На днях в Москве случился очередной «мигрантский бунт». 16 мая несколько сот азербайджанских продавцов штурмовали здание администрации рынка «Фуд-сити», недовольные повышением арендной платы за места. Подъехавшие несколько экипажей полиции даже не рискнули выйти из машин, пытаясь через громкоговорители убедить горячих закавказских парней разойтись.

Недоразумение вышло

Закончилось всё предсказуемо: на пути взбунтовавшихся торговцев встал охраняющий рынок местный ЧОП и принялся колотить их дубинками, на что, кстати, по закону права не имел. Далее всё пошло по накатанной схеме. Телеканалы в своих репортажах подавали случившееся как досадный инцидент. Администрация рынка по ходу выдавала маловразумительные объяснения по поводу того, что её не так поняли, и всё дело – в оплате неких новых организованных ею торговых мест, а аренду вроде как и повышать не собирались. В общем, общая направленность в информационном поле была такова: показать событие и забыть. И пусть эти азербайджанцы сами между собой разбираются.

Ну а что недовольны мигранты – тоже понятно: все тяготы и упущенные выгоды от карантина арендодатели и работодатели в первую очередь стремятся переложить на них. Случилась же недавно массовая драка в Дмитрове у складов комплекса «Белый Раст» между грузчиками-славянами и уволенными по «карантинной оптимизации» грузчиками – гастарбайтерами, возмутившимися, что на сей раз почему-то первыми уволили их, а не русских. Вот и инцидент у «Фуд-сити», наверно, из той же серии…

Однако, думается, что проблема здесь гораздо глубже, чем заурядный бунт мигрантов, страдающих от алчности арендодателей и карантинных мер московских властей, резко сокративших прибыли от торговли. Ведь бунтовали-то на «Фуд-сити» не предприниматели, арендующие торговые точки, а фактически наёмные работники, за «долю малую» реализующие через рынок переданный им товар, и именно по причине урезания этой и без того невеликой доли устроившие бузу, пренебрегая и карантином, и «безопасной дистанцией», и нарушением закона. Причём почему-то сплошь азербайджанцы (ни одного русского!) и сплошь молодые мужчины.

Давайте разбираться

Итак, «Фуд-сити» – крупнейший оптово-розничный продовольственный центр России, раскинувшийся на площади чуть ли не в 120 га. Как удалось пробить разрешение на создание продовольственного рынка там, где он сегодня находится, – остаётся только догадываться. Мало того, что в непосредственной близости – магистральный газопровод высокого давления, любая авария на котором приведёт к массовым жертвам, а непосредственно над рынком проходит линия электропередачи. Так с другой стороны ещё и знаменитая Саларьевская свалка, гниющие отходы которой распространяют вокруг ядовитые вещества, газы – метан, радон, диоксид углерода с мусорной жижей.

фуд-сити

«Фуд-сити» – крупнейший оптово-розничный продовольственный центр России. Фото: Андрей Никеричев / АГН «Москва»

По информации ряда СМИ, сам рынок – типичный «гадюшник»: там трудится куча нелегалов, многие – без медицинских книжек, торгуют часто контрафактом. Здесь же за малую денежку делают «сертификаты» на любую продукцию. В 2015 г. от алкоголя, приобретённого на оптовом складе «Фуд-сити», в Подмосковье погибли несколько человек. Но дело замяли, да и сегодня закрывать на карантин рынок мэрия не стала, потому как рынок этот – «социально значимый объект».

Что касается арендной платы, то бухгалтерию рынка (тем более «чёрную») нам, разумеется, никто не показывал, но, как утверждает ряд информресурсов, расценки примерно следующие. Бунт недаром уже окрестили «паллетным»:

«Паллета» – это такой деревянный ящик, всё равно с чем, за который торговец обязан был платить 1,5 тыс. рублей в день, а теперь цену, согласно данным РБК, подняли до 2 тысяч. Плюс цена одного торгового места тоже поднята с 5 до 7 тыс. руб. А чтобы «войти» на «Фуд-сити», как говорят, плата составит целых 50 тысяч. Согласитесь – на круг выходит немало.

Кстати, прошлой весной в «Фуд-сити», в ТЦ «Москва» и на рынке «Садовод» уже проводились облавы на нелегальных мигрантов, что многие связывают с массовой поножовщиной со стрельбой, случившейся 8 марта на Белореченской улице: таджики и кавказцы выясняли, кому стоять на точках такси у рынка.

Но что интересно – все эти торговые центры, кстати, принадлежат одним и тем же хозяевам, а именно – Году Нисанову и Зараху Илиеву. Вот о них-то есть смысл рассказать чуть подробнее.

Сверхуспешные бизнесмены

Год Нисанов и Зарах Илиев, носящие негласный титул «королей российской недвижимости», – земляки, родом из азербайджанского села горских евреев (татов) Красная Слобода, являющегося, как говорят, мировым лидером по числу сверхбогатых людей на душу населения.

В начале 90-х оба перебрались в Москву и начали свой бизнес, а в 1992 г. зарегистрировали свою компанию «Киевская площадь», ставшую крупнейшим владельцем коммерческой недвижимости в России. В значительной степени бизнес-успешности земляков способствовала весьма влиятельная и в России, и в Азербайджане община татов – горских евреев, в деятельности которых Нисанов и Илиев активно участвовали: именно благодаря их усилиям в Москве открыта еврейская школа «Хедер Менахем», Общинный центр Объединения горских евреев и т.д., а Год Нисанов в 2014 году был выбран вице-президентом Всемирного еврейского конгресса.

Но и община не осталась в долгу – именно с её подачи развернулся бизнес двух молодых предприимчивых людей из Красной Слободы. Точнее – с подачи некоторых её влиятельных членов, в частности – знаменитого Тельмана Исмаилова – «некоронованного короля Москвы», при приезде которого в «первопрестольную» сам московский мэр Лужков мчался встречать его в аэропорт. А объектом их бизнес-партнёрства стал, в частности, знаменитый Черкизон.

Сегодня группа «Киевская площадь» в рейтинге 200 крупнейших частных компаний России находится на весьма заметной 74-й позиции. В её империю помимо «Фуд-сити» входят столичные рынки «Садовод», «Москва», ТЦ «Европейский», гостиница «Украина», спорткомплекс «Олимпийский», часть международного делового центра «Москва-Сити», эскадра ледокольных яхт на Москве-реке, мебельный центр «Гранд», ТЦ «Панорама», бизнес-центр «Косинская плаза», Интерпромбанк, рестораны «Венеция», «Шашлык-машлык», «До» и т.д. и т.п. Годовой доход компании только от сдачи площадей в аренду составляет по разным оценкам около 1,5 миллиарда долларов.

Однако при всех своих бизнес-достижениях и запредельном богатстве оба земляка-миллиардера репутацию имеют весьма спорную: им приписывают связи с «ворами в законе» и лидерами этнических ОПГ, подозревают в заказных убийствах и фактическом выстраивании на территории их торговых объектов «мафиозной вертикали», участии в незаконном выводе за границу наличности, потворству нелегальной иммиграции и других не менее малосимпатичных действиях. В частности, утверждают, что именно «Садовод» и «Фуд-сити» были пионерами в предложении покупки криптовалют, которые приобретались на большую часть выручки (оборот до 600 млрд рублей в месяц), и таким образом неучтённая рыночная наличность после конвертации в криптовалюту выводилась из страны.

В итоге даже нынешние олигархи – люди далеко не безгрешные, забыв о любой «классовой солидарности», предпочитают от владельцев «Киевской площади» демонстративно дистанцироваться. В частности, близкие к президенту братья Ротенберги. Насколько обоснованны причины для подобной неприязни, не позволяющей Илиеву и Нисанову, несмотря почётные 37-е и 38-е места в российском списке «Форбс», войти в число «околокремлёвских» олигархов, попробуем понять, снова заглянув в недалёкое прошлое.

Призрак Черкизона

Черкизовский рынок (в народе — Черкизон) стал своеобразным символом «лихих 90-х». Это был крупнейший (тоже «крупнейший»!) по обороту центр мелкооптовой торговли в России, всецело контролировавшийся этническими ОПГ и по праву считавшийся центром криминальной жизни столицы. Помимо практически повсеместной торговли контрафактом, здесь торговали наркотиками, а рэкет, убийства, похищения и грабежи, не говоря о банальных драках, были обычными повседневными явлениями.

При этом тронуть ни от кого не скрывавшийся главный московский «гадюшник» не мог никто, ибо принадлежал он «некоронованному королю Москвы» Тельману Исмаилову, о почти братских отношениях которого с мэром Лужковым («старшим» из двух «братьев» был, разумеется, Тельман) уже говорилось выше. А компаньонами всесильного Тельмана в этом высокодоходном деле были… Год Нисанов и Зарах Илиев, нынешние владельцы «Фуд-сити».

Тельман ИсмаиловТельман Исмаилов считался «некоронованным королём Москвы». Фото: Pravda Komsomolskaya / Globallookpress

Но времена менялись, и 16 июля 2009 г. решением московского правительства рассадник этнического криминала наконец был закрыт, в результате чего более 100 тысяч(!) мигрантов лишились работы, хотя по официальным данным рынок предоставлял лишь 14,2 тысячи рабочих мест.

Впрочем, Черкизон не погиб, а всего лишь ушёл в подполье – в буквальном смысле слова. Под территорией рынка ещё с давних советских времён располагались огромные подземные бункеры, куда и переместились тысячи мигрантов, образовав огромный подземный город. Именно в это «подполье» переместились многие сотрудники Черкизовского рынка. Естественно, там же, как и прежде, решались многие криминальные проблемы Москвы. Там работали обширные заводские цеха с оборудованием по производству контрафакта, где, месяцами не поднимаясь на поверхность, в жутких условиях работали тысячи китайцев и вьетнамцев, среднеазиатов и Бог знает, кого ещё. Имелись жилые помещения, свои бордели, кафе и даже курятник. Владельцы «подземного Черкизона», надо думать, были всё те же, хотя в данном случае они себя не афишировали.

При этом Юрий Лужков с 2010 года мэром уже не был, но и с новыми московскими властями, как видно, хозяева нашли общий язык, и «новый Черкизон» несколько лет «не замечали» точно так же, как и прежний. Возможно, он существовал бы и до сих пор, если бы 13 июля 2013 года туда не был проведён рейд УВД ВАО и ФМС Москвы совместно с общественными патриотическими организациями ВПК «Резерв» и «Светлая Русь» (своих полицейских привлекать в качестве «пехоты», как видно, побоялись).

Очевидно, связано это было с начавшейся в 2015 году атакой на бизнесы, принадлежащие Исмаилову. Именно в ходе того рейда был «обнаружен» упорно не замечавшийся властями подземный город, задержано около 300 нелегалов из Средней Азии, а также — Египта и Сирии.

Впрочем, возможно, рейд этот так и остался бы разовым набегом на «запретную территорию» и всё было бы привычно замято, если бы среди задержанных сирийцев не оказались исламисты, воевавшие в Сирии против Асада, а наряду с сумками наркоты не была изъята пропагандистская исламистская литература на русском языке. И, кроме того, – картотека одного из столичных районных управлений ФСБ, информация о чём была доведена организаторами рейда до самых верхов. После чего буквально через день была организована настоящая облава на «Нью-Черкизон» с участием ОМОНа, и «подземный город» перестал существовать.

«I’ll be back» (я вернусь)!

Впрочем, перестал ли?! Так, принадлежащие Нисанову с Илиевым ТЦ «Москва» и «Садовод» ещё раньше, после ликвидации в 2009 г. легального Черкизона, приютили его продавцов, большинство из которых – это торгующие ширпотребом китайцы, нанимающие среднеазиатских гастарбайтеров в качестве продавцов. Когда они же открыли «Фуд-сити», туда перебежали торговцы с печально известной Бирюлёвской базы, разгромленной русской молодёжью в октябре 2013 г. после резонансного убийства русского парня мигрантом-азербайджанцем, изловить которого МВД смогло, только пригрозив крупными неприятностями азербайджанской диаспоре. Так что создание «Фуд-сити» вполне можно считать ещё одной реинкарнацией неубиваемого Черкизона. Благо, владельцы всё те же.

При этом, по информации многих СМИ, в привлечении арендаторов Нисанову с Илиевым активно «помогали» этнические ОПГ, в частности, известного «вора в законе» Ровшана Ленкоранского (Ровшана Джаниева), имевшего долю и торговые точки в «Фуд-сити». Джаниев, кстати, в 2016 г. убит был киллерами в Стамбуле, и одной из версий назывался конфликт с владельцами рынка, решившими урезать долю, которую этот «авторитет» получал от «крышевания» «Фуд-сити».

фуд-сити«Фуд-сити» вполне можно считать ещё одной реинкарнацией неубиваемого Черкизона. Фото: Сергей Ведяшкин / АГН «Москва»

Верится в это легко, ибо сам рынок поставок овощей в многомиллионную Москву делили не менее жёстко, чем ту же «нефтянку». Последнего русского директора овощебазы Петра Родькина убили вместе с женой в 2002 году за отказ передать базу в Долгопрудном закавказским ОПГ. И это далеко не единственные жертвы передела «плодоовощной сферы», ибо снабжение овощами 15-миллионной Москвы – это «золотое дно». Сегодня практически все овощебазы поделены и контролируются этническими ОПГ, в основном – закавказскими. Разумеется, тут же был поставлен надёжный барьер перед подмосковными сельхозпроизводителями, желающими сбывать свою продукцию в Москве – брали её базы исключительно у «своих» единокровных оптовиков, плативших производителям жалкие копейки. Далее пошёл следующий этап экспансии – подминание теми же этническими кланами продовольственных рынков.

То есть между производителем продуктов и потребителем выстраивалась в основе своей паразитарная и при этом вполне этнически однородная цепочка из трёх звеньев:

• «оптовиков», при помощи коррумпированных властей и правоохранителей монополизировавших все закупки для города;
• покупающих только у них хозяев овощебаз;
• и хозяев продовольственных рынков, получающих от них товар и реализующих его силами нанятых ими «земляков» (взбунтовавшиеся на «Фуд-сити» продавцы были как раз из этой категории) или среднеазиатов.

При этом на каждом этапе цепочки кратно растёт цена (в Тамбовской области кило картофеля закупают не дороже 5 рублей), и с каждого звена идёт отчисление закрывающим на всё глаза властям и правоохранителям, а также — в «общак» этнических ОПГ.

В итоге все довольны – кроме нас с вами. Мы с вами помимо того, что платим за всё это, получаем новые «черкизоны» в наших городах со всеми сопутствующими «прелестями» в виде районов, куда русскому страшно войти, этнического криминала, наркоторговли, а в перспективе – гнёзд шпионажа и исламистских террористических ячеек. Причём получаем мы всё это в исполнении рядовых гастарбайтеров, которых периодически хватают, сажают или выдворяют. Те же, кто стоят за этой насквозь криминализированной системой и являются её главными бенефициарами, считаются респектабельными бизнесменами, гордостью соответствующих общин и даже лучшими людьми страны, получающими госнаграды (как, например, Год Нисанов) из рук самого президента.

Как тут не вспомнить старый советский анекдот про работницу завода швейных машинок, которая постоянно воровала детали, производимые в разных цехах, в надежде собрать себе швейную машинку дома. Но получался у неё почему-то всякий раз автомат Калашникова. Вот в точности так же у гг. Нисанова и Илиева, не в обиду им сказано, что бы и на сколь бы высоком и респектабельном уровне они ни делали, по внутренней сущности и духу получится всё тот же Черкизон. Не потому, что они плохие бизнесмены, а потому, что «от осинки не родятся апельсинки». Увы.

«Постскриптум» с внутриполитическим уклоном

Ну, а к чему реализуемая в нашей стране, с позволения сказать, «внутренняя политика» в отношении мигрантов и аннексии со стороны этнических общин способна привести, лучше всего видно на примере сербского Косово. Туда мигрантов-албанцев массово начал запускать ещё Иосип Броз Тито, причём этнические общины (и их ОПГ) имели в крае безусловные преференции, численность албанцев стремительно росла, они стремились контролировать все основные сферы бизнеса, подрабатывая к тому же розничной наркоторговлей. При этом чиновники в Белграде (точно так же, как сегодня чиновники в Москве) были абсолютно спокойны: ведь этнические ОПГ поддерживали в крае порядок, налоги в центр платили исправно, а что местные сербы панику поднимают, так это, наверно, не заслуживающие серьёзного внимания проявления сербского национализма. И всё вроде как было хорошо. Хотя по сути – плохо.

Когда же Югославия начала рассыпаться, через общую границу из на порядок менее благополучной Албании в Косово хлынул поток мигрантов, которым «своя» власть быстро оформляла паспорта и виды на жительство, после чего заговорили об отделении Косово от Сербии и присоединении к «Великой Албании». А когда опомнившиеся сербские власти начали бороться с фактически захватившими власть в крае албанскими ОПГ и массово выдворять «нелегалов», это было подано международному сообществу как «депортации» и «этнические чистки», после чего начались агрессия и бомбардировки НАТО.

Посему, если только структуры, призванные обеспечивать безопасность страны, действительно заняты этим делом, для них совершенно очевидными должны быть следующие вещи:

• Любое создание в наших городах любых «черкизонов» – рассадников нелегальной миграции и этнопреступности, как и вообще центров торговли, где торгуют «только свои»;
• Любая сколько-нибудь серьёзная монополизация одной из этнических общин какой-либо сферы бизнеса и даже любой комплектуемый «по этническому принципу» бизнес-кластер;
• Любой захват этническими общинами жизненно важных для мегаполиса направлений (например, снабжения города овощами);
• Любые меры, препятствующие доступу к потребителю товаропроизводителей со своей продукцией и создание между ними паразитарных посреднических структур;
• Любые попытки создания «чайнатаунов» – этнически однородных анклавов со своими внутренними законами в наших городах;
• Любая доказанная связь этнического бизнеса с этническими ОПГ.

– все такого рода выбивающиеся за пределы здравого смысла события в нормальном государстве должны немедленно вызывать повышенное внимание «силовиков» и законные меры пресечения со стороны властей. А в случае отсутствия таковых – усиленную проверку уже самих этих силовиков и местных властей на предмет их вовлечённости в коррупционные схемы. Давно назрела острая необходимость тотальной и очень внимательной проверки всех бизнесов (включая систему ЖКХ и строительные компании) на предмет целесообразности использования ими труда мигрантов и истинных мотивов такого использования.

Что же касается бедолаг-азербайджанцев, от избытка эмоций «наехавших» на своих фактических хозяев, то думается, конфликт замнут, самых активных протестантов устранят тем или иным способом, подключив соответствующие общины и ОПГ. И будет в Москве до очередного «мигрантского бунта» всё, как прежде. То есть – не так, как надо.

Автор:
Хомяков Владимир