Коронавирусное либеральное «богословие», позволяющее совершать «литургию» в онлайн-режиме, потрясло даже украинскую псевдоправославную секту ПЦУ, однако сама тенденция к распространению «протестантизма восточного обряда», к сожалению, существует и в канонической Церкви.

Скандал в украинской лжецеркви

На Украине очередной религиозный скандал. Благо, на этот раз бескровный. Группа либеральных «клириков» украинской лжецеркви ПЦУ (да-да, той самой, которой Константинопольский патриарх Варфоломей вручил незаконный «томос об автокефалии», также предоставив ей и неблагозвучное наименование «СЦУ»), совершила «интернет-литургию» с «интернет-причастием». То есть в самом буквальном смысле: через видеоконференцию читались литургические молитвы, а кусочки просвирок и вино в обычных чашках были поставлены перед экранами компьютеров.

Разумеется, для любого православного христианина это – не просто бред, а самое настоящее кощунство. Однако участники этого действа убеждены: в условиях карантина именно за подобными «богослужениями» будущее и намерены продолжать свои «духовные» эксперименты и дальше. Правда, «иерархи» даже такой либерально-националистической секты поспешили «откреститься» от такой «Wi-Fi-евхаристии», назвав эти действия «самоуправством».

Д/ф «Амманское совещание: Братская встреча в любви»

И это понятно: ПЦУ сегодня находится в общении не только с Константинопольским патриархатом, но и с Александрийской и Элладской Церквами, в которых далеко не все архиереи придерживаются либерально-обновленческих позиций. А потому если на беззаконное «снятие» Константинопольским патриархом анафем с украинских раскольников и признание их ряженых «клириков» в «сущем сане» многие из греческих архиереев глаза закрыли, то подобное кощунство вполне может вызвать обратную реакцию, направленную против ПЦУ, а может и привести некоторых греческих архипастырей к открытой поддержке «Амманского формата».

Но казалось бы, что нам до обрядовых экспериментов ряженых самозванцев из ПЦУ? Пусть себе хоть «интернет-литургии» служат, хоть однополые пары «венчают», это только наглядно покажет их канонический уровень. Однако проблема, как оказалось, не столь далека от нас. Так, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда вчера в своём телеграм-канале обратил внимание, что один из творивших это кощунство – бывший клирик канонической Украинской Православной Церкви:

Самое печальное, что всё это проделывает не какой-нибудь доморощенный самосвят, а бывший протоиерей канонической Церкви, ранее окончивший Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет и преподававший на курсах священнослужителей Запорожской епархии УПЦ, — одним словом, человек, который понимает всю богословскую абсурдность своей затеи.

Также Легойда отметил, что этот персонаж, ныне запрещённый в служении протоиерей Игорь Савва, «неоднократно был замечен как участник московских катехизических конференций о. Георгия Кочеткова». К слову, второй клирик ПЦУ, совершавший эту «онлайн-литургию», известный интернет-скандалист Дмитрий Вайсбурд, в недавнем прошлом также был активистом «малых братств» о. Георгия Кочеткова (и только несколько месяцев назад был «рукоположен» в ПЦУ).

Конечно, сейчас проще всего говорить об абсурдности случившегося и даже называть этих раскольнических клириков «безумцами» и «фриками» (достаточно взглянуть на странички Вайсбурда в соцсетях, на которых о Христе и христианстве прочесть практически невозможно, зато карикатур на Россию и её президента – предостаточно). Тем не менее эти персонажи своими действиями наглядно показали: либеральное обновленчество – это совсем не жупел, не выдумка церковных «мракобесов». А их действия только сегодня большинству православных христиан кажутся абсурдными и нелепыми, но уже очень скоро о подобной «онлайн-литургии» вполне могут начать дискутировать всерьёз.

«Онлайн-литургия». Фото: скриншот страницы бывшего православного протоиерея Игоря Саввы в Facebook

И что самое любопытное, когда предыдущая строка уже была написана, её автору и вашему покорному слуге прислали ссылку на очередной текст недавно запрещённого в служении протодиакона Андрея Кураева. Когда-то претендовавший на звание чуть ли не главного православного миссионера всея Руси, Кураев в последнее время активно поддерживает самые разные антицерковные тенденции, и в первую очередь, конечно же, либеральные. А потому и «онлайн-литургию» он тоже поддержал в свойственном ему духе:

Все это, конечно, очень непривычно (и, вероятнее всего, очень разрушительно для привычной административной структуры Церкви: интернет не знает «канонических» и иных границ). Но отмахиваться от этого простым словом «абсурд» (В. Р. Легойда) не стоит. Это хороший повод для добротной богословской дискуссии.

Куда может привести «безрелигиозное православие»

Вопрос, где может состояться эта «добротная богословская дискуссия»? Если на площадке украинской секты ПЦУ, то это явно не будет «эффективным» для тех, кто сегодня пытается навязать Православию либерально-обновленческий вектор. И если даже в Москве в так называемом Свято-Филаретовском институте, созданном уже упомянутым о. Георгием Кочетковым, то и это едва ли в достаточной степени откроет «окно Овертона».

Однако есть опасение, что подобная площадка может появиться среди духовных школ самой Русской Православной Церкви, и ею может стать ранее широко известная своими консервативными позициями и очень высокими образовательным уровнем московская Сретенская духовная семинария, недавно неожиданно для многих начавшая переход на либеральные позиции.

Так, буквально на днях новое издательство Сретенской семинарии «Среда», в редколлегию которого вошли самые разные учёные, многих из которых порой именуют «ортолибералами», а их самих отличают симпатии к протестантскому богословию (от протоиерея Павла Великанова и британского клирика Румынской Церкви о. Джона Энтони МакГакина до Александра Кырлежева и Олега Давыдова), начало свою работу с издания книги немецкого теолога Дитриха Бонхёффера «Сопротивление и покорность» (с заключением небезызвестной поэтессы и активистки всё тех же «малых братств» о. Георгия Кочеткова Ольги Седаковой).

Что любопытно, книга эта известного лютеранского пастора, погибшего в нацистском концлагере Флоссенбюрг, как было заявлено на сайте Сретенской семинарии, вышла «к 75-летию окончания Второй мировой войны». Не Великой Отечественной, а именно Второй мировой. Впрочем, это символично, но не показательно.

Лютеранский пастор Дитрих Бонхёффер. Почтовая марка ФРГ. Фото: zabanski / shutterstock.com

Показательно же то, что сам Дитрих Бонхёффер, безусловно, глубокий и трагический мыслитель (в «малых братствах» о. Георгия Кочеткова он практически почитается как святой мученик), был весьма далёк от христианской ортодоксии, даже с учётом его лютеранского происхождения. Так, именно Бонхёфферу принадлежит концепция «безрелигиозного христианства», то есть «христианства», где приоритетным является нравственное учение, а не связь человека с Богом. По словам этого протестантского теолога:

Быть христианином не значит быть религиозным на тот или иной манер, строить из себя по какой-либо методике грешника, кающегося или святого; быть христианином значит быть человеком… христианином человек становится не в религиозном обряде.

К слову, это – цитата из переизданной Сретенской семинарией книги Бонхёффера «Сопротивление и покорность». Книги, где практически ничего не говорится об исповеди и причастии (пусть даже в лютеранском смысле), покаянии и грехе, но очень много сложных, порой мятущихся экзистенциальных рассуждений человека, несомненно, верующего в Бога, но, говоря языком Блеза Паскаля, порой сложно понять, в «Бога Авраама, Бога Исаака, Бога Иакова» или «Бога философов и учёных».

Но в нашем случае лютеранский пастор Дитрих Бонхёффер – лишь показательный пример того, что и в православных духовных школах проявляется тенденция к «протестантизации» богословия. И если сейчас протестантские богословы (среди которых Бонхёффер, к слову, далеко не самый либеральный) только ставятся на одну полку с богословами православными, со святоотеческой литературой, то уже завтра могут быть поставлены вопросы и об «онлайн-евхаристии». «Всего лишь» в качестве темы для «добротной богословской дискуссии».

Ну а самый яркий пример, к чему приводят такие «дискуссии», – это англиканство, ещё столетие назад – самая близкая к Православию из западно-христианских конфессий, а сейчас – неотъемлемая часть современного мира, практикующая женское «духовенство» и благословляющая однополые «браки». Да не допустит сего Господь.

Автор:
Тюренков Михаил