Расовые антирасистские волнения в США происходят регулярно, потому что такова природа капитализма. Американское государство формировалось путём геноцида коренного населения на основе идей расового превосходства и строилось руками миллионов африканских рабов, лишённых элементарных человеческих прав. Об этом в комментарии ИА «Антифашист» подчеркнула политолог, секретарь ЦК ОКП Дарья Митина.

«Также не стоит забывать о том, что американская полиция изначально создавалась для отлова беглых рабов и поначалу служила частной армией для охраны покоя и благосостояния землевладельцев и капиталистов… Таким образом, «отмазывать» полицейского, убившего в Миннеаполисе Джорджа Флойда, ринулись все властные структуры, продвигая, что тот умер своей смертью от сердечной недостаточности. Сразу же изобретается тысяча и одна причина, почему он, собственно говоря, должен был быть убитым, какой он плохой — и рецидивист, и фальшивомонетчик… Тем не менее, это не смогло заслонить главного: то, что человек был убит, и что это совершенно незаконные действия, тем более, что сам убийца-полицейский уже неоднократно был замечен в насилии и убийствах нескольких человек, но его не удавалось привлечь к ответственности. Сейчас его взяли под стражу только после того, как протесты распространились на энное количество городов и штатов», — отметила Дарья Митина.

По её словам, политическая система США устроена таким образом, чтобы не предоставлять возможность легальному выходу политической активности граждан, по причине чего вся протестная энергия концентрируется в нелегальном поле — в ходе уличных противостояний.

«Парламентская система США не заточена под то, чтобы давать различным этническим и конфессиональным расовым социальным группам проявлять себя, поэтому единственная форма протеста у них уличная. Как говорил в своё время Мартин Лютер Кинг, «то, что вы называете беспорядками, — это единственный язык, оставшийся у тех, кого никто никогда не слышит». Поэтому мы можем сочувствовать тем или иным проявлениям антирасистского сопротивления, но, с другой стороны, мы должны понимать, что любой такой бунт несёт немало побочных эффектов. По телевизору же нам показывают исключительно издержки — погромы и грабежи, а хотелось бы видеть полную картину происходящего», — подчеркнула политолог.

По мнению Дарьи Митиной, нынешнее стихийное восстание в США возглавить некому, потому что все организации, которые в 1960—1970 годах боролись за права чернокожих, организовывая многомиллионные походы на столицу, попали под влияние Демократической партии США.

«… Вся эта протестующая масса в конечном итоге стала электоратом Демократической партии, которая не проголосует за Трампа. Левое движение, социалистическое и коммунистическое в Штатах, к сожалению, крайне маргинализовано. Компартия США — немногочисленная, она насчитывает около трёх тысяч партийцев на всю страну и фактически превратилась в совет ветеранов при Демократической партии. Поэтому политической субъектности у этого движения пока нет. Но, может быть, она появится… В данном случае никакого просвета ожидать не приходится.

Хотя капитализм имеет такое свойство: каждый кризис сильнее предыдущего. Поэтому, рано или поздно, количество должно перейти в качество, вот тогда будет совсем другой уровень политической активности и совсем другое представление американского населения о том, что происходит. Ведь очень многие там верят официальной пропаганде, которая строится таким образом, чтобы разогревать расовые противоречия. Чёрные противопоставляются белым, хотя на этот раз протест не носит исключительно чёрный характер: в нём принимают участие много белых, поддерживающих из чувства солидарности, а не из-за причастности к чернокожей общине», — отметила Дарья Митина.

По словам политолога, в России такая движущая сила в начале XX века нашлась в виде партии большевиков, а сейчас такой силы нет, и даже отсутствует какая-либо организация, которая могла бы на неё претендовать.

«К примеру, парламентская КПРФ уже давно не рассматривает себя в координатах революции, бездарно спекулируя на наследии своих предшественников. Маленькие же партии пока не набрали веса в обществе. Сейчас, мне кажется, самый неблагоприятный период для каких-то позитивных перемен в России. Если обозначить параболой, то мы находимся в самом её низу, ну, может быть, чуть-чуть начинаем приподниматься. Если проводить параллели с началом прошлого века, то мы находимся где-то в 1912 году — в самой глубокой «революционной заднице». И как скоро мы будем по этой параболе выбираться вверх, зависит от многих факторов. Но пока что, к сожалению, движения вверх я не вижу», — считает Митина.

Тем не менее, эксперт не исключает попытки заполучить эффект «из искры возгорится пламя» на территории России.

«Вспомним, как 9 лет назад начинались события на Ближнем Востоке. В принципе, сценарий был похож на нынешний американский: там тоже всё начиналось с отдельно взятого человека в Тунисе, которого ударил полицейский. С этого, собственно, и завертелась «арабская весна», повлёкшая ряд революций в разных странах. Да и в тех же США сейчас просто спичку поднесли — и всё вспыхнуло. В принципе, в России тоже может так произойти — спичку поднеси, и полыхнёт. Но Россия — слишком огромная страна, поэтому маленькая вспышка не возымеет огромного резонанса и того эффекта, который она имела в других странах. Поэтому в ближайшие 3—5 лет ничего революционного в России я не вижу», — резюмировала Дарья Митина.

Оксана Шкода