Причастие без исповеди, а если с исповедью — то телефонной; заочное интернет общение с батюшкой и Литургия по айфону — к таким новшествам призывает епископ Пантелеимон (Шатов), обрекая верующих на духовную смерть…
 
Великий пост – это время подвижнической жизни, усиления аскетического делания для всех верных чад Православной Церкви, как монашествующих, так и мирян: это и пост, и молитва, и исповедание своих согрешений, и воздержание от пагубных или пустых привычек, и более ревностное посещение великопостных и воскресных служб: «утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему». Великий пост святые отцы называли весной души, это время, когда мы особенно внимательно относимся к своей душе, внутренней жизни, что должно вылиться в искреннее покаяние и исповедь перед Крестом и Евангелием.
Однако к великому сожалению находятся архипастыри Русской Церкви, которые ставят ни во что драгоценное время святой Четыредесятницы и умаляют всё то, что Православная Церковь на протяжении веков предлагает нам всем для очищения своей души в этот период молитвы и сугубого покаяния. Оправдывается такой лукавый подход к прохождению спасительного поприща Великого поста случаями обнаружения у нескольких сотен людей по всей России коронавируса.
К таким горе-архипастырям следует отнести председателя синодального отдела Московского патриархата по благотворительности епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона (Шатова).
Согласно сложившейся традиционной практике в Русской Православной Церкви верующие перед причастием Святых Христовых Таин исповедуются у священника – или накануне за вечерним богослужением, или в сам день причастия непосредственно перед Божественной литургией. Такова многовековая традиция Русской Православной Церкви.
Однако у епископа Пантелеимона (Шатова) другой взгляд на традиции русского православия и на исповедь перед причащением Святых Таин – верующие, согласно еп. Пантелеимону, могут причащаться без исповеди в случае, если у них нет тяжелых грехов и они взяли на это благословение у духовника:
«Священник может благословить людей, которые к нему обращаются, на Причастие без Исповеди, если они причащались недавно и на совести у них нет тяжелых грехов. Мы знаем, что такая практика вполне допустима. В данной ситуации, если вы недавно исповедовались и жили благочестиво, можно попросить благословение у священника. Без благословения причащаться нельзя. Благословение можно взять и по телефону, и через интернет», – сказал епископ Пантелеимон 18 марта в интервью сайту «Патриархия.ру», говоря о поведении верующих в условиях распространения коронавирусной инфекции.
А на сайте святого благоверного царевича Димитрия, где настоятелем является епископ Пантелеимон (Шатов), дается такой «благочестивый» совет прихожанам:
«Можно свести посещение храма к минимуму. У нас есть трансляция богослужений в интернете. Можно молиться и слушать всенощную дома. Можно молиться на улице, слушая литургию рядом с храмом по айфону или планшету  и войти в храм только для причастия. После причастия можно сразу выйти их храма, оставшуюся часть литургии прослушав на балконе или на улице по интернету.
 
Можно не приходить в храм на всенощную…, а помолиться дома в тишине и без суеты, слушая трансляцию богослужения по интернету. Приложиться с не меньшим благоговением можно и к домашнему Распятию или к крестильному крестику  
 
Для большинства из вас, мои дорогие братья и сестры, исповедь важна, как возможность рассказать о своих проблемах, задать вопрос, получить совет, взять благословение на причастие. Все это можно сделать и заочно по электронной почте.
 
С любовью, еп.П.».
Ну не может православный епископ отговаривать свою паству от посещения храма – центра духовной жизни каждого христианина, какие бы эпидемии не бушевали вокруг! Ведь каждое посещение храма для православного верующего человека – это обращение к Господу Богу о помощи и поддержке в выпавших испытаниях, это праздник, который просто невозможно заменить суррогатом «трансляции богослужения по интернету через айфон и планшет» или домашней молитвой. И если епископ призывает свою паству не приходить в храм, то это скорее всего «вор и разбойник» (Ин.10:1).
Неужели и впрямь эти слова принадлежат архипастырю Церкви Христовой, призванного духовно оберегать православных верующих в период распространения «губительнаго поветрия на ны движимаго», но на самом деле отговаривающего православных верующих и от исповеди своих прегрешений, и даже от посещения храма?
Пастырь добрый никогда не допустит, чтобы кто-то из его паствы отошел внезапно в мiр Иной с нераскаянными грехами в сие время посещения Божия смертоносной эпидемией, т.е не примирившись и не соединившись пред смертью с Церковью, как сказано в третьей молитве перед Исповедью: «Примири и соедини его святой Твоей Церкви о Христе Иисусе Господе нашем». Подобными необдуманными словами сей горе-архиерей Пантелеимон обрекает верующих на духовную смерть, не заботясь о вверенной ему Самим Богом пастве.
О недостойном причащении предупреждает апостол Павел: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1Кор. 11,28–29). А разве может быть достойным причащение Святых Христовых Таин без предварительного очищения своей души в Таинстве исповеди? Такая позиция не может не выглядеть странной, учитывая тот факт, что ее отстаивает епископ Русской Православной Церкви.
В последнее время все чаще слышатся мнения, озвучиваемые представителями либерального духовенства, будто бы современная практика частной Исповеди ущербна, исповедоваться надо только тогда, когда возникнет внутренняя потребность, перед причащением Св. Таин очищаться от прегрешений и поститься не обязательно, а причащаться нужно почаще, желательно на каждой литургии, при каждом посещении храма.
Звучат призывы никак не связывать в церковной практике совершение Таинств исповеди и Причащения. Сразу скажем, что подобное модернистское «благочестие» не соответствует богослужебной практике Русской Православной Церкви, в которой существует замечательная традиция исповедоваться перед каждым Причастием, и дай Бог, чтобы она сохранилась и в будущем.
Призывы либерального российского духовенства к отмене Исповеди перед Причастием прекрасно встраиваются в западную либерально-гуманистическую доктрину «отмены греха и Бога». Отмена Исповеди неизбежно приведет к повреждению нравственного сознания христианина, сначала к искажениям в понимании человеческой греховности, а затем и к оправданию греха до полного уничтожения данного понятия или перевода его в пространство абстрактных категорий. А если человек сроднится с грехом, то он одновременно потеряет Бога.
Сама правомерность переноса литургической традиции одной поместной Церкви на почву другой крайне сомнительна. Речь идет о традиции отделения таинства Исповеди от таинства Причащения в Элладской Церкви и на Балканах, которую некоторые ревнители греческого и сербского благочестия с готовностью переносят в Церковь Русскую. Однако важно помнить, что в каждой Церкви существует своя история, свое Предание и своя литургическая традиция, так же, как и у каждого народа – свой образ мыслей и образ жизни, данные ему от Бога и сформированные именно его неповторимой историей.
И переносить чужую, пусть и кажущуюся весьма духовной, традицию на русскую почву, – все равно, что пытаться пересадить на землю Русского Севера теплолюбивую греческую маслину, – если она и не погибнет, то уж точно плода не принесет.
Исповедь существует для очищения души: ее можно сравнить с мытьем рук перед едой. Можно, конечно, есть и неумытыми руками (особенно если сумел их не запачкать), но, вряд ли кто-нибудь будет утверждать, что мыть руки перед едой – плохая традиция! Если же скажут, что где-то есть страны, в которых руки перед едой не умывают, то мы уж, «по старинке», все равно умывать руки перед едой будем. Тем более, что погрешаем мы ежечасно: словом, делом, помышлением. Поэтому надо остерегаться приходить на брачный Пир не в брачной одежде…
Даже светские власти, дабы избежать в эти тревожные времена распространения коронавируса смертельной опасности и массового заражения населения, призывают как можно чаще мыть руки и следить за своей гигиеной. Точно так же очевидно, дабы избежать смертельной опасности для своей души, в эти тревожные времена каждому христианину необходимо омывать свою душу от множества грехов посредством покаяния в Таинстве исповеди – это азбучные истины духовной гигиены, которыми в угоду непонятных страхований призывает пренебречь епископ Пантелеимон.
Верующим с амвонов некоторых храмов и на либеральных «церковных» Интернет-порталах исподволь внушается мысль, что тысячу лет в Русской Церкви всё было плохо: и непонятный богослужебный язык, и устаревшая средневековая аскетическая практика подготовки к Причастию, и оторванный от стран «развитой демократии» да и всего прогрессивного человечества архаичный юлианский календарь, и нетолерантность к осквернителям храмов и святынь, а посему давайте и в Церкви кое-что креативно улучшим и переделаем под образ жизни нашего современного, либерально мыслящего еврочеловека, чтобы всем в храме было очень и очень комфортно и «без напрягу» (разные там «средневековые» посты, исповеди и непонятные молитвенные правила…): пришел в храм (может быть, попив с утра кофе), подошел к Святой Чаше, причастился…
А налагать на себя какой-то нравственный «напряг» в виде какого-то поста, какой-то непонятной исповеди неизвестно кому и непонятно в чем, – это и не комфортно, да и не либерально: нарушаются права человека на «литургическую свободу». Да и по большому счету исповедь грехов носит явно «антимиссионерский характер»: молодой продвинутый и креативно мыслящий человек скорее заглянет в храм, если от него «попы» не будут требовать «оглашать» там свои естественные страсти и комплексы.
Как в общественной жизни, так и в церковной, стали растабуироваться запрещенные до недавнего времени темы, которые несут в себе разрушающие последствия как для всего общества, так и для благостояния Церкви Русской. В светских СМИ идут ожесточенные дискуссии на темы (например, гомосексуализма, детского секспросвета), о которых, по слову Апостола, «не леть есть человеку глаголати».
А в церковных СМИ стали обсуждаться темы (например, русификации традиционного церковнославянского богослужения, Причащения без Исповеди, отмены постов, изменения юлианского календаря), о которых раньше любой православный человек, воспитанный в традициях Православной Церкви, не мог и помыслить.
Нам важно доверять нашим опытным духовным пастырям и древней практике Русской Православной Церкви, согласно которой готовящийся ко святому Причащению должен обязательно исповедоваться. И не будем соблазняться лукавым либеральным мудрованиям современных обновленцев.
Само нравственное состояние нашего общества, которое близко к полному разложению, доказывает, что практика обязательной Исповеди перед причащением Святых Таин в современных условиях для Русской Церкви верна и крайне необходима.
Будем надеяться, что Русская Православная Церковь, как и Российское государство, останется последним духовно-нравственным бастионом, противостоящим агрессивной экспансии западных «общечеловеческих ценностей», отвергающих понятие греха. А над искоренением этого понятия из сознания православных верующих уже не первый год трудятся неутомимые наши либеральные «пастыри» – апологеты либеральных богослужебных реформ, внушающие своим пасомым ненужность откровения на Исповеди грехов падшего человеческого естества и «отсталость» богослужебных традиций Русской Церкви, связанных с обязательным исповеданием христианином всех прегрешений перед Причащением Святых Христовых Таин.
Таким образом либеральные священнослужители, в том числе и в архиерейском сане, активно пропагандируют пересмотр этих многовековых церковных традиций Русской Церкви под лозунгом так называемого «литургического возрождения», преступно призывая к отказу от обязательного Таинства Покаяния перед Причащением. Это обновленческое «творчество», разрушительное по своим последствиям, в действительности приводит к обмiрщению церковной жизни и, несомненно, является духовным преступлением перед русским православным народом.
Источник: «Благодатный Огонь»