Событием июня на Украине могла бы стать программа правительства, призванная стимулировать экономику для преодоления последствий эпидемии коронавируса. Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль заявлял, что основой антикризисного плана страны станет принцип приоритета украинского производителя, и называл это «здоровым экономическим национализмом». Ссылался на то, что «это стратегия многих стран, и мы также будем двигаться в этом направлении».

Могла бы, но не стала. 18 июня Верховная Рада за программу Шмыгаля не проголосовала. А это, к слову, уже второй вариант, первая безуспешная попытка была апреле. К июню министры раздули документ с 10 до 85 страниц, однако это не помогло: за новый вариант «плана Шмыгаля» проголосовали лишь 207 депутатов при необходимом минимуме в 226 голосов. Сам премьер-министр объяснил этот провал нежеланием депутатов создавать ситуацию, при которой правительство невозможно отправить в отставку (оно получает годовой иммунитет только при утверждении парламентом программы). Также он заявил, что всё равно будет работать по разработанному плану (несмотря на то, что он провалился в Раде). Поэтому имеет смысл присмотреться к «плану Шмыгаля», чтобы понимать, чем будет занято правительство в ближайшее время и какие задачи оно перед собой ставит.

Хотя ответственность за состояние дел в стране Шмыгаль сразу со своих плеч снял: в программе указывается, что «сдерживает развитие украинской экономики» Россия. А словосочетание «российская агрессия», как подсчитало интернет-издание «Страна», встречается в тексте документа 25 раз. Ну чтобы сразу было ясно, кто во всём виноват, и это, разумеется, не украинские министры с премьером во главе, а Россия. Она – больше всего, а ещё  мировой экономический кризис и пандемия коронавируса. В общем, обложили Шмыгаля со всех сторон и не дают ему, бедолаге, развернуться и «приблизить стандарты жизни украинцев к европейскому уровню»: с одной стороны, Россия «сдерживает», с другой – вирус атакует,  а уж что в мире делается – и подумать страшно. А посему, прогнозируют специалисты Шмыгаля, жить по-европейски украинцы смогут к 2030 году, а пока что в году нынешнем экономика упадёт до уровня 2015 года. Придётся жителям Украины сначала упасть, а потом уж лет через десять взлететь. По-другому не получится.

Программа содержит три раздела. Первый составляет краткосрочные инициативы в ответ на COVID-19. Среди них обеспечение безопасного функционирования экономики, поддержка отраслей экономики и защита их товаров, работ и/или услуг от их импортных альтернатив, которые поставляются на территорию Украины с учетом международных договоров и обязательств.

Шесть секторов экономики, по «плану Шмыгаля», будут поддержаны: промышленность (крупные предприятия), сельское хозяйство, энергетика, транспорт и инфраструктура, информационно-коммуникационные технологии, сфера услуг (торговля, гостинично-ресторанное дело, образование, креативные индустрии, личные услуги).

Прямо скажем, не совсем ожидаемая реакция нынешнего украинского правительства на последствия экономического кризиса. Ведь ещё год назад власти страны официально декларировали либерализацию экономики. Партия «Слуга народа», от которой Владимир Зеленский баллотировался в президенты Украины, объявила себя либертарианской, а также выступила против большинства ограничений на внешнеэкономическую деятельность.

Эксперт Экономической экспертной платформы Владимир Дубровский в интервью украинскому изданию LIGA.net отметил, что «у любой сложной проблемы есть хотя бы одно неправильное решение. Акцент на поддержку своего производителя и создание рабочих мест – как раз оно».

«Как справедливо заметил премьер-министр, не он первый придумал «экономический национализм», многие страны его пытаются исповедовать, – комментирует программу Дубровский. – Вопрос только в том, с какими результатами?

Здесь самое время напомнить, что государство может «поддержать» бизнес только ценой какого-то другого бизнеса. Так что если объектом заботы становятся старые отрасли, это происходит за счёт новых. То есть на самом деле это политика экономического развития наоборот».

Идеи «экономического национализма» тут и там блуждали в Украине и при Петре Порошенко. Сейчас же к этим идеям вернулись, ведь под «поддержкой отечественных фермеров» можно лоббировать любое производство в стране.

Государственная помощь фермерам в Украине, к слову, действительно низкая (на уровне 0,5% от аграрного ВВП). В Канаде, например, бюджет дотаций фермерам составляет 9% от аграрного ВВП, а это около 6 млрд долларов. Но входит ли реальное развитие агропромышленного сектора страны в план «экономического национализма»?

Депутат от фракции «Слуга народа» Александр Дубинский не голосовал за программу премьер-министра, поскольку считает его «вороватым», а сама программа, по его мнению, приблизит Украину к дефолту.

«В этой связи есть ощущение, что очередная цель правительства, которую будет не очень трудно достичь по одной простой причине: в стране, где не будет никакого предприятия, кроме госпредприятий в недалеком будущем, и каких-то больших монопольных олигархических компаний, в том числе аграрных, можно будет показать любую цифру в Dоing Business», – заявил он.

По его словам, когда он читает те предложения, о которых говорит Шмыгаль, то он видит «очередную попытку обмануть украинский парламент и народ».

«Да не имеет ни одного шага, который позволил бы исправить ситуацию в экономике. Голосование за программу правительства нам нужно для того, чтобы поставить точку в вопросе, есть ли у Шмыгаля годовой иммунитет об отставке. Провал голосования за эту программу будет означать начало момента поиска нового премьера», – отметил Дубинский. Так и случилось.

Также в эфире телеканала «НАШ» депутат заявил, что «не хочет нести ответственность за вороватого премьера».

Инвестбанкир Сергей Фурса называет экономический национализм от Шмыгаля очередным опасным популизмом:

«Правительство решило продать населению свою программу, основав ее на тезисе об «украинском экономическом национализме». Приправив это сентенцией «так все делают». Что такое экономический национализм – это новое название для старого обычного протекционизма. Украинцы его вдоволь уже видели. Например, на рынке автомобилей, когда помогали отечественному производителю. Кажется, это никому не нравилось, кроме этого производителя, который, так и или иначе, всё равно умер. Тоже ему не помогли. А лишь продолжили его жалкое существование, породив после этого кучу металлолома на дорогах – как отечественного производителя, так и от евробляхеров.

Почему это плохо? Потому что это вредно для экономики. Да, тезисы могут быть популярны. В каждой стране избиратели охотно аплодируют политику, который за своих и против чужих. Протекционизм вреден. Как это действует? Очень просто на самом деле. Во-первых, это приводит к росту цен. Ибо вы ограничиваете некий импорт, который был дешевле украинского аналога. К чему это приводит? К тому, что украинцы -– или бизнес, или население – сталкивается с ростом цен. Потому что более дешёвого товара нет. А есть дороже. Рост цен приводит к общему росту инфляции…»

В условиях, когда размер дефицита государственного бюджета больше чем все кредиты, которые Украина планирует получить от международных инвесторов, в том числе и МВФ, говорить о поддержке отечественного производителя уже, так выходит, не логично. Государство не может себе этого позволить, ибо тут же получит и растущие цены, и претензии кредиторов, политика которых в отношении Украины не предполагает «украинского экономического национализма».

Но вот выстраивать собственное экономическое лобби при политике «нового натурального хозяйства» бывшим либертарианцам очень даже выгодно.

Артём Бузила, Ирина Лагода

Артём БУЗИЛА