Тревожная статистика пришла из Госказначейства Украины. По итогам последнего месяца весны, общий фонд бюджета получил 63,9 млрд. гривен, а это на 32,3% меньше, чем по итогам мая 2019 года. Становится очевидным, что ситуация развивается по сценарию, который стремительно ломает все предшествующие прогнозы о возможных потерях. Учитывая, что чудесного восстановления экономики не предвидится, отныне всё зависит от действий, которые предпримут власти.

Стоит отметить, что в самом Госказначействе нехорошие показатели особых опасений не вызывают. Ведь по данным ведомства, майские итоги отстают от плана текущего года всего лишь на 2,2%. В целом в январе—мае 2020 года в госбюджет поступило 388,2 млрд. гривен, что на 10,1% меньше плана — и это тоже не выглядит, как серьёзная проблема.

Однако следует напомнить, что не далее, как в марте украинское правительство пересмотрело ключевые параметры госбюджета. Так, согласно новой версии документа, в 2020 году государственные доходы уменьшатся на 119,7 млрд. гривен, что на 11% ниже изначального доходного плана. В свою очередь, дефицит бюджета был увеличен свыше, чем втрое — с 96,3 млрд. гривен до 298,4 млрд гривен. Кроме того, под бюджетный нож попали социальные расходы. В частности, расходы на предоставление льгот и субсидий населению на оплату услуг ЖКХ. Также были уменьшены расходы на образование, культуру и ряд региональных программ. И как недавно заявил министр финансов Сергей Марченко, это был не последний пересмотр бюджета.

Есть и ещё один нюанс. В январе—мае 2020 года главной опорой госбюджета явились займы и внешняя помощь в виде небольших траншей Евросоюза и Всемирного банка. Не стоит забывать и о деньгах, отсуженных у Газпрома в Стокгольме. За счёт этого выигрыша Нафтогаз внёс свою лепту в финансирование бюджета Украины, купив гособлигаций на сумму 20 млрд. грн. (около 800 млн. долларов). Суммарно в бюджет поступило заёмных средств примерно на 135 млрд. гривен. А это порядка 35% от общей суммы бюджетных поступлений за пять месяцев года. То есть выходит, что более чем треть бюджета заимствована, и её нужно будет вернуть в будущем.

Более адекватно ситуацию с бюджетом отражают данные таможенной статистики. В частности, по итогам мая-2020 таможня обеспечила только 18,6 млрд грн. поступлений, что на 32% меньше результатов за май 2019 года. Ранее в апреле таможенники принесли в казну только 19,6 млрд. грн., что меньше прошлогоднего апрельского результата на 22,7%. Учитывая, что таможенные платежи обеспечивают 35—40% всех доходов бюджета, ситуация складывается весьма тяжёлая. Тем более, что таможня обеспечивает приток валюты, которой Украина расплачивается по внешним долгам. И если гривны для бюджета можно напечатать, то совсем другая история с валютой.

Между тем, падающий экспорт уже ударил по промышленности. В частности, по итогам апреля объём промышленного производства обвалился на 17% по сравнению с апрелем 2019 года.

Чем же намерены на эти вызовы ответить в Киеве?

На днях в правительстве был анонсирован план по восстановлению украинской экономики и промышленности. Предлагаемые меры весьма разнообразны, а главное крайне актуальны. К примеру, предусмотрена целая программа локализация производства для машиностроительной отрасли. В частности, по выпуску тепловозов, железнодорожных вагонов и общественного транспорта. Кроме того, власти готовы оказать протекцию местному производству, повысив импортные пошлины, а также ввести компенсацию по кредитам для покупателей украинского оборудования. Также планируется снизить тариф на железнодорожные перевозки. В арсенале мер присутствует и широкий набор различных налоговых и кредитных стимулов. Словом, правительство анонсировало эдакий аналог «нового курса Рузвельта».

Однако с «курсом Рузвельта», точнее с «курсом Зеленского» есть проблема. Дело в том, что незадолго до оглашения плана по спасению экономики в Киеве был подписан новый меморандум с МВФ. Как выяснилось, власти вновь должны исполнить очередные требования. И это, несмотря на то, что ранее была начата земельная реформа и приняты поправки в банковское законодательство (Антиколомойский закон).

Характерно, что новые требования МВФ до боли типичные. Первое — это ужесточение налоговой политики, что выльется в банальное повышение налогов. И это требование понятно, ведь текущая дыра в бюджете является противопоказанием для кредитования, и в перспективе её необходимо будет закрыть. Для этого продолжится и сокращение расходов бюджета. В частности, МВФ ждёт от властей дальнейшего повышения пенсионного возраста с целью сокращения расходов пенсионного фонда. В сфере медицины Украины взяла на себя обязательства продолжать печально знаменитую реформу экс-главы Минздрава Ульяны Супрун. Аналогичная реформа продолжится и в сфере образования — страну ждёт ещё одна волна закрытия школ и ВУЗов. Ну и, конечно же, продолжится работа над приведением тарифов на газ и ЖКХ в соответствие с рыночным уровнем, то есть в сторону их дальнейшего увеличения.

Исходя из нового меморандума с МВФ, возникает вопрос, как эта политика сочетается с разработанной программой спасения экономики?

Очевидно, что она радикально противоречит ей. Совершенно непонятно, откуда власти будут изыскивать дополнительные бюджетные средства на реализацию пакета протекционистских мер, если любые дополнительные расходы согласно МВФ нужно будет купировать. Ещё менее понятно, как повышение импортных пошлин будет сочетаться с зоной свободной торговли в рамках ЕС.

Впрочем, одно здесь понятно точно — реализовывать план антикризисных мер правительства ценой разрыва отношений с МВФ и ЕС в Киеве не намерены. Без валютных инъекций со стороны фонда и других кредиторов Украина не сможет свести бюджет даже с текущим утроенным дефицитом в 300 млрд. гривен. Тем более, что львиная доля расходов бюджета — это обязательства по госдолгу, неуплата которых ведёт к неминуемому дефолту. И выбирая между спасением экономики и отношениями с МВФ, украинские власти, конечно же, выберут второй вариант.


Дмитрий Заворотный