В международной политике Россия сегодня более успешна, чем США и Евросоюз, пишет германское издание Die Zeit. Автор материала разобрался в причинах усиления российского влияния на мировой арене.

«Те, кто на Новый год поднимал бокал за спокойный и мирный 2020-й, могут разбить его об стену: год только начался, а уже произошла эскалация конфликта между Ираном и США. Дональд Трамп распорядился об убийстве иранского генерала Сулеймани, на что иранцы ответили ракетными ударами по американским военным базам в Ираке. Иракцы в смятении, европейцы – испуганы, в панике даже саудиты. В настоящее время появляется все больше свидетельств тому, что самолет украинских авиалиний, по всей вероятности, был сбит ракетой. Даже если войну пока что удалось предотвратить – жертвами катастрофы уже стали 176 человек. Помимо этого, конфликт может погрузить регион в ещё больший хаос, последствия которого почувствуют во всем мире. И вот в такой ситуации Ангела Меркель летит не в Вашингтон, а в Москву, по приглашению Путина. Когда Меркель и Путин будут в субботу обсуждать в Кремле Ливию, Средний восток, Сирию и Украину это можно будет расценить как успех российской дипломатии. Нравится это кому-то или нет, но такой вид дипломатии, который понимают как политику интересов, в настоящее время является достаточно эффективным. В то время как европейцы кажутся перегруженными проблемами, США то выходят из Среднего и Ближнего востока, то не выходят, американский конгресс получает информацию о политике Трампа на Ближнем востоке из твиттера президента, а министерство обороны США то подтверждает, то опровергает вывод своих военных из Ирака, Владимир Путин отправляется в тур. Он встречается в Сирии с Ассадом в ходе посещения российских военных, жмет руку Эрдогану на запуске трубопровода «Турецкий поток», звонит Макрону, планирует вскоре ещё одну встречу – с египетским президентом Сиси, уже двенадцатую по счету за последние шесть лет. Кратко формулируя: россияне знают, как ловко заполнить тот вакуум, который оставляют после себя американцы на международной арене. А также пустоту, остающуюся от европейцев», — пишет автор авторитетного германского издания Die Zeit.

«Позади остались те времена, когда Обама насмехался над Россией, называя её региональной державой. В Сирии Путину удалось сдержать Ассада и создать равновесие интересов турок, курдов, иранцев и израильтян. В Ливии российские наемники воевали на стороне генерала Хафтара, в том числе и против турков, поддерживающих ливийское правительство, однако после этого был достигнут компромисс и объявлено о всестороннем прекращении огня. В Египте российские самолеты использовали местные военные базы. Сулеймани принимали в Москве, где теперь скорбят о его смерти – пока Россия остается партнером в сирийском вопросе, она будет поддерживать иранцев в их притязаниях на власть в Ливане. Даже в Европе, где пока еще придерживаются антироссийских санкций, Кремлю удается хоть что-то выжимать из политической изоляции, причем несмотря на кейсы Скрипаля или Хангошвили, хакерские атаки и операции его спецслужб под прикрытием. Макрон идет Путину навстречу, в Париже, в конце концов, ведутся переговоры о мире на Украине – и не без предварительных условий Путина. Формула Штайнмайера, которую не хотели принимать украинцы, была ими все же принята», — говорится в статье.

У российского успеха есть две главные причины. Во-первых, это профессиональная дипломатия. «Россия всегда гордилась своей дипломатической школой, и, как мне кажется, не беспочвенно», — пишет Андрей Кортунов, директор аналитического центра Riac. И пусть сотрудники спецслужб России позволяют себе катастрофические срывы, российские дипломаты считаются отлично образованными, красноречивыми и опытными.

«Едва ли в мире есть министр иностранных дел, который пребывает на этой должности дольше, чем Сергей Лавров. Едва ли есть такой министр, который прошел огонь и воду, настолько дерзкий и пробивной: Лавров говорит с иракцами, турками, египтянами, американцами, ливийцами, китайцами, израильтянами, иранцами. В течении месяца он может проводить переговоры с тремя большими врагами: в начале декабря министр встречается со своим израильским коллегой, в середине декабря Лавров проводит встречу с саудитами, ближе к концу года – с иранцами. Но самая важная причина такого положения вещей связана даже не с Россией, а, скорее, со слабостью других игроков. Европейцы заняты сами собой, американцы – своим непредсказуемым президентом. Путин силен там, где господствует хаос и возникает вакуум», — резюмирует автор Die Zeit.

Юрий Абрамович