой земле:

Дальше? Дальше Европа, большие надежды, ещё большие разочарования… деньги разошлись, нищета… Преподавание гимнастики, ухаживание за больными в Ницце, кинематографические съёмки в роли статиста, чтение вслух слепому банкиру, экзамен на шофёра, такси в Париже… И тоска, тоска бесконечная.

В 1949 году трудный жизненный путь русской княгини-авиатриссы окончился: она скончалась в Париже, где и была похоронена. После неё осталось несколько стихотворений и книга воспоминаний, которую, несмотря на высокую художественную и историческую ценность, современники не оценили.


Одна из первых русских авиатрисс прожила остаток лет в эмиграции и похоронена на одном из парижских кладбищ. Фото: E. Teister/Globallookpress

Вот что написал на смерть княгини Волконской поэт Серебряного века Георгий Иванов:

Из нашей жизни ушла замечательнейшая русская женщина, необыкновенно одарённая и своеобразная. В любой стране ум, литературный талант, душевная исключительность и энергия покойной С.А. Волконской обратили бы на неё всеобщее внимание, поставили бы её на заслуженную высоту. В любой «своей» стране. Но ведь она долго жила и умерла не в своей стране. И вот, вместо любви и признания, могила в чужой земле, тетрадь своеобразных, острых, блестящих стихотворений, из которых всего одно или два были где-то случайно напечатаны, изданная по-русски и по-английски интереснейшая и всё-таки не пробившая стены читательского равнодушия и духовной глухоты книга, да ещё ряд статей и литературных обозрений.

Сегодня, в век равноправия полов, никого не удивляет даже женщина, ведущая ледокол, или женщина-космонавт. Тем не менее невозможно не восхищаться мужеством и самоотверженностью русских женщин, покоривших небо тогда, когда большая часть человечества ещё только мечтала подняться в облака.

Автор:
Светлана Улитина