Отказ Рособрнадзора в продлении государственной аккредитации образовательных программ по теологии Свято-Филаретовскому православно-христианскому институту, на первый взгляд, выглядит как чиновничий произвол против верующих. Однако многие православные христиане относятся к этому вузу с большим скепсисом, а некоторые даже называют его основателей и руководителей «сектантами-кочетковцами» (по имени их лидера – священника Георгия Кочеткова).

Так кто же на самом деле эти люди, сами себя именующие «братчиками», членами «Содружества малых православных братств»? И почему вокруг этой группы уже не впервые возникают серьёзные конфликты? Причём последний произошёл совсем недавно в Твери, когда группа, близкая к Свято-Филаретовскому институту, вступила в противодействие с консервативно настроенными верующими, выступающими против русификации (перевода с церковнославянского языка) православных богослужений. Об этом и многом другом Царьград побеседовал с архипастырем Русской Православной Церкви, прекрасно знакомым с деятельностью «Содружества малых православных братств», епископом Дальнеконстантиновским Филаретом (Гусевым).

Православен ли «православно-христианский институт»?

Царьград: Владыка, новость об отказе Рособрнадзора в госаккредитации Свято-Филаретовскому институту подняла новую волну дискуссий о деятельности так называемого Содружества малых православных братств. Но что это за внутрицерковная или даже околоцерковная группа? Можно ли на её примере сказать, что в Русской Православной Церкви существует некое диссидентское сообщество, которое его критики именуют «кочетковцами»?

Епископ Дальнеконстантиновский Филарет: Я не стал бы употреблять в отношении последователей отца Георгия Кочеткова выражение «диссидентское сообщество». Правильнее сказать, что мы имеем дело с неообновленческим движением, которое чаще всего характеризуют такие явления, как догматическое свободомыслие, литургическое новаторство и формирование замкнутой общинной жизни. Неообновленчество связано со стремлением привнести в Церковь новые жизненные стандарты. Церковный либерализм часто проявляется в желании перестройки традиционной церковной жизни.

Епископ Дальнеконстантиновский Филарет. Фото: nne.ru

Действительно, последователей учения отца Георгия Кочеткова именуют «кочетковцами». На мой взгляд, это наименование, с этической точки зрения, некрасивое, но оно уже прижилось в церковной среде. Мы сталкиваемся с проблемой формирования внутрицерковной замкнутой структуры, где личный авторитет отца Георгия превозносится над авторитетом Церкви и священноначалия.

Что же касается последних событий, то, как объяснили в ректорате самого Свято-Филаретовского института, «отказ в аккредитации связан с замечаниями комиссии Рособрнадзора к кадровому составу руководства и преподавателей вуза, а также к содержанию базовой и вариативной частей учебных планов».

Ц.Со стороны может показаться, что эти «малые братства» – просто активные группы православной интеллигенции, вплотную занимающиеся богословскими и церковно-историческими вопросами. Ну и, как многим известно, переводом богослужебных текстов на современный русский язык. Очевидно, подобное занятие само по себе не является ересью, так в чём же можно увидеть опасность в деятельности «братчиков»?

Владыка Филарет: Действительно, перевод богослужения на современный язык не является ересью. Церкви знаком подобный опыт. Но сформировавшаяся традиция признания сакральности церковнославянского языка как языка богослужения зачастую препятствует принятию клириками и мирянами русскоязычного богослужения. Опасность же заключается в самих богословских воззрениях отца Георгия Кочеткова, о чём ещё ранее говорилось в заключениях богословских комиссий.

Общины или так называемые «малые братства» представляют собой замкнутую систему отношений. Управление общинами и роль учительства отводится специально подготовленным членам братства. Роль епископа и священнослужителя в общине минимизирована и сводится лишь к совершению таинств. Библейские толкования на собраниях явно не идут в ногу со Священным Преданием Церкви. Либеральное толкование текстов Священного Писания также указывает на привнесение в церковную традицию новых веяний.

Как ранее писалось в одной из статей, посвящённых осмыслению богословских идей отца Георгия Кочеткова, под сомнение ставится, к примеру, безмужное Рождение Христа, что позволило архимандриту Иоанну (Крестьянкину) на вопрос одного московского протоиерея, вынимать ли частицы на проскомидии за священников Георгия Кочеткова и Александра Борисова, ответить: «Поминать нельзя! Они похулили Божию Матерь».

Священник Георгий Кочетков (третий слева) в нижнем храме Феодоровского собора Санкт-Петербурга. Фото: личный сайт о. Георгия Кочеткова (ogkochetkov.ru)

Комиссии выявили и другие догматические отклонения в учении отца Георгия. Весьма своеобразной книгой является его пособие «Катехизис для катехизаторов», где явно прослеживается критическое отношение к Священной истории и Священному Преданию. Отдельным вопросом является участие «верных» в «агапах», что более напоминает баптистские собрания с хлебопреломлением. Сама методика катехики отца Георгия тоже вызывает немало вопросов.

Опасность состоит и в том, что, попадая в такую общину, адепт должен принять все правила жизни братства. Каждый член общины имеет свой дневник с особым расписанием встреч и мероприятий братств. Здесь присутствует строгая дисциплина и контроль за деятельностью членов братства. Очень хорошо оформлена и финансовая дисциплина. Выход из братства практически невозможен. Среди членов братств немало преподавателей, студентов и другой интеллектуальной элиты.

На одной из противосектантских секций в рамках XXVIII Международных образовательных чтений в Москве известному сектоведу, профессору Александру Дворкину был задан вопрос о его личном отношении к учению священника Георгия Кочеткова. В ответ профессор прямо назвал сообщество Кочеткова «сектой», дав при этом богословские обоснования такой характеристике.

Неообновленчество «на марше»

Ц.А корректно ли сравнивать последователей отца Георгия Кочеткова с советскими обновленцами, как известно, появившимися ещё до революции и не сразу ставшими откровенными раскольниками?

Владыка Филарет: На этот вопрос однозначно невозможно ответить, но многие такое сравнение делают. Конечно, обновленчество в дореволюционный период и в период становления советской власти имело свою специфику, но в то же время есть целый ряд схожих моментов. Обновленчество всегда смотрит на Церковь как на нездоровый организм и исходя из этого, делаются попытки оздоровления системы на основе своего «особого» видения. Но за этим «духовным оздоровлением» скрываются иные планы.

Советские обновленцы 1920-1940 годов во главе с лжемитрополитом Александром Введенским. Фото: pravoslavie.ru

Фактически обновленцами ставится цель разрушения существующей церковной структуры и формирование новой через постепенное привнесение в жизнь Церкви идей реформаторства, что часто противоречит догматической традиции. Обновленцы всегда призывают возвратиться к избранным ими общинным традициям раннего христианства. Кроме того, обновленческие тенденции встречают резкую критику и сопротивление со стороны не заражённого разрушительными идеями духовенства и верующих.

Ц.Известно, что ранее, в 1997 году, священник Георгий Кочетков запрещался в служении из-за серьёзного скандала в московском Успенском храме в Печатниках. Была даже информация, что члены его общины применили жестокость в отношении несогласного с отцом Георгием православного священника. Поясните, в чём ключевая причина тех прещений? Были ли выявлены в богословских воззрениях отца Георгия какие-либо моменты, противоречащие догматической традиции Церкви?

Владыка Филарет: Действительно, о конфликте на приходе Успения Божией Матери в Печатниках летом 1997 года много говорили и писали. Я имел возможность посмотреть два документальных фильма про этот инцидент. Первый фильм «Разоблачение» и второй фильм, созданный при участии последователей отца Георгия, «Разоблачение: pro et contra».

Протоиерей Андрей Ткачёв. Псевдоправославные лжецеркви

Конфликт общины со священником Михаилом Дубовицким, судя по всему, был всё же спровоцирован. Из рассказов самого отца Михаила следует, что он отказался совершать богослужение на русском языке и выступил против введённой отцом Георгием богослужебной самодеятельности. Особо преданные последователи из общины Кочеткова насильственно поместили священника в психиатрическую больницу. Это и стало поводом для расследования и наложения дисциплинарного прещения (наказания) на отца Георгия в форме временного запрещения в священнослужении.

Сам этот давний факт явно показывает агрессивность членов общины в отношении тех, кто не согласен в каких-либо воззрениях с мнением отца Георгия. Не хотелось бы употреблять такое понятие как «гуруизм», но оно в общинах последователей отца Георгия явно присутствует. Я уже упоминал, что богословские комиссии, которые исследовали труды Кочеткова, пришли к выводу, что существует немало элементов в его учении, которые расходятся с догматической традицией Церкви. Заключения комиссий находятся в открытом доступе, и каждый может прочитать об этих выводах в интернете.

Слово за Библейско-богословской комиссией

Ц.Последние скандалы, связанные с деятельностью членов кочетковских «малых братств», произошли недавно в Твери, где их активность вызвала чуть ли не гражданское противостояние двух групп верующих: консервативно настроенных прихожан и тех, кого они называют «кочетковцами». Можно ли на этом примере сделать вывод, что либерально настроенные кочетковские общины тоталитарно навязывают своё видение церковной, в том числе богослужебной жизни консервативному большинству православных прихожан?

Владыка Филарет: Отчасти с этим можно согласиться. Будучи председателем епархиального отдела по религиозному образованию и катехизации Тверской епархии, я имел некоторый опыт общения с представителями тверских «малых братств». Это было в 2010 году. Цель была благая – найти приемлемые формы катехизации для мирян. При всех добрых намерениях и неоднократных встречах стало ясно, что последователи отца Георгия не принимают других мнений и проявляют настойчивость в передаче методики Кочеткова. Полагаю, что и сейчас ситуация не изменилась.

Ц.Как Вы считаете, необходимо ли сегодня вернуться к рассмотрению деятельности Свято-Филаретовского института и связанных с ним «малых братств» на уровне Библейско-богословской комиссии, а может, даже церковного суда?

Владыка Филарет: Последние события в Твери и серьёзный общественный резонанс вопиют о том, что необходимо дать церковной общественности утвердительное заключение Синодальной Библейско-богословской комиссии в отношении деятельности священника Георгия Кочеткова и его богословских воззрений. До тех пор, пока не будет такого чёткого заключения и не будет официально обозначена позиция священноначалия по этим вопросам, мы не сможем разрешить ситуацию, и наша общественность продолжит дискуссии и споры в этом направлении.

Ц.Какими Вы видите наиболее эффективные профилактические меры против возникновения околоцерковных группировок, искажающих православное вероучение и разрушающих церковное единство?

Фладыка Филарет: Профилактические меры, как Вы их назвали, зависят от уровня богословской подготовки наших священнослужителей и организации просветительской деятельности на приходах. С людьми необходимо постоянно работать, разъясняя не только азы веры, но и знакомя их с подобными объединениями. Катехизация на приходах должна быть непрерывной и заключать в себе разъяснение всех процессов, которые имеют место быть в нашей повседневной церковной жизни.

Автор:
Тюренков Михаил