Должен ли «заехать» к нам римский папа? Папа Римский подтвердил своё желание приехать в Россию. Комментарий в шутливой форме он дал журналисту по дороге в Софию: «Я должен заехать». Почему России не нужен визит римского папы?

Римские папы давно мечтают побывать в России лично. Лично они в России никогда не были. До этого они ограничивались отправкой к нам своих не совсем мирных «посланников».

В стародавние времена римские папы посылали на Русь крестовые походы, чтобы военным путём «вразумить» православных отказаться от своей Веры и покориться папской власти.

Позже верные папе «лучшие католики» — поляки пробовали потягаться с Русским государством за право господства в ареале Русского мира, и даже захватывали Кремль, и пытались насадить у нас римокатолицизм.

В дальнейшем коронованный римским папой властный узурпатор Европы Император Наполеон водил на нас «двунадесять языков» и сжигал Москву. Уже без попытки насадить папство, а неся на штыках своей армии просто общеевропейские устои.

Говорят, что даже и язычник Гитлер, рождённый в католической вере, получал благословение римского папы на свой восточный поход в 1941 году ради покорения «расово неполноценных» русских варваров.

Откуда такое стремление на Восток у римских пап?

Всё это происходило потому, что римские папы — настоящие основатели того мира, который мы сегодня называем Западом. И экспансия Запада изначально носила религиозный характер. Все последовательные действия римских пап, после окончательного отделения от Вселенского Православия в 1054 году, были направлены на создание западной альтернативы Православной цивилизации и поглощение новым Западом вечного Востока.

Отпадение Запада от Православного Востока происходило постепенно. Важнейшими вехами были несколько деяний, совершённых римскими папами.

Римскими папами была создана властная альтернатива Византийским Императорам, наследникам Римских цезарей и многовековых покровителей Римской церкви. Они были в зависимости от Каролингов ещё со времени короля Пипина Короткого (714–768), отца Карла I, подарившего («Пипинов дар») земли вокруг Рима папе Стефану III (715–757). За что оказывали особое духовное покровительство этой династии.

В 800 году попавший под влияние франков папа Лев III (750–816) короновал Карла I (742/747 – 814) императором Священной Римской Империи, что было расчленением христианского мира в мирском плане. Вновь появилось две Римские Империи.

Фото: www.globallookpress.com

По большому счёту римские папы на императорский престол возвели уже еретика. Так как с 799 года англосаксонский реформатор богословия Алкуин (ок. 735–804), наставник Карла I, в королевской часовне во дворце в Ахене уже ввёл в употребление добавления к Символу веры — филиокве – исхождение Святого Духа от Отца и Сына.

Трактат Алкуина в защиту филиокве De Fide sanctae et individuae Trinitatis (802) стал важнейшей вехой для западного католического богословия.

Сама прибавка к Символу веры в Каролингском государстве была официально принята на поместном франкском Ахенском соборе 809 года.

Так зарождался отдельный от Востока Западный мир.

Но тогда Рим ещё держался Православия. И папа Лев III отверг ахенскую прибавку, выразив надежду, что в Ахене перестанут на литургии её петь. А также в назидание потомкам повелел в Риме поместить два щита с правильным, неискажённым Символом веры на латинском и греческом языках.

Следующим знаковым моментом на пути к самоопределению Запад сделал во время раскола (863–867 годов). Папа Николай I (800–867) покушался на отторжение от Константинополя епархий Балканского полуострова. И первым проповедовал папоцезаристскую идею о верховной власти папы во всей Христианской Церкви, опираясь на так называемые лжеисидоровы декреталии (фальшивые постановления, приписываемые святому Исидору Севильскому (между 560/570–636).

Папе не нравилась деятельность славянских просветителей Кирилла и Мефодия в Болгарии, и он пытался убрать патриарха Фотия с его Константинопольского престола, объявив его лишённым сана.

И наконец, окончательный шаг был сделан в 1054 году. Притязания римского папы Льва IX (1002–1054) на верховную власть в Христианской Церкви, вытеснение византийского богослужения из Южной Италии и замена его латинской мессой привели ко взаимному анафематствованию. Что и считается в историографии окончательным отпадением Запада.

Теория папской непогрешимости

Далее римские папы в лице Григория VII (1020/1022–1085) продолжили выражать свои претензии на Верховную духовную власть. Как сформулировано в его «Диктате папы», только Римская церковь основана Самим Господом, только папы могут быть вселенскими епископами, только они могут назначать и смещать других епископов, только они вправе низлагать императоров, только они могут созывать Вселенские соборы, пап нельзя судить, Римская церковь непогрешима, всякий римский папа, несомненно, станет святым и т. д.

Такое самообожествление одного папы-человека довело римокатоликов до догматического творчества по своему разумению и введению уже как догмата непогрешимости римских пап.

Состоятельна ли теория папской непогрешимости? История папства даёт яркие иллюстрации её ложности.

Григорий VII. Фото: www.globallookpress.com

Католические богословы хорошо понимали, что среди пап разных веков были личности и вполне безнравственные и неблагочестивые. Но в своей доктрине непогрешимости они разделяют моральные недостатки пап и непогрешимость их декретов о вере. Святой Дух, с их точки зрения, действует и в аморальных папах, делая их непогрешимыми в их постановлениях о вере.

Но в библейских пророках и христианских святых божественное вдохновение всегда соответствовало их внутреннему нравственному состоянию. В папской пропаганде такое соответствие нравственной жизни и правильности веры вполне разводится.

К счастью, эта лукавая теория не имеет под собой исторической доказательной базы. Реальные римские папы не однажды колебались в своей вере, покровительствовали еретикам и разделяли вместе с ними их нехристианский образ мыслей. Что, собственно, и есть показатели грешности римских пап, даже в большей степени, чем других духовных владык.

Сама история против непогрешимости римских пап

Хорошо известно, что римские папы приветствовали главу еретиков-монтанистов (II век) и даже дали ему свою грамоту. Монтанисты пренебрегали иерархией и дисциплиной Церкви. Считали только себя святыми или «пневматиками», а всех остальных христиан — за низший род, «психиков». Впадали к экстатические припадки, которые у них считались проявлениями дара пророческого. Ересь монтанистов была осуждена на I Вселенском Соборе в Никее (325).

То же самое было и по отношению к ереси пелагианства. Папа Зосима (V век) поначалу защищал самого Пелагия от осуждавших его африканских епископов.

Другой римский папа, Либерий I (IV век), осудил Св. Афанасия Великого и подписал арианский сирмийский Символ веры.

Папа Вигилий I (VI век) сыграл противоречивую роль в спорах православных халкидонитов и еретиков-нехалкидонитов, то выступая за одних, то за других по вопросу о двух природах, божественной и человеческой, во Христе.

Кроме этого, существовали и анафематствованные папы, например Гонорий I (VII век). Он дважды толерантно поддерживал еретиков-монофелитов, отрицавших наличие наряду с божественной, ещё и человеческой воли у Христа. Папа Гонорий I был осуждён как сторонник этой ереси на VI Вселенском Соборе (680–681). Вселенский Собор анафематствовал римского папу как еретика, показав что авторитет Вселенского Собора выше папы.

После отпадения в раскол римские папы противоречили друг другу в своих решениях ещё больше. Так, папа Павел III (1468–1549) учреждал орден иезуитов, папа Климент XIV (1705–1774) называл вредным и позорным и уничтожал орден, а папа Пий VII (1742–1823) вновь восстановлял.

Кстати, Пий VII был тем папой, который короновал узурпатора Наполеона в качестве Императора. И был ему верным слугой, дав Наполеону религиозную легитимность. Папа отправил всех французских епископов в отставку, и далее новых назначал уже Наполеон, а папа давал лишь своё согласие (инвеституру). Государство согласилось оплачивать расходы духовенства, а духовенство стало присягать государству на верность. Папа пошёл на большой компромисс с революцией и демократией.

И после всего этого папа Пий IX (1792–1878) провозгласил новый догмат о непорочном зачатии Пресвятой Девы (1854) и догмат о папской непогрешимости (1870). Интересно, что в период его понтификата в Папской области, в которой он был глава государства, было приговорено к смерти 133 человек. Вот такой «непогрешимый» духовный и одновременно жестокий светский владыка.

Идея папской непогрешимости — ключевая для папства, проходящая красной нитью через всю его историю. Это главный догмат римского католического папизма.

Это одно из страннейших утверждений римокатолицизма. Католические богословы должны были бы доказывать этот непогрешимый авторитет папы на основе постоянного откровения свыше. Так как утверждать непогрешимость пап в делах веры — это то же самое что утверждать, что папа есть живой орган Святого Духа, который не только истолковывает истину, но сам творит эту истину. Римский папа сам себе закон и сам себе истина.

Ультрамонтанская (папистская) теология ещё с XVI столетия сформулировала принцип, что папа непогрешим, когда определяет предметы веры и благочестия ex cathedra. Эта «неспособность заблуждаться», собственно, и была провозглашена на I Ватиканском Соборе.

Фото: Banauke / Shutterstock.com

Треножник Пифии и кафедра епископов Рима

Католики говорят о том, что папа как простой человек может ошибаться, но как папа, говорящий с высоты своей кафедры, «не способен заблуждаться».

Это похоже на убеждение марксистов, сформулированное Ульяновым (Лениным), о том, что «учение Маркса верно, потому что всесильно», притом что «марксизм не догма, а руководство к действию». Папизм безгрешен, потому что всесилен, но может в частном порядке и погрешать.

Самое туманное в этом учении — та грань, когда папа говорит с кафедры (катедратически), а когда не с кафедры, в качестве частного лица (некатедратически)?

Здесь напрашивается сравнение с треножником Пифии из Древней Греции. Пифия — жрица–прорицательница Дельфийского оракула, которая якобы пророчествовала, когда садилась на большой медный треножник, впадая в экстаз от одурманивающих паров, исходящих из каменной расселины.

Получается, что папа без своей кафедры, которая только воображается католическими богословами, не может быть непогрешимым, совсем как Пифия без своего треножника не могла пророчествовать.

Это действительно очень странно. Если папа действительно непогрешим, то находится ли он на папской кафедре или не находится, не должно быть важным. Папа должен тогда в любое время, в любом месте и в любом вопросе быть непогрешимым. В реальности невозможно отделить, когда папа говорит ex cathedra, а когда — частным образом. Католики утверждают, что он непогрешим, когда провозглашает новые догматы. Но это и есть погрешимость, когда вводится что-то новое, неизвестное ранее для христианского учения.

Культ папы и папомания

Для римского католичества папство — ключевой момент их веры. Католичество вообще можно назвать культом пап или папоманией.

Папа Бонифаций VIII (ок. 1235–1303) провозгласил, что главный долг христианина заключается в безусловной покорности папам. Собственно это и есть главный догмат римского папизма, обуреваемого властолюбием его пап. Папа Пий IX, по сути, своим новым догматом провозгласил, что католик не может спастись, если не повинуется папе.

Папа реально поработил Римскую церковь. Папе приписывается полнота власти в церкви, безапелляционная и абсолютная.

Эта духовная тирания, духовный деспотизм, потому что папский авторитет не подтверждают ни Священное Писание, ни Священное Предание Церкви. Папская власть есть нарушение, узурпация, незаконный захват власти в западном церковном теле, который не допускался ни Самим Христом, ни Его апостолами.

Папа претендует на звание единственного универсального епископа, викария Христа, тогда как Евангелия знают 12 апостолов и ещё других 70 апостолов, от которых и пошли другие христианские епископы. В католицизме же есть один папа, и другие католические епископы есть лишь викарии папы, не равные ему, а дающие при возведении в епископский сан присягу верности самому папе.

Даже безбрачие, целибат католического духовенства есть мера, направленная на обладание всем миром. Стремление к господству папства через безбрачие создавало оторванность католического духовенства от семьи, от Отечества. От любой связи, кроме связи с папской властью. Отсюда произрастает последовательный клерикализм католицизма, отделение клира от паствы. Бытовавшие запреты на изучение Библии.

Фото: Marcin Kadziolka / Shutterstock.com

Миряне в римокатолицизме — это объект обладания. Это отражается даже в лишении мирян евхаристической крови при причащении.

По мнению древних, — говорил наш А. С. Хомяков, — записанному в Ветхом Завете, тело есть косное вещество, а кровь есть жизнь. Итак: «Вам, миряне, тело, вещество; ибо вы не более как вещественное тело церкви. А нам, церковникам, кровь, ибо мы жизнь церкви».

(См.: «Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях»).

То, что главенство власти пап есть главный догмат католицизма, хорошо показывает униатство. В униатстве разрешена восточная литургия, восточные обряды, разрешается духовенству брак. Униаты-миряне приступают наравне с духовенством к причащению, в богослужении допускаются национальные языки. Но жёстко сохраняется примат папской власти, папского главенства.

Существо православного взгляда на папизм выразил глубокий православный богослов, святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867):

Папизм присваивает папе свойства Христа и тем отвергает Христа… Папа есть идол папистов; он — божество их. По причине этого ужасного заблуждения благодать Божия отступила от папистов; они преданы самим себе и сатане — изобретателю и отцу всех ересей, в числе прочих и папизма. В этом состоянии омрачения они исказили некоторые догматы и таинства, а Божественную Литургию лишили её существенного значения, выкинув из неё призывание Святаго Духа и благословение предложенных хлеба и вина, при котором они пресуществляются в Тело и Кровь Христовы… Никакая ересь не выражает так открыто и нагло непомерной гордости своей, жестокого презрения к человекам и ненависти к ним.

Зачем к нам хочет приехать римский папа? Зачем к нам хочет приехать тот, кто не является для большинства верующих нашей страны отцом? Зачем в Россию — наследницу Восточного Рима, Византии, хочет «заехать» создатель Запада, который в той или иной степени противостоял Православному Востоку тысячу лет?

Пускай он проедет мимо России, не «заезжая» к нам. Нам не нужны ни визиты «вежливости», ни визиты «покаяния», ни «дипломатические визиты» главы Ватикана. Папе нечего делать в России. Она должна для него быть закрыта навсегда.

Автор:
Смолин Михаил