Обстановка в социальных и политических сферах России конца ХХ века представлена острыми военными и революционными катаклизмами, которые повлекли за собой значительные изменения в системе Российского образования, в том числе и профессионального.

События Октябрьской революции положили начало новому этапу развития отечественной педагогики, теперь уже в корне отличающейся от прежних воспитательных и образовательных методик.

Многие известные ученые в 20-е годы оставили науку, однако выработка современных теоретических положений, выдвижение свежих концепций и идейный поиск оригинального содержания усиленно продолжался.

Важными фигурами в становлении нового педагогического подхода стали В.И. Ленин и А.В. Луначарский, утвердившие основополагающие принципы образовательной системы советского времени и заложившие фундамент в новое понятие воспитания:

Об этапах развития образовательной системы – низшее и среднее профессиональное образование в советский период

В 1920-е гг. прошлого столетия началось массовое создание учебных заведений с профессиональной подготовкой рабочих. Теперь не только крупнейшие промышленные и культурные центры региона, но и села, деревни, а также национальные районы могли гордиться новыми типами учебных заведений, подготавливающих представителей рабочего класса:

• ФЗУ – фабрично-заводские ученичества.

Задача школ ФЗУ состояла в 3-4 летнем обучении специальностям на заводских предприятиях всех работников подросткового возраста (от 14 до 18 лет), 2-3-летней выучке работающих по профессиям массового характера и 7-летнем образовании учеников по общим направлениям.

Так как в 1926 г сложилась ситуация дефицита высококвалифицированных рабочих, то сроки обучения было принято сократить до 3 лет в заведениях ФЗУ, готовящих рабочую силу на металлообрабатывающую промышленность и железнодорожное сообщение, и до 2 лет на текстильные и кожевенные заводы.

Такие меры по урезанию длительности обучения требовали организации для ученичеств базы общеобразовательного характера, которым и стали семилетки на фабрично-заводском производстве.

Теоретическое образование, получение в ФЗУ, позволяло каждому выпускнику приступать к работе с квалифицированным уровнем подготовки в должности подмастерья или мастера, а также развиваться в профессиональной деятельности в дальнейшем, поступив в техникум или высшее учебное заведение.

• Школы профессионально-технической подготовки.

Профессиональная подготовка кадров, трудящихся на мелкую промышленность, проходила в специализированных технических школах в течение 2-4 лет. В 20-е годы в подобных учреждениях обучали мастеров для ремонта и обслуживания сельскохозяйственного оборудования и техники на текстильных заводских предприятиях.

В начале 30-х гг. многие школы профессионально-технической подготовки были упразднены, а оставшиеся учебные заведения перепрофилированы в ФЗУ или средние технические и специальные учреждения.

• Мастерские с учебно-производственной специализацией.

Сельскохозяйственные рабочие – трактористы, комбайнеры, специалисты, обслуживающие техническое оборудование, могли приобрести квалифицированный уровень подготовки в профессиональных мастерских, которые позже были преобразованы в школы ФЗУ (совхозные ученичества и учебные заведения механизации, где срок обучения составлял от полугода до восьми месяцев).

• Учреждения нестационарного типа – профессиональные подготовительные курсы.

Специальные курсы профессиональной подготовки механизаторов к работе на машинных и тракторных участках проводились при самих станциях, в совхозах и школах колхоза для молодого поколения работников.

Система образования в предвоенные годы

Советская система образования предвоенных лет претерпевала изменения в сфере профессионального обучения в связи с подготовкой к военным действиям, потому политика государства проявляла крайнюю заинтересованность в увеличении числа представителей высококвалифицированной рабочей силы.

Так, были созданы 3 вида специализированных образовательных учреждений для выучки работников начальным профессиональным навыкам:

1. РУ – ремесленное училище, где срок обучения составлял 2 года.

2. ЖУ – железнодорожное училище, со сроком обучения также в 2 года.

3. ФЗО — фабрично-заводские школы обучения, для выпуска квалифицированных работников, обучающихся массовым профессиям в течение 6 месяцев.

Возросшая в значительной степени необходимость в качественно обученной рабочей силе в военные годы повлекла за собой увеличение числа образовательных учреждений, выпускающих кадров именно из трудового резерва.

Новая единая система образования 50-80-х гг.

Конец 50-х гг. ХХ века – это период активного развития отечественной образовательной системы в сфере начального профессионального обучения, главная задача которой заключалась в повышении общего уровня образования россиян. К 1959 году государственные трудовые резервы были преобразованы в единый образовательный профессионально-технический строй, а также учреждены 2 вида учебных заведений профессионально-технической направленности:

1. ГПТУ – городские училища, где сроки обучения составляли от 1 до 3 лет.

2. СПТУ – сельские училища со сроками обучения от 1 до 2 лет.

Профессионально-техническое образование было систематизировано и переведено на единый общеобразовательный срок выучки в 8 лет.
До 1980-х гг. все больше продолжала возрастать степень значимости учебных подготовительных заведений, выпускающих высококвалифицированных работников со уровнем образования средней школы. Из-за дефицита грамотных специалистов, требующихся для развивающихся промышленных отраслей, открывались новые техникумы.

Так, например, всего за 3 года появилось 5 техникумов при ГЭС в Новосибирске, Ангарске, Красноярске, Братске и Иркутске.

Советский Союз прочно задался целью предоставить всему населению страны доступное образование, потому для всеохватывающего повышения образовательного уровня впервые в истории было организовано заочное образование. Среди всех специальностей инженерно-технического направления именно советский образовательный строй занимал лидирующие позиции по миру.

Статью оформил Вадим Иванов. Скромный менеджер сайта It-will-help.com